Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
консультация
Гендерный подход в воспитании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_vospitanie_detey_s_uchetom_gendernyh_osobennostey.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»
Офицерова Татьяна Вячеславовна,
старший воспитатель
Гендерный подход в воспитании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а так же с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами. Дети осознают, что эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.
К чему же приводит отсутствие у детей специфических черт, характерных для пола? Мальчики часто лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности. Девочки порой лишены нежности, скромности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Ребёнку необходимо понимать половое различие и свою половую направленность.
Вопрос гендерного воспитания в детском саду особо актуален. Ведь именно в этом возрасте закладываются азы, которые способствуют дальнейшему формированию мировоззрения. Воспитателям необходимо научить мальчиков быть решительными и храбрыми, как рыцари в своё время, быть воспитанными и подавать руку девочкам и всегда им помогать, защищать их, выполнять всю мужскую работу. Девочкам же надо показать аспекты женского воспитания: быть нежной, заботливой, внимательной, ласковой, замечательной женой и прекрасной мамой. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, необходимо обратить внимание на следующее:
- привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения - матери;
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому, что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Почему детей желательно воспитывать с учётом гендерных особенностей?
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков - зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Но не только поэтому детей надо воспитывать с учётом их гендерных особенностей. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот - маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в ДОУ (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребёнка с определённой социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь ДОУ полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины - воспитатели. в результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руки девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д.
Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и в своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей дифференцированному подходу к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При оценке поведения детей и результатов их деятельности воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочки очень важно, чтобы ею восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремится к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного понимания со стороны воспитателя. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить руководить ими. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Большого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно – пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.д. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта». Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Вместе с тем в настоящее время в массовой практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине–воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радует глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость и т. п. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Работая по проблеме гендерного воспитания, мы с особой тщательностью оформили игровые уголки, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Для игровой деятельности мальчиков и девочек отвели разное пространство. Игрушки для детей подобрали с учетом полового признака. «Уголок мальчиков» наполнен предметами мужского мира (машинами, конструкторами, строительным материалом, пилотками, касками и т.д.), позволяющими мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли. «Уголок девочек» наполнен предметами женского мира (куклами, колясками, домашней утварью и т.д.).
Подобрали художественную литературу, которая нацелена на воспитание важнейших качеств характера девочек и мальчиков. В игровых уголках поместили схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения. В развивающую среду внесли различные маркеры с акцентом на гендерную идентичность: на шкафчиках для одежды, кроватях, стульчиках дифференцированы метки для мальчиков и девочек, подобраны полотенца для вытирания рук, салфетки для стола, стаканчики для полоскания рта двух разных цветов.
В процессе руководства детской игрой стремимся создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволяют им быть успешными в современном обществе. С целью формирования у детей навыков осознанной гендерной принадлежности используем разнообразные формы и методы работы:
беседы;
обсуждение ситуаций;
наблюдения;
заучивание стихов и песен;
чтение художественных текстов;
дидактические и подвижные игры.
Знания закрепляем:
в играх «Чем похожи наши мамы, папы?» «Кто я в семье?» «Благородные поступки» и др.;
в развлечениях «Путешествие в страну мальчиков и девочек», « Ты и я - вместе дружная семья», КВН «В мире сказок и приключений».
Не менее важной задачей является формирование гендерной компетентности у родителей. Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были знающими, осведомленными в этом вопросе. С этой целью были проведены консультации «Воспитывать мальчишек…», «Воспитывать девчонок…»; проводили занятия с гендерной направленностью «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший»; выпущены информационные листы и памятки по данному направлению. В результате проделанной работы расширился кругозор детей, увеличился объем знаний по содержанию социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
Литература:
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. 1991
2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. — М., 1986.
3. Буракова М. Маскулинность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд, 2000
4. Вейнингера О. Пол и характер. М.: Латард, 1997.
5. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., Питер, 2005.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., Питер, 2006.
7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.
8. Майерс Д. Социальная психология. СПб., Питер, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему: «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»
Представлено содержание работы по гендерному вочпитанию детей в детском саду и в семье....
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
Особенности психического и физического развития, которые необходимо учитывать в воспитании детей....
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами....
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
консультация для воспитателей...
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.Проблема гендерной социализаци...
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
материалы по гендерному воспитанию...
Родительское собрание "Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей"
Расширить представления родителей об особенностях полоролевого развития детей...