ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

МИНГАЛИМОВА ЛЕЙСАН РАКИПОВНА

 

Консультация   для    воспитателей     на   тему :

 

 

     «  Занимательный     материал    в  обучении     дошкольников    элементарной            математике »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Составила : воспитатель  д/с № 74

                                                                           Мингалимова Л.Р.

 

 

 

 

 

 

                          Республика  Татарстан

                             город  Нижнекамск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Любая  математическая  задача  на  смекалку ,  для  какого  бы  возраста она   предназначалась , несёт  в  себе  определённую  умственную  нагрузку , которая чаще всего  замаскирована занимательным сюжетом , внешними данными , условием задачи и так далее. Умственная задача  : составить  фигуру  или  видоизменить  её , найти  путь  решения ,  отгадать   число  -  реализуется  средствами  игры  в  игровых  действиях.  Смекалка , находчивость, инициатива   проявляются  в  активной  умственной  деятельности , основанной  на  непосредственном  интересе.

   Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы , содержащиеся  в  каждой  задаче , логическом  упражнении , развлечении , будь  то  шахматы  или  самая  элементарная  головоломка .

    Многообразие  занимательного  материала  -  игр , задач , головоломок  - даёт  основание  для  их  классификации ,  хотя  довольно  трудно  разбить  на  группы  столь  разнообразный  материал ,  созданный  математиками  , педагогами , методистами.  Классифицировать его  можно  по  разным  признакам :  по  содержанию  и  значению ,  характеру  мыслительных  операций , а  также  по  направленности  на  развитие  тех  или  иных  умений.

     Исходя  из  логики  действий ,  осуществляемых  тем , кто  решает  задачу , разнообразный  элементарный  занимательный  материал  можно  классифицировать  3 основные  -  задачи , развивающие  игры ,  и  упражнения. Основанием  для  таких  групп  является  характер  и  назначение  того  или  иного  вида.

    В  сборниках  занимательной  математики  широко  представлены  математические  развлечения : головоломки , лабиринты ,игры  на  пространственное  преобразование  и  другие.  Они  интересны  по  содержанию , занимательны  по  форме , отличаются  необычностью  решения , парадоксальностью  результата.

   Посмотрим  другие  виды  занимательного  материала , например , математические  игры. Это  игры ,  в  которых  смоделированы  математические  построения , отношения , закономерности.  Для  нахождения  ответа (решения) , как  правило , необходим  предварительный  анализ  условий , правил , содержания  игры  или  задачи.  По ходу  решения требуются  применение  математических  методов  и  умозаключений.

    Приводим  несколько  математических  игр  для  детей  старшего  дошкольного  возраста.

 

                  « Цепочка  примеров »

 

ЦЕЛЬ: упражнять  детей  в  умении  производить  арифметические  действия.

ХОД  ИГРЫ :  две  группы  участников  садятся  на  стулья  -  одна  напротив  другой.  Один  ребёнок  берёт  мяч , показывает  простой  арифметический  пример : 3+2  и  бросает  кому-нибудь  из  другой  группы.  Поймавший  мяч  продолжает пример , в котором  надо  произвести  действие  с  числом , являющимся  ответом  в  первом  примере. Участник  игры , давший  неверный  ответ  или  пример  выбывает  из  игры.

 

                              «  ОТГАДАЙ    ЧИСЛО  »

    

    ЦЕЛЬ: закрепить  умение  детей  сравнивать  числа.

    ХОД  ИГРЫ:  по  заданию  ведущего  ребёнок  должен быстро назвать  число (числа)  меньше  8 , но  больше  6 ,  больше  5 , но  меньше  9  и  так  далее.  Ребёнок ,выполнивший  условия  игры ,получает  флажок. При делении  детей  на  2  группы ,  ответивший  , выбывает  из  игры.

   

   Обе  игры  просты  по  содержанию  и  поставленной  задаче : их  участники    должны  произвести  арифметические  действия или  назвать  требуемое  число  основе  знания  последовательности  чисел  и  отношений  между  ними.  Занимательность ,интерес  обеспечивают  игровые  действия (бросание  мяча) , игровую  постановку  цели , правила , приёмы  стимулирования  умственной  активности.

    Разновидностью  математических  игр  и  задач  являются  логические  игры , задачи , упражнения.  Они  направлены  на  тренировку  мышления  при выполнении  логических  операций  и  действий : « Найди  недостающую  фигуру » , « Чем  отличаются? » , « Мельница » , « Лиса  и  гуси » , « По  четыре » и  другие.  Игры  « Выращивание  дерева »  , «Чудо-мешочек » ,       « Вычислительная  машина » предполагают  строгую  логику  действий.

     К  занимательному материалу  относятся  и  различные  дидактические  игры ,а также  привлекательные  по  форме  и  содержанию  упражнения.  Они  направлены  на  развитие  у  детей  разного  возраста  логического  мышления , пространственных  представлений ,  дают  возможность  упражнять  ребят  в  счёте , вычислениях.

 

                               «  ЧИСЛОВОЙ     РЯД  »

 

      ЦЕЛЬ : закрепить  знание  последовательности  чисел  в  натуральном  ряду ».

