Конспект родительского собрания на тему: «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Лебедева Татьяна Витальевна

Представлено содержание работы по гендерному вочпитанию детей в детском  саду и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

на тему: «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»

Цель: Расширить представления родителей об особенностях полоролевого развития детей

Задачи:

  1. Сформировать у родителей  представление о работе детского сада по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников;
  2. Помочь родителям в создании условий для полоролевого развития детей в семье;
  3. Упражнять родителей в использовании гендергого подхода в процессе игровой деятельности;

4. Повысить интерес родителей к жизнедеятельности детского сада.

Форма проведения: круглый стол, на котором присутствуют педагоги и родители.

Ход  родительского собрания

1.       Выступление воспитателя:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались в непривычной  обстановке, за большим круглым столом, чтобы  поговорить о нашей общей проблеме - о воспитании детей с учётом их гендерних  особенностей. Это и будет темой нашего родительского собрания. На столе лежат картинки с изображением различных предметов, возьмите,  пожалуйста, те картинки, которые  определяют пол   Вашего  ребёнка, чтобы мы могли понять, ребёнка какого пола вы воспитываете . Упражнение  листочек»

Как Вы думаете, чем различается полоролевой подход к мальчикам и девочкам?

С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли – голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая - у девочек. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой.

Что мы воспитываем в девочках? В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность.

Что мы чаше прощаем мальчикам? Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость.  Ребёнок в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

На что вы  опираетесь в воспитании ваших детей?

Любовь, желание вырастить их полноценными членами общества - это движущий фактор в воспитании, но знания об особенностях развития своего ребёнка-это оружие, которым мы должны умело владеть, воспитывая в нашем ребёнке  те или иные качества.

Я хочу вас познакомить с гендерными особенностями детей.

Внимание на проблему полоролевой социализации детей отечественные учёные стали обращать только в конце прошлого столетия. До этого времени отечественная наука, по замечанию И.С Кона, была  без полой : изучалось психическое развитие ребёнка, личности без учёта половой принадлежности. В последнее время специалисты обращают всё большее внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учёта их пола чревато многими Девочки чувствительны  последствиями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика и девочки, но и нередко на их дальнейшей жизни.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах, происходит принятие гендерной роли:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим  образом;
  • в возрасте 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что  гендер не изменяется; мальчики становятся мужчинами, а девочки -  женщинами, эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.

Осуществляя воспитательный процесс, необходимо знать, что существует  4 гендерных типа, которые могут проявляться в людях независимо от пола.

Мускулинность  – мужественность. Ценят авторитет, независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения; нуждаются в общении с мужчиной; не терпят возражений, отстаивают своё мнение любым способом;  имеют позицию лидера;

Фемининность - женственность. Отличаются подчинённым поведением, ведомые; осторожны, ограничивают своё (исследовательское пространство); высокая потребность в поддержке, избегают контактов с мускулинными детьми; у мальчиков появляются трудности  в общении;

Андрогинность – смешанность. Свободны от жёсткой половой типизации; самостоятельно преодолевают трудности; высокая социальная активность ,контактность, хороший организатор; настойчивы, самостоятельны ,высокий уровень  достижений.

Недефференцированность - ребёнок себя не соотносит с каким – либо полом. Отсутствуют полоролевые ориентиры, пассивны, низкие реальные достижения, социальное неприятие в коллективе сверстников.

Анализ литературы показывает, что мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают и думают.

Чем же отличаются друг от друга мальчики и девочки?

(таблица - различий мальчиков и девочек)

Реализуя ФГТ  в детском саду, большое внимание уделяется гендерному подходу – мы создаём условия для полноценного физиологического развития разнополых детей;

Гендерный подход при организации приёма питания:

Дети кушают с большим аппетитом, если; девочкам говорить ,что нужно есть чтобы:

.(кожа , ногти и волосы были красивыми);

(Чтобы выглядели как принцессы)

-Мальчикам говорить,

(Что бы были крепкими, сильными)

Гендерный подход при организации сна:

Мальчикам нужно больше время для засыпания (15-20минут).

Девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок после сна.

Гендерная  маркировка.

В оформлении группы используем простейшие маркеры гендерных различий: маркировка на детских стульчиках, на шкафчиках для одежды, кроватках, а также гендерный подход в организации предметно-развивающей среды.

Огромное значение  в воспитании,  образовании и становлении любого человека имеет семья - это самый древний и важный институт воспитания. Большую  роль здесь играют семейные традиции. В полной  семье мальчики подражают папе, девочки стремятся быть похожими на маму. Очень важно помнить, что дети - это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей. Иная мама говорит своему пятилетнему сыночку: Что ты разнюнился? Мужчины не плачут! Но, простите, какой же он мужчина? Пока он только маленький мальчик, и относиться к нему надо соответственно. А поддержать его полоролевую составляющую следует только в состоянии успеха! Помог младшей сестрёнке, скажите ему: Какой ты молодец - настоящий мужчина растёт! Так он получит положительное подкрепление. А если поступать наоборот и при каждой неудаче  напоминать добродетели других, у ребёнка может возникнуть отвращение к ним.

