Правила для речи детей
презентация к занятию (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевой этикет, как известно, включает в себя совокупность поведенческих правил, соблюдение которых позволяет человеку демонстрировать уважительное отношение к людям. Поведенческая демонстрация, нацеленная на проявление искреннего чувства добра и уважения, позитивна, поскольку она способствуют построению доброжелательных взаимоотношений.
Владеть речевым этикетом – значит: – знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.; – осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации; – обладать умениями и навыками по выполнению речевых исполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами; – соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.
Воспитателю, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к следующему этапу своей жизни, а именно к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова , Э.П. Короткова, А.М. Леушина , О.С. Ушакова и др. Эти требования необходимо указать, чтобы связать в единую нить два вопроса – развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета. К ним относятся:
. 1. четкая дикция и правильное произнесение слова; 2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости; 3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям; 4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т.п.); 5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений; 6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы; 7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы; 8. умение доказательно обосновывать свои утверждения .
Основные правила речевого этикета, с которыми мы знакомим дошкольника: 1. Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик. 2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест.
3. Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, вместе с тобою ел. 4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться.
5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста, чтобы показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему. 6 . В ответ на благодарность за угощение можно ответить: На здоровье. Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым . 7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза. 8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так обзывается, тот сам так называется. 10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
Эти правила не сложны по формулировкам, но, оказывается, постоянно соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания рекомендуется эти правила переписать на большой лист бумаги, повесить на видное место и выучить наизусть так, чтобы запомнить на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок интегрированных мероприятий на основе Конвенции о правах ребенка для детей старшего дошкольного возраста «Дети имеют право!»
Практический материал (НОД) предоставляет возможность:дать детям старшего дошкольного возраста первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка;познакомить с основными пр...
20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)
Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...
Занятия по развитию речи Старшая группа «Правила безопасного поведения детей на улице».
Занятия по развитию речиСтаршая группа «Правила безопасного поведения детей на улице»....
Конспект НОД по правам ребёнка для детей 4-5 лет «История зайчика, который не знал своих прав».
иабжрлг...
Правила для родителей. Успешная коррекция речи детей.
Представленный материал поможет родителям обратить внимание на особенности общения с детьми, имеющими речевые нарушения....
Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)
Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»). Проект: средней прод...
Правила красивой речи для детей.
Чем выразительней и богаче будет язык ребенка, тем легче ему будет общаться с окружающими. Научиться говорить красиво - благородная цель....