       ХОД  ИГРЫ : двое  детей , сидящих  за  одним  столом , раскладывают  перед  собой  лицевой  стороной  карточки  с  цифрами  от  1  до  10.  при  этом  каждому  из  детей  даётся  определённое  количество  карточек  с  цифрами  (например , до  13 ).  Некоторые  из  цифр  встречаются  в  наборе  дважды.  Каждый  играющий  в  порядке  очерёдности  берёт  карточку  с  цифрой , открывает  её  и  кладёт  перед  собой.  Затем   первый  играющий  открывает  ещё  одну  карточку.  Если  обозначенное  на  ней  число  меньше  числа  открытой  им  ранее  карты , ребёнок  кладёт  карточку  левее  первой ,если  больше – правее.  Если  же  он  возьмёт  карточку  левее  первой ,  если  больше – правее. Если же  он  возьмёт  карту  с  числом , уже  открытым  им , то  возвращает  её  на  место , а право  хода  передаётся  соседу.  Выигрывает  тот , кто  первым  выложил  свой  ряд.

    

      Занимательный  материал  очень  разнообразен  по  характеру , тематике , способу  решения. Самые  простые  задачи , упражнения ,требующие  находчивости , смекалки ,  оригинальности  мышления , умение  критически  оценить  условия , является  эффективным  средством  обучения  детей  дошкольного  возраста  на  занятиях  математикой , развития  их  самостоятельных  игр , в  свободное  время.  

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Использованная   литература :

 

  1. З.А.Михайлова  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»,- М «Прос.», 1985.
  2. Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста» , -            

     М «Прос.» , 1989.

3.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим  содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

4.  А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

5.  Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

6.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

7.  Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос.» 1989.

8.   « Программа  воспитания  и  обучения  в детском  саду» . – М , 2004.

9.   Газета «Воспитатель»  и  «Дошкольник».

10.  Журнал «Дошкольное  воспитание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Управление  образования  дошкольных  учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация   для   воспитателей

              на    тему :

  «Дидактические   игры  как

использование   занимательного

материала  на  занятиях  по

        математике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Обучение  математике  детей  дошкольного  возраста  немыслимо  без  использования  занимательных  игр , задач , развлечений.  При  этом  роль  несложного  занимательного  математического  материала  определяется  с  учётом  возрастных  возможностей  детей  и  задач  всестороннего  развития  и  воспитания : активизировать  умственную  деятельность , заинтересовать  математическим  материалом , увлекать  и  развлекать  детей , развивать  ум , расширять , углублять  математические  представления , закреплять  полученные  знания  и  умения , упражнять в  применении  их  в  других  видах  деятельности , новой  обстановке.

     Используется  занимательный  материал  (дидактические  игры)  и  с  целью  формирования  представлений ,  ознакомления  с  новыми  сведениями.  При  этом  непременным  условием  является  применение  системы  игр  и  упражнений.

      Дети  очень  активны  в  восприятии  задач-шуток  головоломок  логических  упражнений. Они  настойчиво  ищут  ход  решения , который  ведёт  к  результату.  В  том  случае , когда  занимательная  задача  доступна  ребёнку , у  него  складывается  положительное  эмоциональное  отношение  к  ней , что  и  стимулирует  мыслительную  активность.  Ребёнку  интересна  конечная  цель :  сложить , найти  нужную  фигуру , преобразовать , - которая  увлекает  его.

     При  этом  дети  пользуются  двумя  видами  поисковых  проб : практическими (действия в  перекладывании , подборе)  и  мыслительными (обдумывание  хода , предугадывание  результата , предположение  решения).  В  ходе  поиска , выдвижения  гипотез , решения  дети  проявляют   и  догадку , то есть как  бы  внезапно  приходят  к  правильному  решению.  Но эта  внезапность , безусловно , кажущаяся.  На  самом  деле  они  находят  путь , способ  решения  лишь  на  основании  практических  действий  и  обдумывания.  При  этом  дошкольникам  свойственно  догадываться  только  о  какой –то  части  решения , каком-то  этапе.  Момент  появления  загадки  дети я.  Как  правило , не  объясняют : « Я подумал  и  решил. Так  надо  сделать».

    В  процессе  решения  задач  на  смекалку  обдумывание детьми  хода  поиска  результата  предшествует  практическим  действиям. Показателем  рациональности  поиска  является  и  уровень  самостоятельности  его , характер  производимых  проб.  Анализ  соотношения  проб  показывает , что  практические  пробы  свойственны , как  правило , детям  средней  и  старшей  групп.  Дети  подготовительной  осуществляют  поиск  путём  сочетания  мыслительных  и  практических  проб , или  только  мысленно.  Всё  это  даёт  основание  для  утверждения  о  возможности  приобщения  дошкольников  в  ходе  решения  занимательных  задач  к  элементам  творческой  деятельности.  У  детей  формируется  умение  вести  поиск  решения  путём  предположений , осуществлять  разные  по  характеру  пробы , догадываться.

