Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)
проект по развитию речи (старшая группа)
Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»). Проект: средней продолжительности, групповой, информационный, практико-познавательный.
Группа – старшая, компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы №29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующе общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 40», расположенного по адресу: 446010 г. Сызрань, ул. Студенческая, д. 6
Педагогический проект
Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.»
(«Транспорт. Правила дорожного движения»)
Разработчик:
воспитатель Бутенкова
Светлана Рудольфовна,
2019 г.
Проект: средней продолжительности, групповой, информационный, практико-познавательный.
Группа – старшая, компенсирующей направленности.
Тема проекта – формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель проекта - повышение компетентности по теме: «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».
Название итогового мероприятия – «Мы водители», « Путешествие на остров Почемучек»
Форма итогового мероприятия – развлечение, музыкальный досуг.
1. Актуальность.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
2. Анализ ситуации, выявление проблемы.
Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело будет в обучение в школе.
Основные трудности проявятся при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не смогут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они будут испытывать трудности при написании изложений, сочинений.
Научить говорить важно и необходимо, но также необходимо целенаправленно обучать правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Мы знаем простую истину, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
3. Цель.
Формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и обучение правилам дорожного движения.
Задачи:
*Совершенствование системы формирования лексико-грамматического строя речи при ознакомлении с правилами дорожного движения.
*Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности, развитие понимания речи.
*Усвоение способов словообразования и усвоение форм словоизменения.
*Усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже.
*Составление простых и сложных предложений.
* Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, водным и воздушным транспортом.
*Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения.
4. Формы и методы реализации проекта:
Раздел программы | Содержание работы | Цель |
Формирование целостной картины мира | НОД : «Знакомство с улицей»; «Наземный транспорт. Машина»; «Беседа о водном транспорте». Знакомство с дорожными знаками и указателями: «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение налево», «Движение направо», «Движение прямо», «Перекресток», «Железнодорожный переезд», «Пешеходы», «Дети», «Пешеходный переход», «Стоп». Целевая прогулка «Правила юного пешехода». Экскурсия—прогулка к проезжей части улицы. Игровые ситуации «Если ребёнок потерялся», «У меня пропал щенок». Рассматривание картинок с проблемными ситуациями. Беседа «Наш двор». НОД в познании на тему: «Правила езды на велосипеде». Целевая прогулка: наблюдение за водителем (продуктовой машиной, которая привозит продукты в детский сад) | Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками. Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте, воспитание уважительного отношения к окружающим. Обогащение и активизация словаря по теме, формирование умения согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; развивать умение составлять простое и распространенное предложение. |
Речь и речевое общение | НОД в коммуникации : Игра сказка «Азбука пешехода»; Рассматривание картины «Улица города»; Беседа о работе ГИБДД; Беседа «Машины всякие нужны, машины разные важны»; «Транспорт». Игра : «Машина и зайчик»; «Чего много на улицах города?»; «Назови, какой, какая, какое»; «Один – много»; «Четвертый лишний»; «Наоборот». НОД в коммуникации: «Кто движением управляет»; «Когда мы пассажиры». | Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи – согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных. |
Художественная литература | Чтение художественной литературы: С.Михалкова «Моя улица», «Дядя Стёпа»; Н. Носова «Автомобиль», Е. Сегала «Машины на нашей улице», Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», М.Погарского «Машины», О.Корнеевой «Гоночные тачки», С.Маршака «Милиционер», В.Сутеева «Кораблик», Л.Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике», Мирясовой «Автобус», «Троллейбус». | Развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Побуждать рассказывать свое отношение к поступкам героев. Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно и кратко. |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Я шагаю по улице», «Угадай транспорт», «Умелый пешеход», «Кто чем управляет», «Разрешается—запрещается», «Летает – не летает». Настольные игры: «Дорожные знаки», «Юный пешеход», «Найди пару», «На чем можно плавать». Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Автобус», «Такси», «Покатаем игрушки», «Игрушки едут на поезде». | Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, активизировать словарь. Побуждать к самостоятельности в игре, воспитывать дружеские взаимоотношения. Формировать диалогическую речь. Закреплять умения, навыки, полученные ранее. |
