ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Консультация для воспитателей на тему :
« Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике »
Составила : воспитатель д/с № 74
Мингалимова Л.Р.
Республика Татарстан
город Нижнекамск
Любая математическая задача на смекалку , для какого бы возраста она предназначалась , несёт в себе определённую умственную нагрузку , которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом , внешними данными , условием задачи и так далее. Умственная задача : составить фигуру или видоизменить её , найти путь решения , отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка , находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности , основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы , содержащиеся в каждой задаче , логическом упражнении , развлечении , будь то шахматы или самая элементарная головоломка .
Многообразие занимательного материала - игр , задач , головоломок - даёт основание для их классификации , хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал , созданный математиками , педагогами , методистами. Классифицировать его можно по разным признакам : по содержанию и значению , характеру мыслительных операций , а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий , осуществляемых тем , кто решает задачу , разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать 3 основные - задачи , развивающие игры , и упражнения. Основанием для таких групп является характер и назначение того или иного вида.
В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения : головоломки , лабиринты ,игры на пространственное преобразование и другие. Они интересны по содержанию , занимательны по форме , отличаются необычностью решения , парадоксальностью результата.
Посмотрим другие виды занимательного материала , например , математические игры. Это игры , в которых смоделированы математические построения , отношения , закономерности. Для нахождения ответа (решения) , как правило , необходим предварительный анализ условий , правил , содержания игры или задачи. По ходу решения требуются применение математических методов и умозаключений.
Приводим несколько математических игр для детей старшего дошкольного возраста.
« Цепочка примеров »
ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении производить арифметические действия.
ХОД ИГРЫ : две группы участников садятся на стулья - одна напротив другой. Один ребёнок берёт мяч , показывает простой арифметический пример : 3+2 и бросает кому-нибудь из другой группы. Поймавший мяч продолжает пример , в котором надо произвести действие с числом , являющимся ответом в первом примере. Участник игры , давший неверный ответ или пример выбывает из игры.
« ОТГАДАЙ ЧИСЛО »
ЦЕЛЬ: закрепить умение детей сравнивать числа.
ХОД ИГРЫ: по заданию ведущего ребёнок должен быстро назвать число (числа) меньше 8 , но больше 6 , больше 5 , но меньше 9 и так далее. Ребёнок ,выполнивший условия игры ,получает флажок. При делении детей на 2 группы , ответивший , выбывает из игры.
Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче : их участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число основе знания последовательности чисел и отношений между ними. Занимательность ,интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча) , игровую постановку цели , правила , приёмы стимулирования умственной активности.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры , задачи , упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий : « Найди недостающую фигуру » , « Чем отличаются? » , « Мельница » , « Лиса и гуси » , « По четыре » и другие. Игры « Выращивание дерева » , «Чудо-мешочек » , « Вычислительная машина » предполагают строгую логику действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры ,а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления , пространственных представлений , дают возможность упражнять ребят в счёте , вычислениях.
« ЧИСЛОВОЙ РЯД »
ЦЕЛЬ : закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду ».
ХОД ИГРЫ : двое детей , сидящих за одним столом , раскладывают перед собой лицевой стороной карточки с цифрами от 1 до 10. при этом каждому из детей даётся определённое количество карточек с цифрами (например , до 13 ). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очерёдности берёт карточку с цифрой , открывает её и кладёт перед собой. Затем первый играющий открывает ещё одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты , ребёнок кладёт карточку левее первой ,если больше – правее. Если же он возьмёт карточку левее первой , если больше – правее. Если же он возьмёт карту с числом , уже открытым им , то возвращает её на место , а право хода передаётся соседу. Выигрывает тот , кто первым выложил свой ряд.
Занимательный материал очень разнообразен по характеру , тематике , способу решения. Самые простые задачи , упражнения ,требующие находчивости , смекалки , оригинальности мышления , умение критически оценить условия , является эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой , развития их самостоятельных игр , в свободное время.
Использованная литература :
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,- М «Прос.», 1985.
- Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , -
М «Прос.» , 1989.
3. А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» , - М «Прос.» ,1987.
4. А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание детей в игре» ,- М «Прос.» ,1983.