     Из  всего  многообразия  занимательного  математического  материала  в  дошкольном  возрасте  наибольшее  применение  находят  дидактические  игры.  Основное  назначение  их – обеспечить  упражняемость  детей  в   различении , выделении , назывании  множеств предметов , чисел , геометрических  фигур , направлений  и  так   далее.  В  дидактических  играх  есть  возможность  формировать  новые  знания ,знакомить  детей  со  способами  действий.  Каждая  из  игр  решает  конкретную  задачу  совершенствования  математических (количественных , пространственных , временных )  представлений  детей.

     Дидактические игры  включаются  непосредственно в  содержание  занятий  как  одно  из  средств  реализации  программных  задач.  Место  дидактической  игры  в  структуре  занятия  по  формированию  элементарных  математических  представлений  определяется  возрастом  детей , целью , познанием , содержанием  занятия.  Она  может  быть  использована  в  качестве  учебного  задания , упражнения , направления  на  выполнение  конкретной  задачи  формирования  представлений.  В  младшей  группе ,  особенно  в  начале  года , всё  занятие  должно  быть  проведено  в  форме  игры.  Дидактические  игры  уместны  и  в  конце  занятия  с  целью  воиспроизведения ,  закрепления  ранее  изученного.  Так  в  средней  группе  на  занятиях  по формированию  элементарных  математических  представлений  после  ряда  упражнений  на  закрепление  названий , основных  свойств  геометрических  фигур  может  быть  использована  игра.

      В  формировании  у  детей  математических  представлений  широко  используются  занимательные  по  форме  и  содержанию  разнообразные  дидактические  игровые  упражнения.  Они  отличаются  от  типичных  учебных  заданий  и  упражнений  необычностью  постановки  задачи , неожиданностью  преподнесения  её  от  имени  какого-либо  литературного  сказочного  героя.  Игровые упражнения  следует  отличать  от  дидактической  игры  по  структуре , назначению ,  уровню  детской  самостоятельности , роли  педагога.  Они , как  правило , не  включают  в  себе  все  структурные  элементы дидактической  игры.  Назначение  их – упражнять  детей  с  целью  выработки  умений , навыков.

    Часто  в  практике  обучения  дошкольников  дидактическая  игра  приобретает  форму  игрового  упражнения.  В  этом  случае  игровые  действия  детей , результаты  их  направляются  и  контролируются  педагогом.  Так , с целью  показа  детям  способа  установления  поэлементного  соответствия  в  младшей  группе  провести  игровое  упражнение « посадим  куклы  на  стулья» .

     Итак  дидактические  игры  и  игровые упражнения  математического  содержания  -  наиболее  известные  и  часто  применяемые  в  современной  практике  дошкольного  воспитания  виды  занимательного  материала.

 

 

 

 

 

                          Использованная   литература :

 

  1. З.А.Михайлова  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»,- М «Прос.», 1985.

 

 

  1. Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста» , -           

     М «Прос.» , 1989.

 

 

3.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим  содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

 

 

4.  А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

 

 

5.  Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

 

 

6.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

 

 

7.  Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос». 1989.

 

 

8.   « Программа  воспитания  и  обучения  в детском  саду» . – М , 2004.

 

 

9.   Газета «Воспитатель»  и  «Дошкольник».

 

 

10.  Журнал «Дошкольное  воспитание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра : «Выбираем  транспорт».

    Сегодня  нам доставили  телеграмму : Фея  из  волшебной  страны  Математики  приглашает  нас  в  гости .  Давайте  выберем  такой  вид  транспорта ,  который  позволит  нам  быстро  добраться  к  Фее  и  вовремя  вернутся  домой. Отгадайте  загадки :

 

  Сядь  верхом  и  мчись  на нём !

   Только  лучше  правь  рулём.  (велосипед)

Кто  на  бегу  пары  клубя ,пуская  дым  трубой,

Несёт  вперёд  и  сам  себя,  да  и  меня  с тобой.  (паровоз)

Дом  по  улице  идёт,  на  работу  всех  везёт.

Не  на  курьих  ножках ,  а  в  резиновых  сапожках.(автобус)

Летит  птица-небылица, а  внутри  народ  сидит,

Меж  собою  говорит.  (самолёт)

А  вот  эта  загадка  не  простая ,  а  зашифрованная.  Соедините  на  своих  листиках  точки  по  порядку  -  и  получится  картинка.

   Дети  соединяют  точки  по  получают  картинку  ракеты.  Проверка  по  готовому  образцу :

                                                            Чудо  птица ,  алый  хвост,

                                                          Прилетела  в стаю  звёзд.  (ракета)

  Мы  полетим  с  вами  ребята  на  самом  быстром  виде транспорта- ракете.  (звучит  музыка). Вот  мы  и  прилетели.

  1. Игра : « Волшебная  лужайка » .

Ну  вот  мы  прилетели  в  страну  Математику.  На  лужайке  перед  сказочным  замком  Феи и  трава ,  и  птицы ,  и  звери  -  всё  необыкновенное , сказочное ,  математическое . Рассмотрите  картинку ,  какие  цифры  спрятались  в  рисунках ?

3.  Игра  «  художники » .

