Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»
материал (младшая группа)

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Воспитатель: Сметанина С.Н.

Март 2022 г.

Цель: повышение педагогической культуры у родителей в воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 
- способствовать развитию понимания у родителей ценности в воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. 
- активно привлекать родителей развитию навыков самообслуживания детей дома.

На мольберте расположены половицы:

«Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить».

«Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло».

«Воспитывай детей с детства».

«К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь».

«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

«Детушек воспитать — не курочек пересчитать».

План:

• Доклад на тему: «Самостоятельность»

• Ситуации для анализа

• Организационные вопросы

• Итог встречи.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей встречи «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». 

Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

- Стал ли он другим за год?

- Что нового появилось? (высказывания родителей)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать «Я сам!»

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

  • Как вы считаете, действительно ли мы оказываем ребёнку помощь, делая все за него?
  • Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Очень важно отметить, что в детском выражении «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.  

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

  • Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
  • Как выходили из таких ситуаций?

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?

А сейчас давайте разберём ситуации:

Ситуация для анализа Родители зачитывают и объясняют.

Ситуация №1

Ребенку 4 года, а мама кормит ребёнка с ложки.

Вопрос: Как Вы думаете, приобретает ли ребенок жизненный опыт самостоятельности?

Ситуация №2

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит: - Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы: Правильно ли поступила мама? И почему? Бывают ли подобные ситуации у вас? Как вы выходите из них?

Ситуация №3

Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: “Никак не получается!”

Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?

Ситуация №4

Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.

Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?

Ситуация №5

Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.

Вопрос: Ваши действия?

Ситуация №6

Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.

Вопрос: Как должна поступить мама в данной ситуации?  

Так что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте? Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам! В детском саду воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. В результате, ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Воспитатель: Перед вами лист бумаги, напишите имя вашего ребенка, разделите лист на две половины, на левой половине напишите минусы (то, чего ребенок пока не умеет делать самостоятельно), на правой – плюсы.

(Родители выполняют задание)

- Молодцы, а теперь, давайте постараемся вместе, сообща, устранить все эти минусы!  

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности!

В заключение хочется сказать, что дети – это счастье, созданное нашим трудом. Надеемся, что наша совместная работа даст нам положительные результаты. Желаем Вам успехов в воспитании самостоятельности и сотрудничества в работе с детьми!

Разное.

Подведение итогов.

Уважаемые родители, мы благодарим вас за совместную работу.

Спасибо за внимание!

Приложение

Памятка для родителей:

• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.

• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

• Старайтесь использовать игровую ситуацию.

• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Воспитатель: Сметанина С.Н.

Март 2022 г.

Цель: повышение педагогической культуры у родителей в воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 
- способствовать развитию понимания у родителей ценности в воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. 
- активно привлекать родителей развитию навыков самообслуживания детей дома.

На мольберте расположены половицы:

«Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить».

«Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло».

«Воспитывай детей с детства».

«К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь».

«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

«Детушек воспитать — не курочек пересчитать».

План:

• Доклад на тему: «Самостоятельность»

• Ситуации для анализа

• Организационные вопросы

• Итог встречи.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей встречи «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». 

Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

- Стал ли он другим за год?

- Что нового появилось? (высказывания родителей)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать «Я сам!»

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

  • Как вы считаете, действительно ли мы оказываем ребёнку помощь, делая все за него?
  • Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Очень важно отметить, что в детском выражении «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.  

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

  • Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
  • Как выходили из таких ситуаций?

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?

А сейчас давайте разберём ситуации:

Ситуация для анализа Родители зачитывают и объясняют.

Ситуация №1

Ребенку 4 года, а мама кормит ребёнка с ложки.

Вопрос: Как Вы думаете, приобретает ли ребенок жизненный опыт самостоятельности?

Ситуация №2

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит: - Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы: Правильно ли поступила мама? И почему? Бывают ли подобные ситуации у вас? Как вы выходите из них?

Ситуация №3

Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: “Никак не получается!”

Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?

Ситуация №4

Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.

Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?

Ситуация №5

Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.

Вопрос: Ваши действия?

Ситуация №6

Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.

Вопрос: Как должна поступить мама в данной ситуации?  

Так что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте? Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам! В детском саду воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. В результате, ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Воспитатель: Перед вами лист бумаги, напишите имя вашего ребенка, разделите лист на две половины, на левой половине напишите минусы (то, чего ребенок пока не умеет делать самостоятельно), на правой – плюсы.

(Родители выполняют задание)

- Молодцы, а теперь, давайте постараемся вместе, сообща, устранить все эти минусы!  

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности!

В заключение хочется сказать, что дети – это счастье, созданное нашим трудом. Надеемся, что наша совместная работа даст нам положительные результаты. Желаем Вам успехов в воспитании самостоятельности и сотрудничества в работе с детьми!

Разное.

Подведение итогов.

Уважаемые родители, мы благодарим вас за совместную работу.

Спасибо за внимание!

Приложение

Памятка для родителей:

• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.

• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

• Старайтесь использовать игровую ситуацию.

• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста.»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни.Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность,...

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности детей младшего возраста»

Актуальность темы заключается в необходимости просвещения родителей в вопросах воспитания детей.Современные родители в силу своей занятости, а порой и нежелания, не уделяют должного внимания в воспита...

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста

Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из...

Родительское собрание на тему "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Цель нашего собрания опредилить оптимальные условия формирования самостоятельности ребенка в процессе трудовой деятельности.Первые проявления самостоятельности наблюдаются у детей в раннем в...