Блок интегрированных мероприятий на основе Конвенции о правах ребенка для детей старшего дошкольного возраста «Дети имеют право!»
проект (подготовительная группа) на тему
Практический материал (НОД) предоставляет возможность:
- дать детям старшего дошкольного возраста первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка;
- познакомить с основными правами ребенка (право на жизнь и семью; имя и гражданство; медицинский уход; образование и отдых; право детей – инвалидов на особую заботу; и др.);
- формировать представления о мире, о себе, как полноправных гражданах России;
- развивать умения выразительно действовать с воображаемыми предметами;
- развивать навыки проектной деятельности;
- способствовать развитию у детей нравственности, самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного достоинства, социальной активности; понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека;
- помочь детям учиться сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки в отношении детей-инвалидов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД Права ребёнка | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок интегрированных мероприятий на основе Конвенции о правах ребенка для детей старшего дошкольного возраста
«Дети имеют право!»
МДОУ детский сад № 22
п.Междуречье
педагог- психолог Маннанова С.И.
Интеграция образовательных областей:
- познавательно- речевая деятельность : упражнение «Закончи предложение»; диалоги с детьми о каждом праве , рассказ воспитателя о Конвенции о правах детей;
- коммуникативно-личностное развитие: игры «Путешествие имени», «Руки знакомятся», игра- тренинг «Поводырь», подвижная игра- эстафета «Олимпийский огонь», интерактивная игра «Помощники здоровья»
- художественно- эстетическое развитие : ( рисование свидетельств о рождении, лепестков «Цветика- семицветика», оформление книги «Детская Концепция о правах ребенка») ; участие в театральной деятельности;
- физическое развитие: физминутки, подвижные игры;
Задачи.
Образовательный аспект:
- дать детям старшего дошкольного возраста первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка ;
- познакомить с основными правами ребенка ( право на жизнь и семью ; имя и гражданство; медицинский уход; образование и отдых ; право детей – инвалидов на особую заботу ; и др.)
Развивающий аспект:
- формировать представления о мире, о себе, как полноправных гражданах России;
- развивать умения выразительно действовать с воображаемыми предметами;
- развивать навыки проектной деятельности
Воспитательный аспект:
- способствовать развитию у детей нравственности, самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного достоинства, социальной активности; понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека;
- помочь детям учиться сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки в отношении детей- инвалидов;
Здоровьесберегающий аспект:
- развивать потребность в двигательной активности (в играх)
Материал:
-глобус ;
-календарь ;
- бейджики детям ( в рисунке « Щит».);
- цветок с 7 лепестками;
- театральная ширма;
- кукла «Волшебница»
- книга «Детская Концепция о правах детей…»
- повязки на глаза по количеству пар детей.; предметы- «препятствия»:
стулья, кубики, кегли, столы и т.д.(для игры «Поводырь»);
- конверт, 7 букв «Я»;
- два «факела» для эстафеты «Олимпийский огонь»;
- заготовки «свидетельств о рождении»;
- наборы фломастеров, печатки, трафареты;
Ход мероприятия.
1.ПРАВО НА ИМЯ.
Дети входят под песню «Умывалось ясно солнышко...»
1.Процедура знакомства.
В: Здравствуйте , ребята. Встаньте в круг. Красиво прозвучала песня о нашей родине - России. Каким ласковым именем называют в ней Россию? - АЛЕНУШКА…
Давайте и мы узнаем наши имена. Все люди с момента рождения имеют право на ИМЯ. Каждые мама и папа, давая вам имя, надеются, что вы будете добрыми, здоровыми, любознательными.
Поиграем в игру «Путешествие имени». Надо назвать свое имя и придумать на первую букву имени его характеристику. Например: Я- Ирина Владимировна , Ирина – интеллигентная, интеллектуальная; а затем передать мяч –Глобус другому, как будто Имя отправится в путешествие по миру.
Я- Александра – активная, аккуратная…
Я – Никита- надежный, необходимый..
Я – Денис -добрый…
(Кто затрудняется.. давайте будем помогать…)
В: Благодарю вас. Мы познакомились. Теперь познакомимся руками, подарим друг другу улыбку и тепло наших рук.( Вот так: показать рукопожатие, а можно по своему, как вы хотите…) ( передают по кругу рукопожатия…) – в это время воспитатель читает стихотворение:
Как славно девочек зовут,
Вот Настя – шелковый лоскут,
Вот Олечка – листва лесная,
И Маша – звездочка ночная.