Фея  очень  любит  рисовать.  Она  просит  вас  дорисовать и разукрасить  рисунок , для  этого  нужно  решить  примеры.   Сели  все  правильно ,  спинки  выпрямили  и  приступаем  к  выполнению  задания.

  1. Физкультминутка  :

Эй ребята что вы  спите ? на  зарядку  становитесь !

Справа  друг  и  слева  друг,  вместе  все  в  весёлый  круг!

Под  весёлые  напевы повернёмся  вправо,  влево ,

Руки  вверх , руки  вниз ,вверх ,  и снова  наклонись !

  1. Игра :  « числоград » .

В волшебной  стране  Феи  математики  столица – город  чисел  Числоград.  Давайте  мы с  вами  определим  номера  домов  при  помощи  решения  весёлых  задач. Слушайте  внимательно  и  решение  задачи  выкладывайте у  себя  на  столе  с  помощью  цифр  и  знаков.

Пять  пушистеньких  щенят  все  в  корзиночке  лежат,

А  один  решил  сбежать – сколько  их  останется  лежать.

5-1=4

У  меня  и  Аллочки  пять  счётных  палочек.

Две  из  них  сломалось.  Сколько  же  осталось.

5-2=8

На  заборе  сидело  8  воробьёв.  4  воробья  улетели  на  землю  и  стали  клевать  булку.  Потом  к  ним  слетел  1  воробей.  Сколько  воробьёв  осталось  на  заборе?

8-4-1=3

Мила  и  Галочка купили  по  2  лимона,  а  Володя  купил  3  лимона. Сколько  лимонов  купили  дети.

2+2+3=7

  1. В  Числограде  необычные  дороги – числовые  отрезки.  Чтобы  путешествовать  по  этому  городу ,  надо  знать  правила  «дорожного  движения»  : что  происходит  с  числом  при  движении  вправо,  влево?(при  движении вправо  числа  увеличиваются ,  а  при  движении  влево  уменьшаются ).

Молодцы ,  ребята , а  я  та  самая  Фея  которая  пригласила  вас  в  гости.  Вижу  я  вы  успели  выполнить  не  мало  заданий  по  пути  комне ,  а  теперь  отдохните  немного.

Умеют  все  ребятки  с  носочка  встать  на  пятки ,

Вздохнуть  и  потянуться , нагнуться , разогнуться.

Вот  так , вот  так ,нагнуться , разогнуться.

  Я  очень  рада  что  вы  побывали  у  меня  в  гостях.  И  как  полагается  гостеприимной  хозяйке  я  хотела  бы  угостить  вас , в  этом  мешочке  мои  угощения , а  теперь  мне  пора  досвидания  детвора.  

      Мы  с  вами  погостили  в  стране  Математики ,  теперь  нам  пора  возвращаться  домой.  На  каком  транспорте  вы  хотите  вернуться  домой?  

       Политим  на  самолёте.  Приготовились  и  полетели .  вот  мы  и  дома .  Вы  сегодня  побывали  в  гостях  у  Феи  в  её  волшебной  стране ,  где  всё  связано  с  математикой.  Что  вам  понравилось?  Какие задания  были  трудными ,а  какие  лёгкими?

  На  этом  наше  путешествие  закончилось.

Раздача  угощения.

     Управление  образования  дошкольных  учреждений.

      Консультация   для    воспитателей     на   тему :

     «  Занимательный     материал    в  обучении     дошкольников    элементарной            математике »

                                                      Составила : воспитатель  д/с № 74

                                                                           Мингалимова Л.Р.

                          Республика  Татарстан

                             город  Нижнекамск

  Любая  математическая  задача  на  смекалку ,  для  какого  бы  возраста она   предназначалась , несёт  в  себе  определённую  умственную  нагрузку , которая чаще всего  замаскирована занимательным сюжетом , внешними данными , условием задачи и так далее. Умственная задача  : составить  фигуру  или  видоизменить  её , найти  путь  решения ,  отгадать   число  -  реализуется  средствами  игры  в  игровых  действиях.  Смекалка , находчивость, инициатива   проявляются  в  активной  умственной  деятельности , основанной  на  непосредственном  интересе.

   Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы , содержащиеся  в  каждой  задаче , логическом  упражнении , развлечении , будь  то  шахматы  или  самая  элементарная  головоломка .

    Многообразие  занимательного  материала  -  игр , задач , головоломок  - даёт  основание  для  их  классификации ,  хотя  довольно  трудно  разбить  на  группы  столь  разнообразный  материал ,  созданный  математиками  , педагогами , методистами.  Классифицировать его  можно  по  разным  признакам :  по  содержанию  и  значению ,  характеру  мыслительных  операций , а  также  по  направленности  на  развитие  тех  или  иных  умений.

     Исходя  из  логики  действий ,  осуществляемых  тем , кто  решает  задачу , разнообразный  элементарный  занимательный  материал  можно  классифицировать  3 основные  -  задачи , развивающие  игры ,  и  упражнения. Основанием  для  таких  групп  является  характер  и  назначение  того  или  иного  вида.

    В  сборниках  занимательной  математики  широко  представлены  математические  развлечения : головоломки , лабиринты ,игры  на  пространственное  преобразование  и  другие.  Они  интересны  по  содержанию , занимательны  по  форме , отличаются  необычностью  решения , парадоксальностью  результата.