Художественно – эстетическая деятельность | Конкурс рисунков «На дорогах города». Участие в выставке рисунков «Зелёный огонёк». Рисование: «Дорожные знаки – наши помощники в пути»; «Перекресток»; «Грузовик»; «Машины на моей улице». Конструирование «Наша улица», «Грузовик». Аппликация «Автобус», «Троллейбус», «Грузовик», коллективная «Машины на моей улице», «Яхты вышли в море», «Самолеты летят». Лепка: «Грузовик», «Кораблик» (из природного материала). | Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать способность наблюдать, замечать незначительные детали. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Совершенствовать умение употреблять в речи глаголы, прилагательные. |
Трудовая деятельность | Оформление фото выставки: «Машины нашего города», «Как мы играем». Помощь при изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм (макет дороги, дорожные знаки и т.д) Построение автобуса, машины, парохода и т.д. для игры в сюжетно – ролевые игры. | Развивать творчество и инициативу при выполнении трудовых поручений. Формирования словаря, развитие диалогической речи. |
Здоровье и физическое развитие | Подвижная игра «Лабиринт», «Автобус», «Светофор», «Водители, пешеходы, автомобили», «Воробышки и автомобиль», «Такси», «На волнах», «Мы не скажем, а покажем…» | Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать физические качества; Формировать умение проговаривать слова в соответствии с текстом. |
Социальное развитие | Просмотр диафильма «Правила дорожного движения». Беседа на тему: «Зебра», «Светофор» и другие дорожные знаки для пешеходов Беседа с инспектором ГИБДД. Встреча с юными инспекторами. Просмотр спектакля «В стране Светофория» - участники ученики ГБОУ СОШ № 29 (2-4 классы) | Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми. Учить соблюдать общепринятые нормы поведения. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. |
Музыкальная деятельность | «Вечер загадок и отгадок». Досуг «Путешествие на остров Почемучек». Развлечение «Мы водители». Слушание, пение: «Про машину» муз. О.Ивановой, И.Кузнецовой; «Мы едем, едем…» муз. Ю.Чичкова «Машины» муз. Т.Попатенко; «Наш автобус голубой» муз. Ю.Соловьева; «В лодке» муз. М.Раухвергера | Развивать творчество. Побуждать детей к активным самостятельным действиям. Развивать музыкальные способности. Побуждать к инсценированию сказок, песен. |
Взаимодействие с родителями | Консультации, беседы, советы. Родительское собрание: «Дисциплина на улице – залог безопасности» (с приглашением сотрудников ГИБДД) Создание фотоальбома «Пассажирский транспорт». Создание альбома «Мои любимые машины» (родители с детьми) Приобретение для группы машин – спецтранспорт. Приобретение для группы календарей – сувениров, раскрасок для развлечения. | Приобщение родителей к жизни детей в детском саду. Помочь родителям осознать о необходимости соблюдать правила дорожного движения и научить детей. Родители являются примером правильного поведения и правильной речи. |
План:
№ | Темы | Сроки |
1. | «Дорога в детский сад и домой» | Сентябрь -октябрь |
2. | Наблюдение за работой работника ГИБДД | Сентябрь |
3. | О чем говорят дорожные знаки. | Сентябрь |
4. | Опасные ситуации на дороге. | Октябрь |
5. | «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». | Октябрь |
6. | Наземный транспорт | Октябрь |
7. | .Водный транспорт | Октябрь |
8. | Воздушный транспорт | Октябрь |
9. | Мы пассажиры. | Октябрь - Ноябрь |
10. | Где и как можно играть | Ноябрь |
11. | Мы выучили Правила дорожного движения. | Ноябрь |
5. Ресурсное обеспечение:
– Транспорт различного функционального назначения. – Плакаты; – Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации. – Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. – Книги, журналы, фотоальбомы. – Компьютер, аудио и видеозаписи, DVD, телевизор. – Макеты дорог, зданий, машин и т.д.
6. Участники проекта: Воспитатели; музыкальный руководитель; инструктор по физическому воспитанию; инспектор ГИБДД; дети старшей группы; ученики (2-4 класс) ГБОУ СОШ № 29; учителя; родители.
7. Ожидаемые результаты:
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения.
- Умение пользоваться словами из активного и пассивного словаря.
- Научить правильно, пользоваться в речи лексико-грамматическими конструкциями.
8. Результат:
- Организовали и оформили выставку рисунков «Зелёный огонёк», «На дорогах города».
- Вместе с детьми приготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
- Составлены сценарии и проведены развлечения « Мы водители», «Путешествие на остров Почемучек».
- Познакомили детей с дорожными знаками и их назначением.
9. Задачи на будущее:
- Продолжать расширять словарь детей по данной теме и создать словарь по данной теме.
- Продолжать совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
- Продолжать формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...
Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста «Транспорт. Правила дорожного движения».
Конспект...
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения».
Цель дидактического пособия: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с правилами дорожного движения, свето...
Педагогический проект "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
Методы работы с детьми для развития речи с использованием различных приемов мнемотехники....