Мастер-класс "Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
Материалы мастеркласса для педагогов ДОУ по теме""Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shipunovarr.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность учителя-логопеда и воспитателя группы в работе по формированию лексико-грамматических представлений дошкольников»
Правильная речь – главнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить речевые нарушения, то при поступлении у детей неизбежно возникают трудности общения с окружающими.
В настоящее время в дошкольных учреждениях вопросу преемственности в работе узких специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В старшей и подготовительной к школе группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели.
В нашем МАДОУ д/с № 20 «Золушка» в 20117 учебном году 2 старшие, 2 подготовительные к школе группы и 1 группа комбинированного вида.
Преемственность в работе учителей-логопедов и воспитателей групп для детей среднего и старшего дошкольного возраста начинается с начала учебного года.
Совместная коррекционная работа в этих группах предусматривает решение задач, при которых учителя-логопеды формируют первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.
Исходя из этого, разделяются задачи учителей-логопедов и воспитателей:
Задачи учителей-логопедов в работе с воспитанниками с ОНР: | Задачи воспитателей в работе с воспитанниками с ОНР: |
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них на ПМПк. | |
Работа по коррекции звукопроизношения. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. | Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками в процессе всех режимных моментов. |
Работа по коррекции слоговой структуры слова. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Предупреждение нарушений письма и чтения. | Закрепление навыков звукового анализа слов, чтения и письма. |
Развитие лексико-грамматического строя речи | Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по изучаемой лексической теме в процессе всех режимных моментов. Системный контроль над грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. |
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. | |
Развитие высших психических функцийна бездефектном речевом материале. | Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях. |
Предлагаю подробнее рассмотреть систему работы над формированием лексико-грамматических представлений. Систематическая организация занятий, правильное руководство ими и повседневные наблюдения – это важные педагогические условия грамотной организации этой деятельности педагогом в повседневной жизни.
Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения, ребенок вынужден осваивать необходимые способы речевого поведения, функциональные типы высказываний. В быту, труде, конструировании – всюду ребенок вносит игровой элемент: рисование сопровождается вокализациями, звукоподражаниями, развитием игрового сюжета; сконструированные гаражи и дома включаются в игру с куклами; услышанная сказка становится основой театрализованного действия. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения реплики, вопросы. В творческой игре бурно развивается язык ребенка, грамматическое оформление речи. Взрослый не должен ставить перед такими играми речевые цели, их формирование побочный продукт игры.
В педагогическом процессе могут использоваться аналоги свободных творческих игр – сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации, в которых ставятся речевые задачи (на обогащение словаря, использование грамматических форм, развитие связной речи). В этих играх сам сюжет побуждает детей использовать при описании предметов и картинок предложения разной структуры. Структура предложений в речи детей усложняется в связи с расширением сфер и форм общения. Особенно большой вклад в этот процесс вносят сюжетно-ролевые игры и игры- драматизации на основе литературных произведений. Драматизации хороши тем, что включают в качестве источника для подражания, для заимствования речевых оборотов высокохудожественный текст и вместе с тем предполагают импровизацию. Смена сцен является живой моделью текста, облегчающей запоминание, создающей семантическую (смысловую) основу речи.
Наряду с названными ранее используются и дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы. Эти игры имеют не только игровой смысл. Они стимулируют детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывают языковое чутье. В таких играх неуместны репродуктивные ответы (Оля повтори: не стало ручек). Неуместны подчеркнутые исправления ошибок. Взрослый должен фактически подтверждать высказывание, распространять его, включать нормативную форму. Например: Мальчик произносит: «другая кошка спит у мамы на ковре, а вот эта кошка катает все, а вот эта пьет из блюдечка молоко». Педагог: «правильно – пестрый котенок спит у мамы на ковре, рыженький котенок катает клубки, а серенький лакает из блюдечка молоко», такое уточнение дает ребенку верную форму того высказывания, к которому он стремился сам, и вместе с тем не сбивает его, не обижает.