   Посмотрим  другие  виды  занимательного  материала , например , математические  игры. Это  игры ,  в  которых  смоделированы  математические  построения , отношения , закономерности.  Для  нахождения  ответа (решения) , как  правило , необходим  предварительный  анализ  условий , правил , содержания  игры  или  задачи.  По ходу  решения требуются  применение  математических  методов  и  умозаключений.

    Приводим  несколько  математических  игр  для  детей  старшего  дошкольного  возраста.

 

                  « Цепочка  примеров »

ЦЕЛЬ: упражнять  детей  в  умении  производить  арифметические  действия.

ХОД  ИГРЫ :  две  группы  участников  садятся  на  стулья  -  одна  напротив  другой.  Один  ребёнок  берёт  мяч , показывает  простой  арифметический  пример : 3+2  и  бросает  кому-нибудь  из  другой  группы.  Поймавший  мяч  продолжает пример , в котором  надо  произвести  действие  с  числом , являющимся  ответом  в  первом  примере. Участник  игры , давший  неверный  ответ  или  пример  выбывает  из  игры.

                              «  ОТГАДАЙ    ЧИСЛО  »

     

    ЦЕЛЬ: закрепить  умение  детей  сравнивать  числа.

    ХОД  ИГРЫ:  по  заданию  ведущего  ребёнок  должен быстро назвать  число (числа)  меньше  8 , но  больше  6 ,  больше  5 , но  меньше  9  и  так  далее.  Ребёнок ,выполнивший  условия  игры ,получает  флажок. При делении  детей  на  2  группы ,  ответивший  , выбывает  из  игры.

   

   Обе  игры  просты  по  содержанию  и  поставленной  задаче : их  участники    должны  произвести  арифметические  действия или  назвать  требуемое  число  основе  знания  последовательности  чисел  и  отношений  между  ними.  Занимательность ,интерес  обеспечивают  игровые  действия (бросание  мяча) , игровую  постановку  цели , правила , приёмы  стимулирования  умственной  активности.

    Разновидностью  математических  игр  и  задач  являются  логические  игры , задачи , упражнения.  Они  направлены  на  тренировку  мышления  при выполнении  логических  операций  и  действий : « Найди  недостающую  фигуру » , « Чем  отличаются? » , « Мельница » , « Лиса  и  гуси » , « По  четыре » и  другие.  Игры  « Выращивание  дерева »  , «Чудо-мешочек » ,       « Вычислительная  машина » предполагают  строгую  логику  действий.

     К  занимательному материалу  относятся  и  различные  дидактические  игры ,а также  привлекательные  по  форме  и  содержанию  упражнения.  Они  направлены  на  развитие  у  детей  разного  возраста  логического  мышления , пространственных  представлений ,  дают  возможность  упражнять  ребят  в  счёте , вычислениях.

                               «  ЧИСЛОВОЙ     РЯД  »

      ЦЕЛЬ : закрепить  знание  последовательности  чисел  в  натуральном  ряду ».

       ХОД  ИГРЫ : двое  детей , сидящих  за  одним  столом , раскладывают  перед  собой  лицевой  стороной  карточки  с  цифрами  от  1  до  10.  при  этом  каждому  из  детей  даётся  определённое  количество  карточек  с  цифрами  (например , до  13 ).  Некоторые  из  цифр  встречаются  в  наборе  дважды.  Каждый  играющий  в  порядке  очерёдности  берёт  карточку  с  цифрой , открывает  её  и  кладёт  перед  собой.  Затем   первый  играющий  открывает  ещё  одну  карточку.  Если  обозначенное  на  ней  число  меньше  числа  открытой  им  ранее  карты , ребёнок  кладёт  карточку  левее  первой ,если  больше – правее.  Если  же  он  возьмёт  карточку  левее  первой ,  если  больше – правее. Если же  он  возьмёт  карту  с  числом , уже  открытым  им , то  возвращает  её  на  место , а право  хода  передаётся  соседу.  Выигрывает  тот , кто  первым  выложил  свой  ряд.

     

      Занимательный  материал  очень  разнообразен  по  характеру , тематике , способу  решения. Самые  простые  задачи , упражнения ,требующие  находчивости , смекалки ,  оригинальности  мышления , умение  критически  оценить  условия , является  эффективным  средством  обучения  детей  дошкольного  возраста  на  занятиях  математикой , развития  их  самостоятельных  игр , в  свободное  время.  

   

                      Использованная   литература :

  1. З.А.Михайлова  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»,- М «Прос.», 1985.
  2. Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста» , -            

     М «Прос.» , 1989.

3.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим  содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

4.  А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

5.  Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

6.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

7.  Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос.» 1989.

8.   « Программа  воспитания  и  обучения  в детском  саду» . – М , 2004.

9.   Газета «Воспитатель»  и  «Дошкольник».

10.  Журнал «Дошкольное  воспитание».

    Управление  образования  дошкольных  учреждений.

Консультация   для   воспитателей

              на    тему :

  «Дидактические   игры  как

использование   занимательного

материала  на  занятиях  по

        математике.

