Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности детей младшего возраста»
материал (младшая группа) на тему

Тарасова Светлана Геннадьевна

Актуальность темы заключается в необходимости просвещения родителей в вопросах воспитания детей.

Современные родители в силу своей занятости, а порой и нежелания, не уделяют должного внимания в воспитании самостоятельности ребёнка.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

родительского собрания

на тему «Воспитание самостоятельности детей младшего возраста»

Содержание

Предварительная работа

  1. Актуальность выбранной темы
  2. Воспитание самостоятельности детей младшего дошкольного возраста
  1. Знакомство родителей и воспитателей (использование игрового метода)
  2. Доклад воспитателя «О самостоятельности детей младшего возраста»
  3. Блиц-опрос на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»
  4. Решение проблемных ситуаций
  5. Рекомендации опытных родителей
  1. Итог встречи

Список литературы

Приложения

Предварительная работа

  1. Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Первые шаги к самостоятельности», «Кризис трех лет».
  2. Оформление стенда на тему «Я сам».
  3. «Библиотечка для родителей» – выставка литературы для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста», литературные произведения для детей (И. Муравейка «Я сама», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», народные потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и другие).
  4. Оформление папки-раскладушки «Значение самообслуживания в воспитании детей». Разработка памятки для родителей.
  5. Анкетирование родителей.

Актуальность

Актуальность темы заключается в необходимости просвещения родителей в вопросах воспитания детей.

Современные родители в силу своей занятости, а порой и нежелания, не уделяют должного внимания в воспитании самостоятельности ребёнка.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое.

Тема нашего собрания: Воспитание самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности.

Задачи:

  1. создать условия для знакомства родителей друг с другом, способствовать положительному взаимоотношению между ними;
  2. объединить усилия взрослых для успешной реализации в воспитании навыков самостоятельности детей;
  3. сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их);
  4. заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать.

План:

  1. Знакомство родителей между собой и воспитателями (использование игрового метода).
  2. Доклад воспитателя «О самостоятельности детей младшего возраста».
  3. Блиц-опрос на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?».
  4. Решение проблемных ситуаций.
  5. Рекомендации опытных родителей.
  6. Итог встречи.

Ход родительского собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на нашем собрании, потому что всем известно, что без союза с детьми, без Вашей поддержки и Вашей помощи, воспитание в детском саду – задача невозможная.

Для начала мы предлагаем Вам познакомиться (тренинговое упражнение-игра (родители поочерёдно кидают мяч воспитателям, называя себя).

Доклад воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста Стихотворение «Я сама» (И. Муравейка).

-        Давай будем одеваться.

  • Я сама! Я сама!
  • Пойдём, будем умываться...
  • Я сама! Я сама!
  • Ну, идём хоть причешу я...
  • Я сама! Я сама!
  • Ну, давай хоть накормлю я...
  • Я сама! Я сама!

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.

Давайте попробуем ответить на вопросы:

1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Проводится дискуссия.

Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?».

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

  • мыть руки, засучивая рукава;
  • мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • правильно пользоваться мылом;
  • не мочить одежду;
  • сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
  • одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы
  • замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому
  • своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
  • правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого.

Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием.

Ситуация №1

Воспитатель показывает фотографию, где мама кормит ребёнка и фотографию, на которой ребёнок ест сам.

Вопрос: Как Вы думаете, кто приобретает жизненный опыт самостоятельности? (разбор ситуации)

Меня кормили с ложки,

Но я подрос немножко,

Смотрите-ка скорее:

Я кушать сам умею.

Ситуация №2

Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.

Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации? (разбор ситуации)

Я умею одеваться,

Если только захочу,

Я и маленького братца

Одеваться научу.

Правда, я уже большой:

Сам ботинки надеваю

И холодною водой

Сам ладошки умываю.

И не плакал я с утра:

В садик мне уже пора!

Ситуация №3

Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.

Вопрос: Ваши действия? (разбор ситуации)

Ситуация №4

Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.

Вопрос: Как должна поступить мама в данной ситуации? (разбор ситуации).

Нам очень приятно видеть среди родителей тех, кто привел к нам второго, а некоторые и третьего ребенка. Думаем, Вам есть, чем поделиться с теми, кто стал родителями совсем недавно. Вам слово.

Рекомендации опытных родителей

Если говорить о воспитании самостоятельности, то можно дать следующие рекомендации родителям.

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, – дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия – ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Не нужно только забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей.

В заключение хочется сказать: дети – это счастье, созданное нашим трудом. Надеемся, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты. Мы благодарим всех родителей за участие в работе родительского собрания. Пусть дети радуют Вас своими успехами. Спасибо за внимание.


Литература

  1. Александрова З. «Что взяла, клади на место».
  2. Барто А. «Девочка чумазая».
  3. Васильева М.А., Комарова Т.С., Веракса Н.Е. От рождения до школы.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – С.128.
  5. Муравейка И. «Я сама».
  6. Обучение самостоятельности (пособие воспитание в картинках).
  7. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
  8. Цукерман Р.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности.
  9. Чуковский К. «Мойдодыр».

Приложение

Памятка для родителей

• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.

• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

• Старайтесь использовать игровую ситуацию.

• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Родительское собрание на тему:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» План подготовки и проведения собрания1.     Посещение семьи.Цел...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».Задачи родительского собрания.1. Повысить педагогическую компетентность родителей...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, нап...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании. Сформировать у родителей предс...

Родительское собрание на тему "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности"

Родительское собрание.Деловая игра для родителей «Я сам!:воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности"....