Для освоения лексико-грамматического строя полезны игры – экспериментирования, логические игры. В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно-следственных связях, временных и пространственных зависимостях. Чтобы эти знания отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимо давать детям творческие задания, требующие использования полученных знаний в речевой и игровой деятельности.
В процессе ознакомления с художественной литературой формируются умения использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование, словотворчество). Для успешного формирования навыков диалогической и монологической речиполезно использовать приемы мнемотехники.
Косвенное влияние на формирование грамматического строя речи оказывают также пальчиковые игры, игры с камешками, бусами, так как упражнения на развитие мелкой моторики активизируют речевые зоны головного мозга.
Ряд зависимостей (временных, пространственных) дети осваивают в подвижных играх. От того, насколько регулярно и квалифицированно они организуются, зависит не только здоровье, но и речевое развитие воспитанников. В них формируются произвольность внимания, поведения. А это имеет значение для развития двигательной и речевой активности.
В нашем дошкольном учреждении в составе общеобразовательных групп присутствуют дети с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). Эффективным способом для побуждения к речи детей с ТНР является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:
• выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;
• создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;
• опосредованное общение через игрушку;
• показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
• составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;
• оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.;
• приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.
Зачастую у детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:
• привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;
• предложение кому-то из детей исправить ошибки;
• повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.
Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с речевыми нарушениями очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.
Каждый режимный момент в ДОУ обладает потенциалом для решения коррекционных задач. Предлагаю педагогам рассмотреть подробнее каждый режимный момент и сформулировать задачи коррекции речи, для решения которых он может быть использован педагогом в ДОУ.
Коррекционные возможности режимных моментов
Режимные моменты | Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений | Коррекционные задания для развития моторики |
Утренняя гимнастика |
| Выполнить последовательно несколько физических упражнений (ходьба и бег с согласованными движениями рук и ног, прыжки) |
Подготовка к завтраку, завтрак |
-беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы (чашка чая, стакан кофе, тарелка каши…) - падежные конструкции с простыми предлогами (ложка на столе, салфетка под тарелкой…)
| Правильно выполнять действия дежурного по столовой (расстилать салфетки, аккуратно ставить на стол посуду и столовые приборы) |
Подготовка к занятию |
| Правильно раскладывать материал, инструменты, пособия, необходимые для занятий. |
Дежурство в уголке природы |
| Правильно выполнять обязанности дежурного (поливать комнатные растения, рыхлить почву, кормить рыбок) |
Подготовка к прогулке. Прогулка |
| Правильно выполнять ряд действий при подготовке к прогулке: одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки; работать на участке: собирать природный материал для занятий, рыхлить почву. |
Подвижные игры | Согласовывать речь и движения при выполнении отдельных игровых действий | Четко, быстро, ловко выполнять различные игровые действия |
Театрализованные игры | Выразительно произносить текст знакомой сказки, стихотворения. Правильно использовать прямую и косвенную речь. | Выполнять ряд движений в зависимости от произносимого текста, музыкально-ритмического движения |
Сюжетно-ролевые игры | Использовать речь для распределения ролей, ролевого взаимодействия, усвоения ролевых взаимоотношений. Планировать с помощью речи последовательность действий при возведении коллективных построек. Составить рассказ об игре | Четко и координировано выполнять движения при подготовке необходимых для игр атрибутов, сооружении коллективных построек. |
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволит добиться положительных результатов в формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ТНР (опыт работы)
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с нарушением речи
D статье рассматриваются варианты решения одной из актуальных задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, а именно: формирование лексико-грамматического строя речи. Авторы предлаг...
Конспект НОД по формированию лексико -грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР "ОБУВЬ".
Материал занятия включает лексические и грамматические упражнения по теме "Обувь"(использование союзов, образование относительных прилагательных), а также опорную схему, которая научит дошкольни...
паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников
паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...
КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»
Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....