Формирование графомоторного навыка
консультация (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторного навыка у детей
К важному параметру школьной зрелости относиться уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревание соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение – факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находиться на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка.
Далее представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка
1,5 – 2 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
2 – 3 года
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.
3 – 3,5 года
Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5 – 4 года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5 лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.
Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается пмсато буквы.
6 – 7 лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным. Следует обращать внимание на такие ошибки:
- невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца;
- лишние движения на другой руке, ноге (синкенизии);
- при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты;
- медленное выполнение отстукивание ритмов;
- при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений;
- в пробах а имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнений.
Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц.
К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравиться», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».
Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движение кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, рук, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 6 – 7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.
Для развития графического навыка следует использовать:
- графический диктант;
- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
- рисование по контурам, точкам, клеточкам;
- штриховка с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.
Развитию мелкой моторики руки помогает:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на освоение предметных действий.
Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
В 6 - 7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:
- прямые вертикальные (сверху вниз);
- горизонтальные (слева направо);
- наклонные;
- клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
- полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломанные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнение на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
План работы учителя-логопеда с родителями на 2009-2010 учебный год.
Срок | Группа | Содержание |
Сентябрь- октябрь | № 7, 13, 10, 3, 14, 6, 9 | Выступление на родительском собрании. Результаты логопедического обследования. Профилактика речевых расстройств. Система логопедической помощи в ДОУ. |
В течение года | Дошкольн. группы | Индивидуальные беседы с родителями «Как заниматься с ребенком дома», для родителей детей, зачисленных на логопедические занятия. |
Ноябрь | № 3, 10, 14 | Мастер –класс «Речевые игры». |
В течение года | Все группы | Семинары-практикумы по постановке звуков дома, по развитию фонематического слуха, по развитию мелкой моторики руки. По запросу родителей. |
Декабрь | Выборочно | Консультация для родителей детей с проблемами в развитии речи. |
Декабрь | Выборочно | Беседы с родителями «Автоматизируем звуки дома» |
В течение года | Все группы | Семинар – практикум по выполнению артикуляционной гимнастики дома. |
Январь | № 6, 9 | Мастер – класс «Игровые упражнения на развитие мимики» |
Февраль | № 7, 13 | Выпуск информационного листа «Подготовка к письму» |
Март | Ранний возраст | Консультация «Поможем малышу заговорить» |
Апрель | Ранний возраст, №6, 9, 5 | Практикум «Игры с прищепками» |
Май | № 7, 13 | Консультация «Подготовка ребенка к школе» |
Май | Выборочно | Индивидуальные беседы «Развитие речи детей в летний период» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Авторский проект "Волшебная иголочка"-формирование графомоторных навыков посредством обучения технике "изонить"..
В проекте представлен опыт работы по обучению детей с ОНР технике "изонить ",детские работы....
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлены основные направления работы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...
"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"
консультация для воспитателей и логопедов...