Особенности развития мелкой моторики рук в раннем возрасте
статья (младшая группа) по теме

Радченко-Зелина Екатерина Николаевна

 

 Особенности развития мелкой моторики рук в раннем

                 возрасте      

          Педагогический процесс рассматривается в педагогике, как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. 

          Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность, результат. А его использователи обязательно являются две взаимосвязанные стороны - тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воздействует, и того, на кого он направлен. 

          Ученые Логинова В.И., Кондратьева Н.Н. и др. считают, что младший возраст- важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время проходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

          Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование "я-сам" прежде всего, отражает проявление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задачи взрослого- поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. 

          Важнейшим показателем развития ребенка -дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой -именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

          Логинова В.И., Кондратьева Н.Н. и др. считают, что стремление к самостоятельности формируется у младших дошкольников в опыте сотрудничества со взрослыми. Доверие и привязанность к воспитателю- необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течении дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. 

             Логинова В.И., Кондратьева Н.Н. и др. считают, что воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком- индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2-3ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах. 

          На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес детей к общению со сверстниками. Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к парным поручениям. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает детский опыт. Ежедневно в группе воспитателем организуются разные формы общения детей между собой и разные игровые действия. Обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей. 

          В младшем дошкольном возрасте открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям- родителям, воспитателю, сверстникам. 

          Воспитатель показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует       становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. 

          Логинова В.И., Кондратьева Н.Н. и др. отмечают в программе "Детство", что дети 3-4лет- это в первую очередь "деятели", а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах : в играх, в двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию и т.д. Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основной для решения всех воспитательных задач.

Общие задачи воспитания в следующем :

 1.Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду,   

    установлению доброго отношения с воспитателем и детьми в группе,   

    устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности 

    каждого ребенка ;

2.Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное 

   овладение основными движениями и гигиеническими навыками ;

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их 

    представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять 

    некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного 

    обследования, сравнения, элементарного анализа ;

4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению

    разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного

    самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения ;  

5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему,  

    эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к

    животным и растениям ;

6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и

    деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обобщить опыт

    игрового общения ;

7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей,

    интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами

    творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний. 

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их не плохо сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет в последствии сознательно выполнять движения. 

          Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 

          Мелкая моторика у детей младшего дошкольного возраста развита недостаточно, поэтому нуждается в тренировке. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. 

          С детьми раннего возраста для развития мелкой моторики кисти выполняются следующие виды деятельности :

- « пальчиковый театр »;

-выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

-застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;

-завязывание и развязывание узелков;

-комкание и сжимание пористых губок;

-нанизывание бус, пуговиц;

-нанизывание колец различной величины на стержень;

-собирание мозаики по возрастной сложности;

-собирание пирамидки, матрешки;

узнавание предметов на ощупь;

          Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление  движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее. 

          Обращаем внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями- держать чашку, ложку, карандаш, умываться. 

                                                                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

Мастер-класс для родителей группы раннего возраста "Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста"

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности,  обобщить  умение  детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...