Развитие речевого подражания
консультация по теме

Радченко Оксана Николаевна

Развитие речевого подражания

Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка.
Развитие у ребенка раннего возраста речевого подражания требует соблюдения ряда условий:
Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.
Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой . Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения – воспроизведения слов без подлинного Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого :
речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Требования к речи ребенка : ответы ребенка принимаются в любом виде.


Самолёты Предложите ребенку поиграть в самолётики.
– Послушай стихотворение про самолёт:

По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!

– Давай поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Пароходы Предложите ребенку поиграть в пароходики.
– Послушай стихотворение про пароход:

Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!

– Давай поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.

Машины. Предложите ребенку поиграть в машинки.
– Послушай стихотворение про машину:

«Би-би-би», – гудит машина:
Не поеду без бензина!

– Давай поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
 

Паровозы. Предложите ребенку поиграть в паровозики.
– Послушайте стихотворение про паровоз:

Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!

– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-ТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.

Ёжик. Игра проводится на ковре, ребенок стоит напротив взрослого.
– Давай поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а ты повторяй за мной!

Вот свернулся ёж в клубок,

(присаживаемся на корточки)

Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»

(говорим жалобным голосом вместе с ребенком)

Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!»

(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Игру можно повторять несколько раз.

Ехали-ехали. Предложите малышу поиграть в игру «Ехали-ехали».
– Слушайте и повторяйте за мной!

На лошадке ехали,
В огород заехали.

(легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи)

ГОП-ГОП-ГОП!
ГОП-ГОП-ГОП!

(хлопки ладошками – два коротких, один длинный)

На машине ехали,
До угла доехали.

(повороты руками, которые будто держат руль)

БИ-БИ-БИ!
БИ-БИ-БИ!

(большим пальцем надавить на сигнал)

Паровозом ехали,
До горы доехали.

(круговые движения руками, согнутыми в локтях в направлении вперед-назад)

ТУ-ТУ-ТУ!
ТУ-ТУ-ТУ!

(широкое движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз, как будто тянем рычаг гудка)


Дом большой, дом маленький. Предложите ребенку поиграть в мишку и зайку.
– Давай поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а ты повторяй за мной!

У медведя дом большой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)

А у зайки маленький:
АЙ-АЙ-АЙ!

(говорим тонким голосом, приседаем на корточки)

Мишка наш пошел домой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(говорим низким голосом, идем вразвалку)

Да и крошка заинька:
АЙ-АЙ-АЙ!

(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, взрослый говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Ребенок договаривает: «большой!» Далее: «А у зайки...», а ребенок договаривает: «...маленький!» и т. д. Или Взрослый говорит: «Мишка наш...» и делает паузу, а ребенок договаривают уже фразу: «...пошел домой!».
Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая ребенку вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).

Баба сеяла горох. Предложите малышу поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».
– Давай поиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушай и повторяй за мной!

Баба сеяла горох:
ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

(подпрыгиваем на двух ногах)

Обвалился потолок:

(останавливаемся, поднимаем руки вверх, затем резким движением опускаем руки вниз)

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

(подпрыгиваем на двух ногах)

Баба шла, шла, шла,

(идем)

Пирожок нашла.

(останавливаемся, присаживаемся на корточки и «поднимаем» воображаемый пирожок)

Села, поела,

(«едим» пирожок)

Дальше пошла.

(идем)
Если ребенок не умеет прыгать, или не хочет повторять движения за взрослым самостоятельно, возьмите его за обе руки и побуждайте двигаться вместе с вами. После того, как дети запомнят текст стихотворения, можно делать паузы в разных местах, побуждая детей к произнесению слов и фраз.

На! Дай! Продемонстрируйте ребенку игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:
– НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Предложите малышу дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек).
При этом ребенок учится просить то, что ему необходимо, у взрослых и сверстников, учится делиться.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_podrazh_rechi.docx237.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого подражания

Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка.

Развитие у ребенка раннего возраста речевого подражания требует соблюдения ряда условий:

Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.

Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой . Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения – воспроизведения слов без подлинного Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого :

речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Требования к речи ребенка : ответы ребенка принимаются в любом виде.

Самолёты Предложите ребенку поиграть в самолётики.

– Послушай стихотворение про самолёт: 

По земле разбежался, 

В небо поднялся! 

Летит самолёт 

Прямо вперёд! 

– Давай поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!» 

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Пароходы Предложите ребенку поиграть в пароходики.