5. Р.К.Шаехова « Играя размышляем» , - К ,2004.
6. Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И учёба , и игра» , - М «Прос.» , 1989.
7. Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова и др. «Игра дошкольника» , - М «Прос.» 1989.
8. « Программа воспитания и обучения в детском саду» . – М , 2004.
9. Газета «Воспитатель» и «Дошкольник».
10. Журнал «Дошкольное воспитание».
Управление образования дошкольных учреждений.
Консультация для воспитателей
на тему :
«Дидактические игры как
использование занимательного
материала на занятиях по
математике.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр , задач , развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность , заинтересовать математическим материалом , увлекать и развлекать детей , развивать ум , расширять , углублять математические представления , закреплять полученные знания и умения , упражнять в применении их в других видах деятельности , новой обстановке.
Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений , ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток головоломок логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения , который ведёт к результату. В том случае , когда занимательная задача доступна ребёнку , у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней , что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель : сложить , найти нужную фигуру , преобразовать , - которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб : практическими (действия в перекладывании , подборе) и мыслительными (обдумывание хода , предугадывание результата , предположение решения). В ходе поиска , выдвижения гипотез , решения дети проявляют и догадку , то есть как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность , безусловно , кажущаяся. На самом деле они находят путь , способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой –то части решения , каком-то этапе. Момент появления загадки дети я. Как правило , не объясняют : « Я подумал и решил. Так надо сделать».
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его , характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает , что практические пробы свойственны , как правило , детям средней и старшей групп. Дети подготовительной осуществляют поиск путём сочетания мыслительных и практических проб , или только мысленно. Всё это даёт основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений , осуществлять разные по характеру пробы , догадываться.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении , выделении , назывании множеств предметов , чисел , геометрических фигур , направлений и так далее. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания ,знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных , пространственных , временных ) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей , целью , познанием , содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания , упражнения , направления на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе , особенно в начале года , всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воиспроизведения , закрепления ранее изученного. Так в средней группе на занятиях по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий , основных свойств геометрических фигур может быть использована игра.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи , неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре , назначению , уровню детской самостоятельности , роли педагога. Они , как правило , не включают в себе все структурные элементы дидактической игры. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений , навыков.
Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей , результаты их направляются и контролируются педагогом. Так , с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия в младшей группе провести игровое упражнение « посадим куклы на стулья» .
Итак дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного материала.
Использованная литература :
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,- М «Прос.», 1985.
- Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , -
М «Прос.» , 1989.
3. А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» , - М «Прос.» ,1987.
4. А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание детей в игре» ,- М «Прос.» ,1983.
5. Р.К.Шаехова « Играя размышляем» , - К ,2004.
6. Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И учёба , и игра» , - М «Прос.» , 1989.
7. Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова и др. «Игра дошкольника» , - М «Прос». 1989.
8. « Программа воспитания и обучения в детском саду» . – М , 2004.
9. Газета «Воспитатель» и «Дошкольник».
10. Журнал «Дошкольное воспитание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра : «Выбираем транспорт».
Сегодня нам доставили телеграмму : Фея из волшебной страны Математики приглашает нас в гости . Давайте выберем такой вид транспорта , который позволит нам быстро добраться к Фее и вовремя вернутся домой. Отгадайте загадки :
Сядь верхом и мчись на нём !
Только лучше правь рулём. (велосипед)
Кто на бегу пары клубя ,пуская дым трубой,
Несёт вперёд и сам себя, да и меня с тобой. (паровоз)
Дом по улице идёт, на работу всех везёт.
Не на курьих ножках , а в резиновых сапожках.(автобус)
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (самолёт)
А вот эта загадка не простая , а зашифрованная. Соедините на своих листиках точки по порядку - и получится картинка.
Дети соединяют точки по получают картинку ракеты. Проверка по готовому образцу :
Чудо птица , алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)
Мы полетим с вами ребята на самом быстром виде транспорта- ракете. (звучит музыка). Вот мы и прилетели.
- Игра : « Волшебная лужайка » .
