Блок интегрированных мероприятий на основе Конвенции о правах ребенка для детей старшего дошкольного возраста «Дети имеют право!»
проект (подготовительная группа) на тему

Маннанова Светлана Ивановна

Практический материал (НОД) предоставляет возможность:

  • дать детям старшего дошкольного возраста первоначальные правовые знания на основе Конвенции о  правах ребенка;
  • познакомить с основными правами ребенка (право на жизнь и семью; имя и гражданство;  медицинский уход; образование и отдых; право детей – инвалидов на особую заботу;  и др.); 
  • формировать представления о мире,  о себе, как полноправных гражданах России; 
  • развивать умения выразительно действовать с воображаемыми предметами; 
  • развивать навыки проектной деятельности;
  • способствовать развитию у детей нравственности, самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного достоинства, социальной активности; понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека;  
  • помочь детям учиться сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки в отношении детей-инвалидов;

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД Права ребёнка29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Блок интегрированных мероприятий на основе Конвенции о правах ребенка для детей старшего дошкольного возраста

«Дети имеют право!»

                                                МДОУ детский сад № 22

                                                                       п.Междуречье

                                                                       педагог- психолог Маннанова С.И.

        

Интеграция образовательных  областей:

  • познавательно- речевая деятельность : упражнение «Закончи предложение»; диалоги с детьми о каждом праве , рассказ воспитателя  о Конвенции о правах детей;
  • коммуникативно-личностное развитие: игры «Путешествие имени», «Руки знакомятся», игра- тренинг «Поводырь», подвижная игра- эстафета «Олимпийский огонь», интерактивная игра «Помощники здоровья»
  • художественно- эстетическое развитие : ( рисование свидетельств о рождении, лепестков «Цветика- семицветика», оформление  книги  «Детская Концепция о правах ребенка») ; участие в театральной деятельности;
  • физическое развитие:  физминутки, подвижные игры;

Задачи.

Образовательный аспект:

  • дать детям старшего дошкольного возраста первоначальные правовые знания на основе Конвенции о  правах ребенка ;
  •  познакомить с основными правами ребенка ( право на жизнь и семью ; имя и гражданство;  медицинский уход; образование и отдых ; право детей – инвалидов на особую заботу ;  и др.)

Развивающий аспект:

  • формировать представления о мире,  о себе, как полноправных гражданах России;
  • развивать умения выразительно действовать с воображаемыми предметами;
  • развивать навыки проектной деятельности

Воспитательный аспект:

  • способствовать развитию у детей нравственности, самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного достоинства, социальной активности; понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека;
  •  помочь детям учиться сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки в отношении детей- инвалидов;

Здоровьесберегающий аспект:

  •  развивать потребность в  двигательной активности (в играх)

Материал:  

-глобус ;

-календарь ;

- бейджики детям ( в рисунке  « Щит».);

- цветок с 7 лепестками;

- театральная ширма;

- кукла «Волшебница»

- книга «Детская Концепция о правах детей…»

- повязки на глаза по количеству пар детей.; предметы- «препятствия»:

  стулья, кубики, кегли, столы и т.д.(для игры «Поводырь»);

- конверт, 7 букв «Я»;

- два «факела» для эстафеты «Олимпийский огонь»;

- заготовки «свидетельств о рождении»;

- наборы фломастеров, печатки, трафареты;

                                                Ход мероприятия.

1.ПРАВО  НА ИМЯ.

 Дети входят под песню «Умывалось ясно солнышко...»

1.Процедура  знакомства.

В:    Здравствуйте , ребята. Встаньте в  круг.  Красиво прозвучала песня о нашей родине - России. Каким ласковым именем называют в ней Россию?  - АЛЕНУШКА…

Давайте и мы узнаем наши имена. Все люди с момента рождения имеют  право на ИМЯ. Каждые мама и папа, давая вам имя, надеются, что вы будете  добрыми, здоровыми, любознательными.

 Поиграем в игру «Путешествие имени». Надо назвать свое имя и придумать на первую букву имени его характеристику. Например:  Я- Ирина Владимировна , Ирина – интеллигентная, интеллектуальная; а  затем передать мяч –Глобус  другому, как будто Имя отправится в путешествие по миру.

Я- Александра – активная, аккуратная…

Я – Никита- надежный, необходимый..

Я – Денис  -добрый…

(Кто затрудняется.. давайте будем помогать…)

В: Благодарю вас. Мы познакомились. Теперь познакомимся руками, подарим друг другу  улыбку и тепло наших рук.( Вот так: показать рукопожатие, а можно по своему, как вы хотите…) ( передают по кругу рукопожатия…) – в это время воспитатель читает стихотворение:

      Как славно девочек зовут,

      Вот Настя – шелковый лоскут,

      Вот Олечка – листва лесная,

      И Маша – звездочка ночная.