    Обучение  математике  детей  дошкольного  возраста  немыслимо  без  использования  занимательных  игр , задач , развлечений.  При  этом  роль  несложного  занимательного  математического  материала  определяется  с  учётом  возрастных  возможностей  детей  и  задач  всестороннего  развития  и  воспитания : активизировать  умственную  деятельность , заинтересовать  математическим  материалом , увлекать  и  развлекать  детей , развивать  ум , расширять , углублять  математические  представления , закреплять  полученные  знания  и  умения , упражнять в  применении  их  в  других  видах  деятельности , новой  обстановке.

     Используется  занимательный  материал  (дидактические  игры)  и  с  целью  формирования  представлений ,  ознакомления  с  новыми  сведениями.  При  этом  непременным  условием  является  применение  системы  игр  и  упражнений.

      Дети  очень  активны  в  восприятии  задач-шуток  головоломок  логических  упражнений. Они  настойчиво  ищут  ход  решения , который  ведёт  к  результату.  В  том  случае , когда  занимательная  задача  доступна  ребёнку , у  него  складывается  положительное  эмоциональное  отношение  к  ней , что  и  стимулирует  мыслительную  активность.  Ребёнку  интересна  конечная  цель :  сложить , найти  нужную  фигуру , преобразовать , - которая  увлекает  его.

     При  этом  дети  пользуются  двумя  видами  поисковых  проб : практическими (действия в  перекладывании , подборе)  и  мыслительными (обдумывание  хода , предугадывание  результата , предположение  решения).  В  ходе  поиска , выдвижения  гипотез , решения  дети  проявляют   и  догадку , то есть как  бы  внезапно  приходят  к  правильному  решению.  Но эта  внезапность , безусловно , кажущаяся.  На  самом  деле  они  находят  путь , способ  решения  лишь  на  основании  практических  действий  и  обдумывания.  При  этом  дошкольникам  свойственно  догадываться  только  о  какой –то  части  решения , каком-то  этапе.  Момент  появления  загадки  дети я.  Как  правило , не  объясняют : « Я подумал  и  решил. Так  надо  сделать».

    В  процессе  решения  задач  на  смекалку  обдумывание детьми  хода  поиска  результата  предшествует  практическим  действиям. Показателем  рациональности  поиска  является  и  уровень  самостоятельности  его , характер  производимых  проб.  Анализ  соотношения  проб  показывает , что  практические  пробы  свойственны , как  правило , детям  средней  и  старшей  групп.  Дети  подготовительной  осуществляют  поиск  путём  сочетания  мыслительных  и  практических  проб , или  только  мысленно.  Всё  это  даёт  основание  для  утверждения  о  возможности  приобщения  дошкольников  в  ходе  решения  занимательных  задач  к  элементам  творческой  деятельности.  У  детей  формируется  умение  вести  поиск  решения  путём  предположений , осуществлять  разные  по  характеру  пробы , догадываться.

     Из  всего  многообразия  занимательного  математического  материала  в  дошкольном  возрасте  наибольшее  применение  находят  дидактические  игры.  Основное  назначение  их – обеспечить  упражняемость  детей  в   различении , выделении , назывании  множеств предметов , чисел , геометрических  фигур , направлений  и  так   далее.  В  дидактических  играх  есть  возможность  формировать  новые  знания ,знакомить  детей  со  способами  действий.  Каждая  из  игр  решает  конкретную  задачу  совершенствования  математических (количественных , пространственных , временных )  представлений  детей.

     Дидактические игры  включаются  непосредственно в  содержание  занятий  как  одно  из  средств  реализации  программных  задач.  Место  дидактической  игры  в  структуре  занятия  по  формированию  элементарных  математических  представлений  определяется  возрастом  детей , целью , познанием , содержанием  занятия.  Она  может  быть  использована  в  качестве  учебного  задания , упражнения , направления  на  выполнение  конкретной  задачи  формирования  представлений.  В  младшей  группе ,  особенно  в  начале  года , всё  занятие  должно  быть  проведено  в  форме  игры.  Дидактические  игры  уместны  и  в  конце  занятия  с  целью  воиспроизведения ,  закрепления  ранее  изученного.  Так  в  средней  группе  на  занятиях  по формированию  элементарных  математических  представлений  после  ряда  упражнений  на  закрепление  названий , основных  свойств  геометрических  фигур  может  быть  использована  игра.

      В  формировании  у  детей  математических  представлений  широко  используются  занимательные  по  форме  и  содержанию  разнообразные  дидактические  игровые  упражнения.  Они  отличаются  от  типичных  учебных  заданий  и  упражнений  необычностью  постановки  задачи , неожиданностью  преподнесения  её  от  имени  какого-либо  литературного  сказочного  героя.  Игровые упражнения  следует  отличать  от  дидактической  игры  по  структуре , назначению ,  уровню  детской  самостоятельности , роли  педагога.  Они , как  правило , не  включают  в  себе  все  структурные  элементы дидактической  игры.  Назначение  их – упражнять  детей  с  целью  выработки  умений , навыков.