Как славно мальчиков зовут,
Вот Миша – пушечный салют,
Вот Павлик - парус средь простора,
И Рома – ровный рев мотора…
В: Спасибо. Прошу вас сесть ( стулья перед экраном). Я принесла вам подарок , да где же он, (ищет, заглядывает в разные стороны… и достает календарь). Ребята, что это такое? (ответы детей) А почему в календаре, одни числа - черные, а другие - красные?
Дети: Красные числа - это праздники и выходные дни , а черные числа- это будни.
В: Я полагаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?
Дети: Да, есть. (могут назвать Новый год, День рождения..) и 1 июня - День защиты детей!
В: Какие вы, молодцы! Правильно, есть специальный праздник ( если не назовут) - День защиты детей! Он бывает в первый день лета – 1 июня. До этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас? И назовем его - "День прав ребенка"!
Согласны? (Да..) Внимание! Внимание на экран! Объявляется праздник - "День прав ребенка"! (видеоряд - «День защиты детей» - на время чтения стихотворения – встать у экрана)
Воспитатель читает стихотворение:
- Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также - на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
В: Ребята, какие еще есть права у детей?
(выслушать ответы…)
В: Совершенно верно, в мире все люди разные , но у них много общего , все имеют равные права и обязанности. Есть специальные международные законы о правах людей и даже закон о правах детей. Права детей записаны в документе: «Конвенция о правах ребенка» (титул на экране)
Давайте повторим трудное слово :КОН-ВЕН-ЦИ-Я - документ, определяющий права детей.
В: Ребята , а в вашем детском саду , в группе, есть Конвенция о правах детей?- пауза…( ответы..нет). У меня к вам серьезное предложение, хотите создать свою Конвенцию? Подумайте, работа трудная… ( ответы утвердительные).
Тогда в добрый путь! Но прежде поиграем.
Отстаивать и защищать свои права непросто. Нужно уметь взять ответственность за другого человека и в тоже время надо доверять людям. Эти качества развивает игра «Поводырь»». Для игры нужны препятствия, давайте оборудуем пространство ( вместе с детьми ставим в ряд гегли, стулья, стол, кубики…) Разделимся на две группы ( первый, второй). Первые будут поводырями, вторым завязываем глаза. Поводыри должны осторожно провести «слепого» через препятствия, чтобы не нанести ему вреда. ( Игра проводится два раза, дети меняются ролями). Что вы чувствовали ? Кем труднее было быть – поводырем или «слепым» ?( обмен мнениями – 2-3)
В: Молодцы! Садитесь перед мольбертом. Итак, приступаем к созданию собственной Концепции о правах детей. Посмотрите, я приготовила большую книгу и подписала только ее название (Выставляет на мольберт заготовку Книги). Чтобы открыть первую страницу, вы должны отгадать загадку. Она спрятана в конверте. Кто мне поможет? (Выбирает одного ребенка Посмотри, что в конверте? Покажи детям. (в конверте буквы «Я») Нужно все буквы расставить в один ряд. ) А теперь отгадайте, что это обозначает ? ( если не угадают, помочь- Сколько букв «Я»? .Верно -7. Что получилась : Семь-Я). Да - это СЕМЬЯ.
2.ПРАВО НА СЕМЬЮ,
В: Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку , поэтому первые страницы нашей книги –Концепции мы посвящаем этому ПРАВУ. (Открывает первые страницы «Семья»). Ребята, ваши воспитатели ФИО…..рассказали мне, что вы часто рисуете свою семью и я попросила принести сюда некоторые ваши рисунки, а также я узнала, что несколько ребят вместе с родителями составляли свои генеалогические древа. Ваши работы находятся на столах, найдите их и поместите в нашу Конвенцию. ( дети находят свои работы, помещают в кармашки книги) ( во время работы воспитатель читает стихи)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
В: Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи? ( Возможны разные ответы: чтобы знать своих родственников, кто твои родные и т.п.). Да, действительно, очень интересно знать историю своей семьи. Посмотрите, какие генеалогические древа составляли ваши земляки, жители древнего города Кола.(Показать генеалогические древа колян – юбилейная книга). Кто хочет рассказать о своей семье? (1-2 рассказа). Замечательно, а знаете ли вы, чтобы в семье был мир и лад, надо маме помогать. У каждого в семье кроме прав должны быть и обязанности. Сейчас мы узнаем, что вы умеете делать по дому. Игра называется «Отгадай и назови» Делимся на две команды. Команды встают напротив друг друга. Одна команда загадывает движение, что они умеют делать, вторая отгадывает, потом наоборот.