                            Как славно мальчиков зовут,

                            Вот Миша – пушечный салют,

                            Вот Павлик -  парус средь простора,

                            И Рома – ровный рев мотора…

В: Спасибо.  Прошу вас сесть ( стулья перед экраном).  Я принесла вам подарок , да где же он, (ищет, заглядывает в разные стороны… и достает календарь). Ребята,  что это такое? (ответы детей) А почему в календаре, одни числа - черные, а другие - красные?

Дети: Красные числа - это праздники и выходные дни , а черные числа- это будни.

В: Я полагаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?

Дети: Да, есть. (могут назвать Новый год,  День рождения..) и 1 июня - День защиты детей!

В: Какие вы, молодцы! Правильно,  есть специальный праздник ( если не назовут) - День защиты детей! Он бывает в первый день лета – 1 июня. До этого праздника еще далеко! Что же нам делать?  Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас? И назовем его - "День прав ребенка"!

Согласны? (Да..) Внимание! Внимание на экран! Объявляется праздник - "День прав ребенка"! (видеоряд - «День защиты детей» - на время чтения стихотворения – встать у экрана)

Воспитатель читает стихотворение:

- Мамы, папы всей страны

  Это знать давно должны

              Есть права у их детишек

              Например, на чтенье книжек.

Также  -  на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

             Еще право быть счастливым

             В нашем самом лучшем мире!

В: Ребята,  какие  еще есть права  у детей?

(выслушать ответы…)

В:  Совершенно верно, в мире все люди разные , но у них много общего , все  имеют равные права и обязанности.  Есть специальные международные законы о правах людей  и даже закон о правах детей. Права детей записаны в документе:  «Конвенция о правах ребенка» (титул на экране)  

     Давайте повторим трудное слово :КОН-ВЕН-ЦИ-Я  -  документ, определяющий права детей.

В: Ребята ,  а в вашем детском саду , в группе, есть Конвенция о правах детей?- пауза…( ответы..нет).  У меня к вам серьезное предложение, хотите создать  свою Конвенцию? Подумайте, работа трудная… ( ответы утвердительные).

Тогда в  добрый путь! Но прежде поиграем.

Отстаивать и защищать свои права непросто. Нужно уметь взять ответственность за другого человека и в тоже время надо доверять людям. Эти качества развивает игра «Поводырь»». Для игры нужны препятствия, давайте оборудуем пространство ( вместе с детьми ставим в ряд гегли, стулья, стол, кубики…) Разделимся на две группы ( первый, второй). Первые будут поводырями, вторым завязываем глаза. Поводыри должны осторожно провести «слепого» через препятствия, чтобы не нанести ему вреда. ( Игра проводится два раза, дети меняются ролями). Что вы чувствовали ? Кем труднее было быть – поводырем  или «слепым» ?( обмен мнениями – 2-3)

В:  Молодцы! Садитесь перед мольбертом. Итак,  приступаем к созданию  собственной Концепции о правах детей. Посмотрите, я приготовила большую книгу и подписала только ее название (Выставляет на мольберт заготовку Книги). Чтобы открыть первую страницу, вы должны отгадать загадку. Она спрятана в конверте. Кто мне поможет? (Выбирает одного ребенка Посмотри, что в конверте? Покажи детям. (в конверте буквы «Я») Нужно все буквы расставить в один ряд. ) А теперь отгадайте, что это обозначает ? ( если не угадают, помочь-  Сколько букв «Я»? .Верно -7. Что получилась :  Семь-Я). Да - это СЕМЬЯ.

2.ПРАВО  НА СЕМЬЮ,

В: Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку , поэтому первые страницы нашей книги –Концепции мы посвящаем этому ПРАВУ. (Открывает первые страницы  «Семья»). Ребята, ваши воспитатели  ФИО…..рассказали мне, что вы часто рисуете свою семью и я попросила принести сюда некоторые ваши рисунки, а также я узнала, что несколько ребят вместе с родителями составляли свои генеалогические древа.   Ваши работы находятся на столах, найдите их и поместите в нашу Конвенцию. ( дети находят свои работы, помещают в кармашки книги)  ( во время работы воспитатель читает стихи)

       Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

        Люблю деда и бабусю,

        И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

В: Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи? ( Возможны разные ответы: чтобы знать своих родственников, кто твои родные и т.п.). Да, действительно, очень интересно знать историю своей семьи. Посмотрите, какие генеалогические древа составляли  ваши земляки, жители  древнего города Кола.(Показать генеалогические древа колян – юбилейная книга). Кто хочет рассказать о своей семье? (1-2 рассказа).  Замечательно, а знаете ли вы, чтобы в семье был мир и лад, надо маме помогать. У каждого в семье кроме прав должны быть и обязанности. Сейчас мы узнаем, что вы умеете делать по дому. Игра называется «Отгадай и назови»  Делимся на две команды. Команды встают напротив друг друга. Одна команда загадывает движение, что они умеют делать, вторая отгадывает, потом наоборот.