Ну вот мы прилетели в страну Математику. На лужайке перед сказочным замком Феи и трава , и птицы , и звери - всё необыкновенное , сказочное , математическое . Рассмотрите картинку , какие цифры спрятались в рисунках ?
3. Игра « художники » .
Фея очень любит рисовать. Она просит вас дорисовать и разукрасить рисунок , для этого нужно решить примеры. Сели все правильно , спинки выпрямили и приступаем к выполнению задания.
- Физкультминутка :
Эй ребята что вы спите ? на зарядку становитесь !
Справа друг и слева друг, вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы повернёмся вправо, влево ,
Руки вверх , руки вниз ,вверх , и снова наклонись !
- Игра : « числоград » .
В волшебной стране Феи математики столица – город чисел Числоград. Давайте мы с вами определим номера домов при помощи решения весёлых задач. Слушайте внимательно и решение задачи выкладывайте у себя на столе с помощью цифр и знаков.
Пять пушистеньких щенят все в корзиночке лежат,
А один решил сбежать – сколько их останется лежать.
5-1=4
У меня и Аллочки пять счётных палочек.
Две из них сломалось. Сколько же осталось.
5-2=8
На заборе сидело 8 воробьёв. 4 воробья улетели на землю и стали клевать булку. Потом к ним слетел 1 воробей. Сколько воробьёв осталось на заборе?
8-4-1=3
Мила и Галочка купили по 2 лимона, а Володя купил 3 лимона. Сколько лимонов купили дети.
2+2+3=7
- В Числограде необычные дороги – числовые отрезки. Чтобы путешествовать по этому городу , надо знать правила «дорожного движения» : что происходит с числом при движении вправо, влево?(при движении вправо числа увеличиваются , а при движении влево уменьшаются ).
Молодцы , ребята , а я та самая Фея которая пригласила вас в гости. Вижу я вы успели выполнить не мало заданий по пути комне , а теперь отдохните немного.
Умеют все ребятки с носочка встать на пятки ,
Вздохнуть и потянуться , нагнуться , разогнуться.
Вот так , вот так ,нагнуться , разогнуться.
Я очень рада что вы побывали у меня в гостях. И как полагается гостеприимной хозяйке я хотела бы угостить вас , в этом мешочке мои угощения , а теперь мне пора досвидания детвора.
Мы с вами погостили в стране Математики , теперь нам пора возвращаться домой. На каком транспорте вы хотите вернуться домой?
Политим на самолёте. Приготовились и полетели . вот мы и дома . Вы сегодня побывали в гостях у Феи в её волшебной стране , где всё связано с математикой. Что вам понравилось? Какие задания были трудными ,а какие лёгкими?
На этом наше путешествие закончилось.
Раздача угощения.
Управление образования дошкольных учреждений.
Консультация для воспитателей на тему :
« Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике »
Составила : воспитатель д/с № 74
Мингалимова Л.Р.
Республика Татарстан
город Нижнекамск
Любая математическая задача на смекалку , для какого бы возраста она предназначалась , несёт в себе определённую умственную нагрузку , которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом , внешними данными , условием задачи и так далее. Умственная задача : составить фигуру или видоизменить её , найти путь решения , отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка , находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности , основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы , содержащиеся в каждой задаче , логическом упражнении , развлечении , будь то шахматы или самая элементарная головоломка .
Многообразие занимательного материала - игр , задач , головоломок - даёт основание для их классификации , хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал , созданный математиками , педагогами , методистами. Классифицировать его можно по разным признакам : по содержанию и значению , характеру мыслительных операций , а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий , осуществляемых тем , кто решает задачу , разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать 3 основные - задачи , развивающие игры , и упражнения. Основанием для таких групп является характер и назначение того или иного вида.
В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения : головоломки , лабиринты ,игры на пространственное преобразование и другие. Они интересны по содержанию , занимательны по форме , отличаются необычностью решения , парадоксальностью результата.
Посмотрим другие виды занимательного материала , например , математические игры. Это игры , в которых смоделированы математические построения , отношения , закономерности. Для нахождения ответа (решения) , как правило , необходим предварительный анализ условий , правил , содержания игры или задачи. По ходу решения требуются применение математических методов и умозаключений.