Тот же принцип относиться и к девочкам.

Представьте себе: вы пришли с работы, а ваша дочка, перемазавшись в помаде, туфлях на огромных каблуках вертится у зеркала. Не пугайтесь. Это нормально, Девочка просто хочет быть похожей на вас! Если вы боитесь, что она сломает фирменную помаду, не держите её на видном месте, А  лучше всего - разделите с дочкой игру (во взрослую). Можно даже чуть-чуть накраситься как тётя, но потом тщательно смыть грим. Вреда от этого не будет, но сколько удовольствия! Это полоролевое воспитание. Но игра  – игрой, а девочку надо учить следить за собой по-настоящему. Сейчас разные фирмы предлагают косметику, специальную для детей. Чрезмерные запреты могут ожесточить женское начало будущей леди.

Мальчик и девочка - это два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Надо постараться понять своих детей, мальчиков, девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. А  суть - каким должен быть человек. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, которые наделали по незнанию.

 2.   Воспитатель задаёт родителям вопросы:

- какие качества, присущие женщине, вы хотели бы  воспитать  в Олесе?

- каким бы, вы, хотите вырастить Артёма?

- какие игрушки, вы, покупаете Родиону? - во что любит играть Даша?

- какие книги ,вы, читаете Владе?

- кто в вашей семье гуляет с ребёнком в выходной?

3.Аудиозапись «Так думают ваши дети»

Вопросы к детям:

- как ты думаешь, какими должны быть девочки? (мальчики?)

- в какие игры любят играть девочки? (мальчики)

чтобы, ты, подарил девочке (мальчику) на день рождения? Что нам может помочь в воспитании

4. Игровые упражнения с родителями.

1. Игра» Мир без тебя»

 2.Упражнение «Мне в тебе нравится»                                                                                                                                                                                      

5. Рекомендации родителям:        

  • Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения (мужского и женского), если это не возможно, обратите внимание  детей на то, как ведут себя уважаемые ребёнком, взрослые (педагог, знакомые);
  • Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола (посещение д/с, прогулки, посещение и приглашение гостей), для них это будет хорошей тренировкой в поведении, свойственном представителям его пола;
  • Чаще привлекайте детей к посильной для них помощи родителям по дому, например, можно вместе с мамой испечь пирог для всей семьи, или с папой починить сломанную мебель;
  • Знакомьте детей с родословной семьи, рассказывайте  поучительные или  просто интересные  истории, которые произошли  с членами вашей семьи, необязательно только с близкими родственниками. Они будут способствовать развитию интереса ребёнка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания.
  • Организуйте дома пространство для игр с учётом пола ребёнка;
  • Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребёнок не получит ответа у вас, он найдёт его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
  • Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные сказки, пойте колыбельные, рассказывайте о былинных героях;
  • Формируйте у ребёнка поведение, свойственное представителям его пола с помощью совместных праздников, отдыха. При организации таких мероприятий необходимо учитывать возраст детей, ведь многие интересные для взрослых развлечения им не подходят.

Заключение:

На этом мы заканчиваем работу нашего «круглого стола», где мы обсудили  вопросы полоролевого воспитания дошкольников.

  И если у вас возникнут вопросы или затруднения в решении подобного рода задач, обращайтесь к воспитателям детского сада, психологу, мы всегда рады оказать вам помощь.

Уважаемые родители, в напоминание о нашей беседе, я хочу Вам раздать буклеты с подбором литературы, для домашнего чтения с учётом гендерного подхода, а так же памятки с рекомендациями по полоролевому воспитанию дошкольников.

 Спасибо за внимание и плодотворное  сотрудничество в работе!    

Литература

  1. «Дошкольное учреждение и семья - единое  пространство детского развития» Т. Н, Дронова и др, М, 2001.
  2. Еремеева  В. Д. »Мальчики и девочки: два разных мира» 2000.
  3. Татаренцева Н. Е. «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.»2007.
  4. Татаренцева Н. Е «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций» 2007.

        Подготовила и провела:                   воспитатель средней группы Лебедева Т.В.    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.

материалы по гендерному воспитанию...

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности детей младшего возраста»

Актуальность темы заключается в необходимости просвещения родителей в вопросах воспитания детей.Современные родители в силу своей занятости, а порой и нежелания, не уделяют должного внимания в воспита...

Родительское собрание "Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей"

Расширить представления родителей об особенностях полоролевого развития детей...

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

   Гендерный подход в воспитании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает...

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»...