Хором -команда : «Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем»

(Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборка по дому и т.д. )

 В :Молодцы,  можете маме помогать, имеете право на дружную семью(садитесь)

В:  Каждый человек имеет право на жизнь . Дети, а кто вам подарил жизнь? (МАМА). Слово «мама» - особое слово. Давайте  подумаем и закончим предложение:

3. ПРАВО  НА  ЖИЗНЬ

«Маму обрадовало то, что я……..   (5-7 детей)

В:  Ваше право и обязанность как можно чаще радовать маму…

       Дети , мы с вами живем на планете Земля, вот она  ( демонстрирует глобус) . Каждого человека , появившегося на свет, называют  «дитя Мира». Вы – тоже «дети Мира». Жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы родились, чтобы быть свободными и счастливыми гражданами своей страны России.

       Как только вы родились, родители дали вам имя. Каждый человек имеет право на имя.  В начале нашей встречи вы уже представляли свои имена, а сейчас вспомните, как ласково называют вас дома и в детском саду. (спросить каждого). Представьте, если бы ваши  имена отправились в путешествие по миру , то звучали бы они по другому.  Самое русское имя «Ваня» звучит как:

                           Иоганн – в Германии; (показывает страну на глобусе)

                           Вано – в Грузии;

                           Джон – в Америке.

В: Ребята,  знаете ли вы, что при рождении каждый ребенок получает свой первый документ, в котором  вписано его имя . Называется документ Свидетельство о рождении, вот так оно выглядит.( показать настоящее свидетельство). Сейчас я предлагаю вам  нарисовать  в рамочке свое свидетельство о рождении, кто умеет писать, написать имя . Все необходимое для этого вы найдете на столах. ( печатки, фломастеры, трафареты).

В: А я открываю  следующие страницы нашей Конвенции о правах ребенка- показывает : Право на жизнь, Право на имя. Как только вы закончите работу, помещайте свои свидетельства на эти страницы.

Подвести итог : Право на жизнь и Право на имя  теперь и в нашей книге о правах.

4. ПРАВО  НА  МЕДИЦИНСКИЙ  УХОД.

В: Ребята, совсем недавно в нашей стране было знаменательное спортивное событие, кто знает, какое? Конечно, это 22-е  Олимпийские игры. Давайте проведем соревнование «Олимпийская эстафета.».  Делимся на две команды. Проводим эстафету «Кто быстрей донесет олимпийский огонь?»

В:  Молодцы, ребята! «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» .Вы  быстро доставили «олимпийский огонь», потому что  здоровы.

Как вы думаете, что будет, если не лечить болезни?...Действительно, всем будет очень плохо. Давайте поиграем в игру «Помощники здоровья». Вы все - помощниками здоровья. Я приготовила  для помощников маски, выбирайте себе роли. ( Поднимает маску,   чья это маска , говорят дети и сам воспитатель называет : врач, воспитатель детского сада, повар, строитель, писатель, художник, музыкант, певец, клоун, актер, физкультурник, мама, папа). Вставайте в круг. А мне  позвольте быть доктором Айболитом. ( тоже одевает маску). Встает в центр круга. Я буду задавать вопросы.  За правильные ответы вы будете получать фишки – картинки . Открывает страницу «Медицинский уход».

- Как заботятся  о здоровье ребенка мама и папа , (делают шаг к центру круга, встают вместе.) (  Дети говорят: заботятся о ребенке, дают пищу, одевают, водят в поликлинику, когда дети болеют, закаливают,  путешествуют) – если затрудняются, привлекать на помощь других ) , Айболит благодарит, дает две картинки, дети встают на прежнее место;

- Как заботятся  о здоровье ребенка врачи (лечат, делают прививки, операции);

- Как заботятся  о здоровье ребенка воспитатели детского сада ( охраняют здоровье детей, организуют режим дня, следят за чистотой воздуха, гуляют с детьми на свежем воздухе);

- Как заботятся  о здоровье ребенка  повара ( готовят вкусную и полезную пищу);

- Как заботятся  о здоровье ребенка строители ( строят детские сада, дома , больницы);

- Как заботятся  о здоровье ребенка писатели ( пишут полезные книги о здоровье);

- Как заботятся  о здоровье ребенка художники (рисуют плакаты о здоровье);

- Как заботятся  о здоровье ребенка музыканты, певцы, - вставайте вместе (сочиняют и исполняют музыку, песни , которые приносят пользу здоровью);

- Как заботятся  о здоровье ребенка клоуны, актеры - вставайте вместе ( создают хорошее настроение);

- Как заботятся  о здоровье ребенка физкультурники ( проводят физкультурные занятия, спортивные тренировки, позволяющие сохранять здоровье).