Приводим несколько математических игр для детей старшего дошкольного возраста.
« Цепочка примеров »
ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении производить арифметические действия.
ХОД ИГРЫ : две группы участников садятся на стулья - одна напротив другой. Один ребёнок берёт мяч , показывает простой арифметический пример : 3+2 и бросает кому-нибудь из другой группы. Поймавший мяч продолжает пример , в котором надо произвести действие с числом , являющимся ответом в первом примере. Участник игры , давший неверный ответ или пример выбывает из игры.
« ОТГАДАЙ ЧИСЛО »
ЦЕЛЬ: закрепить умение детей сравнивать числа.
ХОД ИГРЫ: по заданию ведущего ребёнок должен быстро назвать число (числа) меньше 8 , но больше 6 , больше 5 , но меньше 9 и так далее. Ребёнок ,выполнивший условия игры ,получает флажок. При делении детей на 2 группы , ответивший , выбывает из игры.
Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче : их участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число основе знания последовательности чисел и отношений между ними. Занимательность ,интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча) , игровую постановку цели , правила , приёмы стимулирования умственной активности.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры , задачи , упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий : « Найди недостающую фигуру » , « Чем отличаются? » , « Мельница » , « Лиса и гуси » , « По четыре » и другие. Игры « Выращивание дерева » , «Чудо-мешочек » , « Вычислительная машина » предполагают строгую логику действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры ,а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления , пространственных представлений , дают возможность упражнять ребят в счёте , вычислениях.
« ЧИСЛОВОЙ РЯД »
ЦЕЛЬ : закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду ».
ХОД ИГРЫ : двое детей , сидящих за одним столом , раскладывают перед собой лицевой стороной карточки с цифрами от 1 до 10. при этом каждому из детей даётся определённое количество карточек с цифрами (например , до 13 ). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очерёдности берёт карточку с цифрой , открывает её и кладёт перед собой. Затем первый играющий открывает ещё одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты , ребёнок кладёт карточку левее первой ,если больше – правее. Если же он возьмёт карточку левее первой , если больше – правее. Если же он возьмёт карту с числом , уже открытым им , то возвращает её на место , а право хода передаётся соседу. Выигрывает тот , кто первым выложил свой ряд.
Занимательный материал очень разнообразен по характеру , тематике , способу решения. Самые простые задачи , упражнения ,требующие находчивости , смекалки , оригинальности мышления , умение критически оценить условия , является эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой , развития их самостоятельных игр , в свободное время.
Использованная литература :
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,- М «Прос.», 1985.
- Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , -
М «Прос.» , 1989.
3. А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» , - М «Прос.» ,1987.
4. А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание детей в игре» ,- М «Прос.» ,1983.
5. Р.К.Шаехова « Играя размышляем» , - К ,2004.
6. Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И учёба , и игра» , - М «Прос.» , 1989.
7. Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова и др. «Игра дошкольника» , - М «Прос.» 1989.
8. « Программа воспитания и обучения в детском саду» . – М , 2004.
9. Газета «Воспитатель» и «Дошкольник».
10. Журнал «Дошкольное воспитание».
Управление образования дошкольных учреждений.
Консультация для воспитателей
на тему :
«Дидактические игры как
использование занимательного
материала на занятиях по
математике.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр , задач , развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность , заинтересовать математическим материалом , увлекать и развлекать детей , развивать ум , расширять , углублять математические представления , закреплять полученные знания и умения , упражнять в применении их в других видах деятельности , новой обстановке.
Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений , ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток головоломок логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения , который ведёт к результату. В том случае , когда занимательная задача доступна ребёнку , у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней , что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель : сложить , найти нужную фигуру , преобразовать , - которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб : практическими (действия в перекладывании , подборе) и мыслительными (обдумывание хода , предугадывание результата , предположение решения). В ходе поиска , выдвижения гипотез , решения дети проявляют и догадку , то есть как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность , безусловно , кажущаяся. На самом деле они находят путь , способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой –то части решения , каком-то этапе. Момент появления загадки дети я. Как правило , не объясняют : « Я подумал и решил. Так надо сделать».
