Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) средствами изобразительного искусства.
статья по коррекционной педагогике на тему

Мельникова Ольга Васильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_konferentsiya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида)

средствами изобразительного искусства.

Мельникова Ольга Васильевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка»

  Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.  

Мою группу посещает ребенок с диагнозом грубое ЗПР (F5). Исходя из заключения и рекомендаций ПМПК, мною совместно  с узкими специалистами  был разработан  индивидуальный образовательный маршрут  сопровождения ребенка инвалида  с диагнозом ЗПР. Одним из направлений  данного маршрута, является развитие творческих способностей ребенка. Своими непосредственными задачами в работе с данным ребенком я поставила следующее:  создание  максимально благоприятных условий  для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода.  Необходимость  развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, научить ребенка  навыкам изобразительной грамоты, развить способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

Встретившись  первый раз с ребенком, я постаралась   найти с ним контакт.  Что мне и удалось. В процессе общения выяснила   умения и навыки ребенка: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал и круг. На последующих занятиях  выяснила  художественную одаренность ребенка  посредством использования различных игр  таких как: разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей) ,  сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки)   ,    серия «Дополни изображение» (что увидел котёнок), серия «Лото» (что нужно повару, врачу и т. д.) Одним из важнейших компонентов , считаю  эмоциональный настрой  для этого может быть использована игра, персонаж кукольного театра, эпизод из сказки с нарисованными персонажами  и т. д.).

Индивидуальную работу с данным ребенком  я строю  из 4-5 частей это может быть  стихотворение или рассматривание иллюстраций по теме образовательной деятельности, показ образца,   подготовка руки: пальчиковая гимнастика,   объяснение задания ,      непосредственная работа. Специфика построения деятельности у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я   использую  выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаю  пальчиковую  гимнастику ,так как  пальчиковая гимнастика, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

Я считаю, что  огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому необходимо стараться  постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами. Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Для своей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья  я  выбираю и нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал  я стараюсь представить  как увлекательный, игровой, как сказка или история с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребёнку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции.  Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что шприцами можно рисовать, что можно рисовать и пальчиками, и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Нетрадиционные техники — это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Ребенок-инвалид решает сам какую технику в какой технике он будет сегодня работать. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельностью  с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения.

В своей работе я  использую  принцип интеграции. Нарисовал ребенок ёлочку —  предлагаю  украсить ее разноцветными шариками, вырезанными из бумаги, нарисовал Деда Мороза — борода, шапка, отделка костюма из ваты, так же можно украсить костюм снежинками, выбитыми фигурным дыроколом. Я стараюсь не навязывать своего мнения, считаю необходимым    подвести ребенка к самостоятельному принятию решения.

Работа с родителями ребенка с ОВЗ, так же является неотъемлемой частью , при разработке и проведении образовательно- коррекционного процесса и включает в себя все виды и направления . В частности мною были проведены консультации : « Особенности развития продуктивной деятельности  у детей с нарушением интеллекта», « Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук», совместный проект « Использование элементов изобразительного народного творчества  для развития детей с ЗПР дошкольного возраста» и так далее.

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаются  условия для успешной адаптации в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительной деятельности

В данной презентации представлена методика диагностики уровня овладения изобразительной деятельность детей раннего возраста ....

«Влияние нетрадиционных видов изобразительной деятельности на развитие творческих способностей ребенка»

В статье рассказывается о влиянии  нетрадиционных видов изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей и приводятся нетрадиционные методы работы....

Районный семинар - практикум "Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным творчеством через применение нетрадиционных художественных материалов"

25 марта я побывала на семинаре практикуме, на котором мы изготавливали композицию на Георгиевской ленточке, "веточка яблони". Материал с которым мы работали - Фоамиран. Я впервые работала с...

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....

Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"

Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...