  Итог:    Благодарю всех помощников здоровья. Подходите к нашей книге о правах. Поставьте  свои карточки на страницы  «Медицинский уход».

Вы видите, ребята как много людей заботится о здоровье и это не случайно – дети имеют  право на медицинский уход. (Кладите маски на стол)

В: К сожалению, наша встреча подходит к концу. Как вы себя чувствуете?  Устали? Хватит сил создать еще одну страницу Книги?  Хорошо, тогда предлагаю сходить в театр. (физминутка) Добраться до театра нужно следующим образом: быстро ,  при помощи разных танцевальных движений обойти большой круг зала ( например, приставным шагом в прыжках – показываю) -  начали, а вы придумывайте свои движения.

Выносится ширма.

Теперь возьмите стульчики, садитесь перед ширмой.

                                      Театр. ( за ширмой двое взрослых)

        Появляется кукла  «Волшебница».

5. ПРАВО  НА  ОСОБУЮ  ЗАБОТУ  ДЕТЕЙ  ИНВАЛИДОВ

Волшебница:  Здравствуйте , дети. Вы меня узнали?  Я – Волшебница… Хочу вместе с вами вспомнить сказку «Цветик- семицветик». Помните, как девочка Женя , получив цветок с семью лепестками, впустую растратила шесть лепестков? И только последний, седьмой, помог больному мальчику Вите. Чем помог этот лепесток Вите?

Дети:  Витя выздоровел.

Волшебница: Верно. А потом они вместе с Женей попросили меня подарить им другой волшебный Цветик – семицветик, чтобы помочь детям – инвалидам.  Дети- инвалиды – это дети, которые из-за тяжелых болезней не могут двигаться, стоять, плохо видят и слышат, им даже  трудно играть. Ребята, в вашем детском саду есть такие дети?  (Да…)

                          Я принесла вам семь волшебных лепестков. (показать) Давайте  подумаем , какие добрые дела  надо сделать, чтобы помочь детям инвалидам и запишем их на лепестки. Вот первый лепесток -  кто назовет первое дело?

- 1 – й лепесток  - читать и рассказывать сказки.

Волшебница: молодец, это доброе дело  мы  записываем . ( убирает лепесток за ширму,  помощник  пишет его, прикрепляет на стебелек).

- 2- ой лепесток – делиться игрушками .

Волшебница: верно и  это доброе дело  мы  записываем . ( убирает лепесток за ширму,  помощник  пишет его, прикрепляет на стебелек), а сама показывает  стебелек с 1 лепестком и т.д.

- 3- ой лепесток – относиться с уважением, не смеяться , не дразнить…

- 4- ой лепесток – помогать возить инвалидную коляску или помогать переходить дорогу.

- 5- ой лепесток – помогать одеваться;

- 6- ой лепесток – рассказывать смешные истории;

- 7- ой лепесток – делать подарки.

 Волшебница:    Молодцы, как много добрых дел вы назвали, которые могут помочь детям- инвалидам. Взрослые по всему миру проявляют заботу об инвалидах : для них  строят специальные больницы, оборудуют тренажерные залы, игровые комнаты, строители в домах  делают специальные ступени, чтобы могли проехать инвалидные коляски и много другое. Дети- инвалиды пользуются особыми правами.

        Вот  и наш волшебный Цветик - семицветик. (появляется над ширмой)  Пусть  он помогает вам  не забывать делать добрые дела.

       Спасибо , ребята,  до свидания, я ухожу к другим детям.  Воспитатель выходит из-за ширмы с цветком, приглашает всех подойти к Книге.

В: Дети – инвалиды пользуются особыми правами.  И это право мы поместим  в книгу.  На этих страницах в группе вы нарисуете еще много волшебных  лепестков  с добрыми делами.

      Вот и кончается наша встреча , наш - "День прав ребенка"!

      Давайте полистаем  книгу  и  назовем еще раз права детей…

 Книга прав,  которую мы создали тоже остается вам в подарок и я надеюсь, что вы будете  ее продолжать …

В: До свиданья, в добрый путь!

    Когда будете уходить, подарите мне и гостям на память о нашей встрече свое настроение. На столе у дверей  вас ждут человечки (смайлики): грустные  равнодушные и веселые. Найдите в них себя и поставьте на мольберт. ( Звучит песня «Не отнимайте солнца у детей»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»

- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей; - обсуждение различных ситуаций о дружбе;- прослушивание песен по теме;- просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кот...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка"

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возрастаТема: " День прав ребенка"...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка"

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возрастаТема: " День прав ребенка"...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка"

     Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка" Программное содержание: - Обобщить знания детей об их гражданских правах...

Проект по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Дети тоже имеют права"

Правовое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях необходимо для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим люд...