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его , характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает , что практические пробы свойственны , как правило , детям средней и старшей групп. Дети подготовительной осуществляют поиск путём сочетания мыслительных и практических проб , или только мысленно. Всё это даёт основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений , осуществлять разные по характеру пробы , догадываться.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении , выделении , назывании множеств предметов , чисел , геометрических фигур , направлений и так далее. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания ,знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных , пространственных , временных ) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей , целью , познанием , содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания , упражнения , направления на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе , особенно в начале года , всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воиспроизведения , закрепления ранее изученного. Так в средней группе на занятиях по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий , основных свойств геометрических фигур может быть использована игра.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи , неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре , назначению , уровню детской самостоятельности , роли педагога. Они , как правило , не включают в себе все структурные элементы дидактической игры. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений , навыков.
Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей , результаты их направляются и контролируются педагогом. Так , с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия в младшей группе провести игровое упражнение « посадим куклы на стулья» .
Итак дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного материала.
Использованная литература :
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,- М «Прос.», 1985.
- Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , -
М «Прос.» , 1989.
3. А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» , - М «Прос.» ,1987.
4. А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание детей в игре» ,- М «Прос.» ,1983.
5. Р.К.Шаехова « Играя размышляем» , - К ,2004.
6. Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И учёба , и игра» , - М «Прос.» , 1989.
7. Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова и др. «Игра дошкольника» , - М «Прос». 1989.
8. « Программа воспитания и обучения в детском саду» . – М , 2004.
9. Газета «Воспитатель» и «Дошкольник».
10. Журнал «Дошкольное воспитание».
Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-
шутки , головоломки , предостерегающие ребёнка от поспешных и
необоснованных выводов. Их не следует решать как обычные задачи ,
используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны
побуждать детей рассуждать , мыслить , находить ответ используя
имеющиеся уже знания.
Приучая ребёнка внимательно слушать условие задачи , можно
предложить задачу-шутку , в которой имеются числовые данные , но
производить арифметические действия не надо.
Не всегда ребёнок с лёгкостью может найти ответ , понимая , что
задача с «секретом». Пусть взрослого порадует уже одно то , что
ребёнок не станет торопиться с ответом , а попытается подумать ,
порассуждать , приводя различные доводы и опровергая сам себя.
Помогите ему нащупать правильный путь рассуждений.
Использование задач-шуток и задач на сообразительность поможет
разнообразить и оживить занятие с детьми. Кроме того , задачи
подобного рода можно использовать при проведении математических
досугов , весёлых встреч дошкольных знатоков , КВНов. Для
проведения одного занятия с детьми можно взять одну-две задачи , а
в математический досуг следует включить не более пяти-шести
заданий разной сложности. Применение математического материала
вне занятий со всей группой детей целесообразно , когда дети с этой
точки зрения подготовлены.
Примеры :
- В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали . Сколько пароходов в море? (9 пароходов).
- Шли 7 братьев , у каждого брата по одной сестре. Сколько человек шло ?
Занимательный материал не только развлекает детей , даёт возможность
им отдохнуть ,переключится я. Но и заставляет их задуматься ,
развивает самостоятельность , инициативу , направляет на поиски
нетрадиционных способов решения , стимулирует развитие
нестандартного мышления. Загадки полезно использовать не только в
работе с детьми , опережающими в развитии своих сверстников , но
и на занятиях со всей возрастной группой.
Воспитатель даёт возможность детям внимательно выслушать
загадку , просит запомнить её содержание , помогает её отгадать.
Загадку надо отгадывать эмоционально , неторопливо. После
нахождения ответа спросить у детей толкование решения , ход
рассуждений. На одном занятии целесообразно использовать одну-три
загадки.
Примеры :
Пустые поля , мокнет земля ,
Дождь заливает , когда это бывает. (осенью)
Двенадцать братьев разно называются ,
И разными делами занимаются. (месяцы года).
Дети знают много считалок и чаще всего с их помощью выбирают
ведущего в играх. Этот же приём можно использовать и на занятиях
по математике. В практике работы дошкольных учреждений на
занятии воспитатель сам чаще всего выбирает ведущего или
назначает того , кто захочет. Чтобы поднять активность детей на
занятии ,нужно не назначать детей , а делать это при помощи
считалки. В таком случае выбор ведущего будет более справедливым.