    Часто  в  практике  обучения  дошкольников  дидактическая  игра  приобретает  форму  игрового  упражнения.  В  этом  случае  игровые  действия  детей , результаты  их  направляются  и  контролируются  педагогом.  Так , с целью  показа  детям  способа  установления  поэлементного  соответствия  в  младшей  группе  провести  игровое  упражнение « посадим  куклы  на  стулья» .

     Итак  дидактические  игры  и  игровые упражнения  математического  содержания  -  наиболее  известные  и  часто  применяемые  в  современной  практике  дошкольного  воспитания  виды  занимательного  материала.

                          Использованная   литература :

  1. З.А.Михайлова  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»,- М «Прос.», 1985.

  1. Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста» , -            

     М «Прос.» , 1989.

3.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим  содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

4.  А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

5.  Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

6.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

7.  Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос». 1989.

8.   « Программа  воспитания  и  обучения  в детском  саду» . – М , 2004.

9.   Газета «Воспитатель»  и  «Дошкольник».

10.  Журнал «Дошкольное  воспитание».

     Развитию  внимания   и   сообразительности   способствуют  задачи-

шутки , головоломки , предостерегающие  ребёнка  от  поспешных  и  

необоснованных  выводов.  Их не  следует  решать  как  обычные  задачи ,

 используя  то  или  иное  арифметическое  действие.  Эти  задачи  должны

  побуждать  детей  рассуждать , мыслить , находить  ответ  используя

 

имеющиеся  уже  знания.

      Приучая  ребёнка  внимательно  слушать условие  задачи , можно  

предложить  задачу-шутку , в  которой  имеются  числовые  данные , но

 производить  арифметические  действия  не  надо.

      Не  всегда  ребёнок  с  лёгкостью  может  найти  ответ , понимая , что

 задача  с  «секретом».   Пусть  взрослого  порадует  уже  одно  то ,  что

  ребёнок  не  станет  торопиться  с  ответом , а попытается  подумать ,

порассуждать , приводя  различные доводы и  опровергая  сам  себя.

 

Помогите  ему  нащупать  правильный  путь  рассуждений.

      Использование  задач-шуток  и  задач  на  сообразительность  поможет

  разнообразить  и  оживить  занятие  с  детьми.  Кроме  того , задачи

 подобного  рода  можно  использовать  при  проведении  математических

 

 досугов , весёлых  встреч  дошкольных  знатоков , КВНов.  Для

 проведения  одного  занятия  с  детьми  можно  взять  одну-две  задачи , а

  в  математический  досуг  следует  включить  не  более  пяти-шести

 заданий  разной  сложности.  Применение  математического  материала

 

вне  занятий  со  всей  группой  детей  целесообразно , когда  дети  с  этой

 

 точки  зрения  подготовлены.

         Примеры         :

  1. В  море  плавало  9  пароходов.  2  парохода  пристали . Сколько  пароходов в  море?  (9  пароходов).

  1. Шли  7  братьев , у  каждого  брата  по  одной  сестре.  Сколько  человек  шло ?

Занимательный  материал не  только  развлекает  детей , даёт возможность

  им  отдохнуть ,переключится я. Но  и  заставляет  их  задуматься ,

развивает  самостоятельность , инициативу , направляет  на   поиски

 нетрадиционных  способов  решения , стимулирует  развитие

 нестандартного  мышления.  Загадки  полезно  использовать  не  только  в

  работе  с  детьми , опережающими  в  развитии  своих  сверстников , но

  и  на  занятиях   со  всей  возрастной  группой.

    Воспитатель  даёт  возможность  детям  внимательно  выслушать

 загадку , просит  запомнить  её  содержание , помогает  её  отгадать.

 

Загадку  надо  отгадывать  эмоционально , неторопливо.  После

 нахождения  ответа  спросить  у  детей  толкование  решения , ход

 рассуждений.  На  одном  занятии  целесообразно  использовать  одну-три

 

 загадки.

           Примеры :

Пустые  поля , мокнет  земля ,

Дождь  заливает , когда  это  бывает. (осенью)

Двенадцать  братьев разно  называются ,

И  разными  делами  занимаются.  (месяцы  года).

    Дети  знают  много  считалок  и  чаще  всего  с  их помощью  выбирают

 

 ведущего  в  играх.  Этот  же  приём  можно  использовать  и  на  занятиях

  по  математике.  В  практике  работы  дошкольных  учреждений на

 занятии  воспитатель  сам  чаще  всего  выбирает  ведущего  или

 

назначает  того , кто захочет.  Чтобы  поднять  активность  детей  на

 занятии ,нужно  не  назначать  детей , а  делать  это  при  помощи

 считалки.  В  таком  случае  выбор  ведущего  будет  более  справедливым.

     Пример :

    Раз ,два , три , четыре , пять ,

    Вышел  зайчик  погулять.

    Вдруг  охотник  выбегает ,

     Прямо в  зайчика  стреляет.

    Но охотник  не  попал ,

    Серый  зайчик  убежал.

    Для  формирования полноценных  математических  представлений  и

 для развития  познавательного  интереса  у  дошкольников очень  важно

 

 наряду  с  другими  методами использовать занимательные ситуации .