Хором -команда : «Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем»
(Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборка по дому и т.д. )
В :Молодцы, можете маме помогать, имеете право на дружную семью(садитесь)
В: Каждый человек имеет право на жизнь . Дети, а кто вам подарил жизнь? (МАМА). Слово «мама» - особое слово. Давайте подумаем и закончим предложение:
3. ПРАВО НА ЖИЗНЬ
«Маму обрадовало то, что я…….. (5-7 детей)
В: Ваше право и обязанность как можно чаще радовать маму…
Дети , мы с вами живем на планете Земля, вот она ( демонстрирует глобус) . Каждого человека , появившегося на свет, называют «дитя Мира». Вы – тоже «дети Мира». Жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы родились, чтобы быть свободными и счастливыми гражданами своей страны России.
Как только вы родились, родители дали вам имя. Каждый человек имеет право на имя. В начале нашей встречи вы уже представляли свои имена, а сейчас вспомните, как ласково называют вас дома и в детском саду. (спросить каждого). Представьте, если бы ваши имена отправились в путешествие по миру , то звучали бы они по другому. Самое русское имя «Ваня» звучит как:
Иоганн – в Германии; (показывает страну на глобусе)
Вано – в Грузии;
Джон – в Америке.
В: Ребята, знаете ли вы, что при рождении каждый ребенок получает свой первый документ, в котором вписано его имя . Называется документ Свидетельство о рождении, вот так оно выглядит.( показать настоящее свидетельство). Сейчас я предлагаю вам нарисовать в рамочке свое свидетельство о рождении, кто умеет писать, написать имя . Все необходимое для этого вы найдете на столах. ( печатки, фломастеры, трафареты).
В: А я открываю следующие страницы нашей Конвенции о правах ребенка- показывает : Право на жизнь, Право на имя. Как только вы закончите работу, помещайте свои свидетельства на эти страницы.
Подвести итог : Право на жизнь и Право на имя теперь и в нашей книге о правах.
4. ПРАВО НА МЕДИЦИНСКИЙ УХОД.
В: Ребята, совсем недавно в нашей стране было знаменательное спортивное событие, кто знает, какое? Конечно, это 22-е Олимпийские игры. Давайте проведем соревнование «Олимпийская эстафета.». Делимся на две команды. Проводим эстафету «Кто быстрей донесет олимпийский огонь?»
В: Молодцы, ребята! «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» .Вы быстро доставили «олимпийский огонь», потому что здоровы.
Как вы думаете, что будет, если не лечить болезни?...Действительно, всем будет очень плохо. Давайте поиграем в игру «Помощники здоровья». Вы все - помощниками здоровья. Я приготовила для помощников маски, выбирайте себе роли. ( Поднимает маску, чья это маска , говорят дети и сам воспитатель называет : врач, воспитатель детского сада, повар, строитель, писатель, художник, музыкант, певец, клоун, актер, физкультурник, мама, папа). Вставайте в круг. А мне позвольте быть доктором Айболитом. ( тоже одевает маску). Встает в центр круга. Я буду задавать вопросы. За правильные ответы вы будете получать фишки – картинки . Открывает страницу «Медицинский уход».
- Как заботятся о здоровье ребенка мама и папа , (делают шаг к центру круга, встают вместе.) ( Дети говорят: заботятся о ребенке, дают пищу, одевают, водят в поликлинику, когда дети болеют, закаливают, путешествуют) – если затрудняются, привлекать на помощь других ) , Айболит благодарит, дает две картинки, дети встают на прежнее место;
- Как заботятся о здоровье ребенка врачи (лечат, делают прививки, операции);
- Как заботятся о здоровье ребенка воспитатели детского сада ( охраняют здоровье детей, организуют режим дня, следят за чистотой воздуха, гуляют с детьми на свежем воздухе);
- Как заботятся о здоровье ребенка повара ( готовят вкусную и полезную пищу);
- Как заботятся о здоровье ребенка строители ( строят детские сада, дома , больницы);
- Как заботятся о здоровье ребенка писатели ( пишут полезные книги о здоровье);
- Как заботятся о здоровье ребенка художники (рисуют плакаты о здоровье);
- Как заботятся о здоровье ребенка музыканты, певцы, - вставайте вместе (сочиняют и исполняют музыку, песни , которые приносят пользу здоровью);
- Как заботятся о здоровье ребенка клоуны, актеры - вставайте вместе ( создают хорошее настроение);
- Как заботятся о здоровье ребенка физкультурники ( проводят физкультурные занятия, спортивные тренировки, позволяющие сохранять здоровье).