– Послушай стихотворение про пароход: 

Пароходик домой 

Спешит по прямой! 

На волнах качается, 

Брызги разлетаются! 

– Давай поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!» 

Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.

Машины. Предложите ребенку поиграть в машинки.

– Послушай стихотворение про машину: 

«Би-би-би», – гудит машина: 

Не поеду без бензина! 

– Давай поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!» 

Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.

Паровозы. Предложите ребенку поиграть в паровозики.

– Послушайте стихотворение про паровоз: 

Весёлый паровозик 

Вагончики возит! 

Трубой пыхтит, 

Колёсами стучит! 

– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-ТУ!» 

Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.

Ёжик. Игра проводится на ковре, ребенок стоит напротив взрослого.

– Давай поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а ты повторяй за мной! 

Вот свернулся ёж в клубок, 

(присаживаемся на корточки)

Потому что он продрог. 

«ОЙ-ОЙ-ОЙ!» 

(говорим жалобным голосом вместе с ребенком)

Лучик ёжика коснулся, 

Ёжик сладко потянулся. 

«АЙ-АЙ-АЙ!» 

(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)

Игру можно повторять несколько раз.

Ехали-ехали. Предложите малышу поиграть в игру «Ехали-ехали».

– Слушайте и повторяйте за мной! 

На лошадке ехали, 

В огород заехали. 

(легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи)

ГОП-ГОП-ГОП! 

ГОП-ГОП-ГОП! 

(хлопки ладошками – два коротких, один длинный)

На машине ехали, 

До угла доехали. 

(повороты руками, которые будто держат руль)

БИ-БИ-БИ! 

БИ-БИ-БИ! 

(большим пальцем надавить на сигнал)

Паровозом ехали, 

До горы доехали. 

(круговые движения руками, согнутыми в локтях в направлении вперед-назад)

ТУ-ТУ-ТУ! 

ТУ-ТУ-ТУ! 

(широкое движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз, как будто тянем рычаг гудка)

Дом большой, дом маленький. Предложите ребенку поиграть в мишку и зайку.

– Давай поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а ты повторяй за мной! 

У медведя дом большой: 

ОЙ-ОЙ-ОЙ! 

(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)

А у зайки маленький: 

АЙ-АЙ-АЙ! 

(говорим тонким голосом, приседаем на корточки)

Мишка наш пошел домой: 

ОЙ-ОЙ-ОЙ! 

(говорим низким голосом, идем вразвалку)

Да и крошка заинька: 

АЙ-АЙ-АЙ! 

(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)

После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, взрослый говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Ребенок договаривает: «большой!» Далее: «А у зайки...», а ребенок договаривает: «...маленький!» и т. д. Или Взрослый говорит: «Мишка наш...» и делает паузу, а ребенок договаривают уже фразу: «...пошел домой!».

Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая ребенку вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).

Баба сеяла горох. Предложите малышу поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».

– Давай поиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушай и повторяй за мной! 

Баба сеяла горох: 

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК! 

(подпрыгиваем на двух ногах)

Обвалился потолок: 

(останавливаемся, поднимаем руки вверх, затем резким движением опускаем руки вниз)

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК! 

(подпрыгиваем на двух ногах)

Баба шла, шла, шла, 

(идем)

Пирожок нашла. 

(останавливаемся, присаживаемся на корточки и «поднимаем» воображаемый пирожок)

Села, поела, 

(«едим» пирожок)

Дальше пошла. 

(идем)

Если ребенок не умеет прыгать, или не хочет повторять движения за взрослым самостоятельно, возьмите его за обе руки и побуждайте двигаться вместе с вами. После того, как дети запомнят текст стихотворения, можно делать паузы в разных местах, побуждая детей к произнесению слов и фраз.

На! Дай! Продемонстрируйте ребенку игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:

– НА, зайка, МЯЧИК! На! 

Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!» 

Предложите малышу дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек).

При этом ребенок учится просить то, что ему необходимо, у взрослых и сверстников, учится делиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общего и речевого подражания в играх

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме л...

Развитие речевого подражания

информация для логопедов...

Игры для развития общего и речевого подражания

Игры для развития общего и речевого подрожания....

буклет "Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания"

Взрослому нужно создавать такие ситуации, в которых у малыша появилось бы желание повторять одни и те же звукосочетания много раз. Предлагаю игры на создание таких ситуаций....

Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.

Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания. Игра «Сделай, как я делаю». Цель игры: научить ребенка подражать движениям головы, рук, н...