Жанр  сказки   позволяет  соединить в  себе  то и  другое.  Сам  сюжет ,

сказочные  персонажи  привлекают  детей.  Вживаясь  в события  сказки ,

 ребёнок  как бы  становится  её  действующим  лицом.  При  этом

 

 повышается  познавательная  активность : он  стремится  вмешаться  в

 ситуации  и  повлиять  на них.  Живой  интерес ,  который  возникает  у

 

 ребёнка , можно  использовать  для  повышения  эффективности  

обучения.        

                   Материал :

 Т.И.Ерофеева  ,  Л.Н.Павлова , В.П.Новикова  « Математика  для

 

дошкольников» ,  -  М , Просвещение ,  1992.

        

   Во-первых , игра – это  школа  произвольного  поведения ( Д.Б.Эльконин ).

 Попробуйте  заставить  ребёнка  стоять  смирно – он  не  простоит  и  двух

 секунд.  Но  если  это  действие  включить  в  игровой  контекст , цель  с  

успехом  будет  достигнута.  Вспомните  :  «Море  волнуется - раз , море

 

волнуется - два , море  волнуется – три , морская  фигура  замри».  Ведь

  замирают  самые  непоседливые  мальчики  и  девочки , даже  на  одной

 

ножке.

    Во-вторых , игра – школа  морали  в  действии (А.Н.Леонтьев ).  Можно

 сколь  угодно  долго  объяснять  ребёнку «что  такое  хорошо , что  такое

 

плохо» , но  лишь  сказка  и  игра  способны  через  эмоциональное

 сопереживание , через  постановку  себя  на  место  другого  научить

 действовать  и  поступать  в  соответствии  с  нравственными  требованиями.

  Психологические  исследования  показали : если «недругов»  включить  в

 игровое  взаимодействие , в  котором  они  вынуждены  работать  сообща ,

заботясь  друг  о  друге , взаимная  неприязнь  вскоре  улетучится , и  

наоборот  -   для  друзей , оказавшихся  игровыми  соперниками . азарт  и  

желание  выиграть  часто  оказываются  сильнее  дружбы.

     В-третьих , игра – ведущая  деятельность  в  дошкольном  возрасте ,

деятельность , определяющая  развитие  интеллектуальных , физических  и

моральных  сил  ребёнка.

     По  мнению  русского  историка  и  философа  Василия  Зеньковского ,

«игра – свободное  творчество , важнейшее  проявление  эстетического

 начала  в  человеке» , средство  проникновения  в  сферу  смыслов ,

постижения  единства  мира  и  его  Творца.

    Ещё  К.Д.Ушинский  отмечал , как  важно  наблюдать  за  детской  игрой

 для  определения  общего  и  интеллектуального  здоровья  детей.  Если  

ребёнок  не  выражает  интереса  к  играм , пассивен  или  играет

 

стереотипно  и  примитивно  для  своего  возраста – это  серьёзный  сигнал

 для  взрослого : такой  ребёнок  требует  особого  внимания , это

 «особенный»  ребёнок – может  быть  гений , а  может , неблагополучный…

     С  помощью  игры  обучение  ребёнка  идёт  эффективнее , а  воспитание

 приятнее.  Игра – средство  диагностики  психического  состояния  ребёнка ,

 

его  личностного  развития , но  это  и  превосходный  метод  коррекции  тех

 

 или  иных  дефектов . недостатков , отставания  в  развитии.  Одним  из

 самых  из  самых  молодых  психологических  методов  является  игровая  

психотерапия.

              Использованная    литература  :

     1.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим       содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

2.   А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

3.   Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

4.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

5.   Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос». 1989.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2  2 2 2 2

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4                         4 4 4 4

5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6   6 6 6 6

7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7

8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9

= = = = = = = = = = = = = = = =

+ + + + + + + + + + + + + + + +

 -  -  -  -

 -  -  -  -

 -  -  -  -

  1. Физкультминутка  :

Эй ребята что вы  спите ? на  зарядку  становитесь !

Справа  друг  и  слева  друг,  вместе  все  в  весёлый  круг!

Под  весёлые  напевы повернёмся  вправо,  влево ,

Руки  вверх , руки  вниз ,вверх ,  и снова  наклонись !

Фея  из  волшебной  страны  математики  приглашает  нас  в  гости.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал о природе.

Замысловатые вопросы, головоломки о природе для детей дошкольного возраста....

Семинар для воспитателей. Тема: «Использование наглядного занимательного материала в условиях АСРС»

Материал для семинара для воспитателей детского сада. В условиях активной сенсорно-развивающей среды большое значение имеют формы и приемы грамотной подачи наглядного материала. При эффективной...

Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников" представляет одну из форм методической работы, напр...

Занимательный материал по математике в образовательной деятельности и дома

В этом занимательном материале много игр на развитие логического  мышления, памяти, внимания....

Консультация для родителей "Использование занимательного материала в непосредственной образовательной деятельности и дома"

Здесь консультация для родителей об использовании занимательного материала по математике дома....

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....

Методическая работа с кадрами по проблеме «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового, занимательного материала»

Методическая работа с кадрами по проблеме          «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового,  занимательного материал...