Итог: Благодарю всех помощников здоровья. Подходите к нашей книге о правах. Поставьте свои карточки на страницы «Медицинский уход».
Вы видите, ребята как много людей заботится о здоровье и это не случайно – дети имеют право на медицинский уход. (Кладите маски на стол)
В: К сожалению, наша встреча подходит к концу. Как вы себя чувствуете? Устали? Хватит сил создать еще одну страницу Книги? Хорошо, тогда предлагаю сходить в театр. (физминутка) Добраться до театра нужно следующим образом: быстро , при помощи разных танцевальных движений обойти большой круг зала ( например, приставным шагом в прыжках – показываю) - начали, а вы придумывайте свои движения.
Выносится ширма.
Теперь возьмите стульчики, садитесь перед ширмой.
Театр. ( за ширмой двое взрослых)
Появляется кукла «Волшебница».
5. ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
Волшебница: Здравствуйте , дети. Вы меня узнали? Я – Волшебница… Хочу вместе с вами вспомнить сказку «Цветик- семицветик». Помните, как девочка Женя , получив цветок с семью лепестками, впустую растратила шесть лепестков? И только последний, седьмой, помог больному мальчику Вите. Чем помог этот лепесток Вите?
Дети: Витя выздоровел.
Волшебница: Верно. А потом они вместе с Женей попросили меня подарить им другой волшебный Цветик – семицветик, чтобы помочь детям – инвалидам. Дети- инвалиды – это дети, которые из-за тяжелых болезней не могут двигаться, стоять, плохо видят и слышат, им даже трудно играть. Ребята, в вашем детском саду есть такие дети? (Да…)
Я принесла вам семь волшебных лепестков. (показать) Давайте подумаем , какие добрые дела надо сделать, чтобы помочь детям инвалидам и запишем их на лепестки. Вот первый лепесток - кто назовет первое дело?
- 1 – й лепесток - читать и рассказывать сказки.
Волшебница: молодец, это доброе дело мы записываем . ( убирает лепесток за ширму, помощник пишет его, прикрепляет на стебелек).
- 2- ой лепесток – делиться игрушками .
Волшебница: верно и это доброе дело мы записываем . ( убирает лепесток за ширму, помощник пишет его, прикрепляет на стебелек), а сама показывает стебелек с 1 лепестком и т.д.
- 3- ой лепесток – относиться с уважением, не смеяться , не дразнить…
- 4- ой лепесток – помогать возить инвалидную коляску или помогать переходить дорогу.
- 5- ой лепесток – помогать одеваться;
- 6- ой лепесток – рассказывать смешные истории;
- 7- ой лепесток – делать подарки.
Волшебница: Молодцы, как много добрых дел вы назвали, которые могут помочь детям- инвалидам. Взрослые по всему миру проявляют заботу об инвалидах : для них строят специальные больницы, оборудуют тренажерные залы, игровые комнаты, строители в домах делают специальные ступени, чтобы могли проехать инвалидные коляски и много другое. Дети- инвалиды пользуются особыми правами.
Вот и наш волшебный Цветик - семицветик. (появляется над ширмой) Пусть он помогает вам не забывать делать добрые дела.
Спасибо , ребята, до свидания, я ухожу к другим детям. Воспитатель выходит из-за ширмы с цветком, приглашает всех подойти к Книге.
В: Дети – инвалиды пользуются особыми правами. И это право мы поместим в книгу. На этих страницах в группе вы нарисуете еще много волшебных лепестков с добрыми делами.
Вот и кончается наша встреча , наш - "День прав ребенка"!
Давайте полистаем книгу и назовем еще раз права детей…
Книга прав, которую мы создали тоже остается вам в подарок и я надеюсь, что вы будете ее продолжать …
В: До свиданья, в добрый путь!
Когда будете уходить, подарите мне и гостям на память о нашей встрече свое настроение. На столе у дверей вас ждут человечки (смайлики): грустные равнодушные и веселые. Найдите в них себя и поставьте на мольберт. ( Звучит песня «Не отнимайте солнца у детей»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»
- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей; - обсуждение различных ситуаций о дружбе;- прослушивание песен по теме;- просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кот...
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: "День прав ребенка"
Конспект о правах и обязанностях ребёнка...
Интегрированное физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения.
Образовательная область: "Безопасность"...
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка"
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возрастаТема: " День прав ребенка"...
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка"
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возрастаТема: " День прав ребенка"...
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка"
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: " День прав ребенка" Программное содержание: - Обобщить знания детей об их гражданских правах...
Проект по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Дети тоже имеют права"
Правовое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях необходимо для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим люд...