Пример :
Раз ,два , три , четыре , пять ,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает ,
Прямо в зайчика стреляет.
Но охотник не попал ,
Серый зайчик убежал.
Для формирования полноценных математических представлений и
для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно
наряду с другими методами использовать занимательные ситуации .
Жанр сказки позволяет соединить в себе то и другое. Сам сюжет ,
сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ,
ребёнок как бы становится её действующим лицом. При этом
повышается познавательная активность : он стремится вмешаться в
ситуации и повлиять на них. Живой интерес , который возникает у
ребёнка , можно использовать для повышения эффективности
обучения.
Материал :
Т.И.Ерофеева , Л.Н.Павлова , В.П.Новикова « Математика для
дошкольников» , - М , Просвещение , 1992.
Во-первых , игра – это школа произвольного поведения ( Д.Б.Эльконин ).
Попробуйте заставить ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух
секунд. Но если это действие включить в игровой контекст , цель с
успехом будет достигнута. Вспомните : «Море волнуется - раз , море
волнуется - два , море волнуется – три , морская фигура замри». Ведь
замирают самые непоседливые мальчики и девочки , даже на одной
ножке.
Во-вторых , игра – школа морали в действии (А.Н.Леонтьев ). Можно
сколь угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо , что такое
плохо» , но лишь сказка и игра способны через эмоциональное
сопереживание , через постановку себя на место другого научить
действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Психологические исследования показали : если «недругов» включить в
игровое взаимодействие , в котором они вынуждены работать сообща ,
заботясь друг о друге , взаимная неприязнь вскоре улетучится , и
наоборот - для друзей , оказавшихся игровыми соперниками . азарт и
желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
В-третьих , игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте ,
деятельность , определяющая развитие интеллектуальных , физических и
моральных сил ребёнка.
По мнению русского историка и философа Василия Зеньковского ,
«игра – свободное творчество , важнейшее проявление эстетического
начала в человеке» , средство проникновения в сферу смыслов ,
постижения единства мира и его Творца.
Ещё К.Д.Ушинский отмечал , как важно наблюдать за детской игрой
для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если
ребёнок не выражает интереса к играм , пассивен или играет
стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьёзный сигнал
для взрослого : такой ребёнок требует особого внимания , это
«особенный» ребёнок – может быть гений , а может , неблагополучный…
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее , а воспитание
приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка ,
его личностного развития , но это и превосходный метод коррекции тех
или иных дефектов . недостатков , отставания в развитии. Одним из
самых из самых молодых психологических методов является игровая
психотерапия.
Использованная литература :
1. А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» , - М «Прос.» ,1987.
2. А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание детей в игре» ,- М «Прос.» ,1983.
3. Р.К.Шаехова « Играя размышляем» , - К ,2004.
4. Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И учёба , и игра» , - М «Прос.» , 1989.
5. Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова и др. «Игра дошкольника» , - М «Прос». 1989.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7
8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9
= = = = = = = = = = = = = = = =
+ + + + + + + + + + + + + + + +
- - - -
- - - -
- - - -
- Физкультминутка :
Эй ребята что вы спите ? на зарядку становитесь !
Справа друг и слева друг, вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы повернёмся вправо, влево ,
Руки вверх , руки вниз ,вверх , и снова наклонись !
Фея из волшебной страны математики приглашает нас в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал о природе.
Замысловатые вопросы, головоломки о природе для детей дошкольного возраста....
Семинар для воспитателей. Тема: «Использование наглядного занимательного материала в условиях АСРС»
Материал для семинара для воспитателей детского сада. В условиях активной сенсорно-развивающей среды большое значение имеют формы и приемы грамотной подачи наглядного материала. При эффективной...
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников" представляет одну из форм методической работы, напр...
Занимательный материал по математике в образовательной деятельности и дома
В этом занимательном материале много игр на развитие логического мышления, памяти, внимания....
Консультация для родителей "Использование занимательного материала в непосредственной образовательной деятельности и дома"
Здесь консультация для родителей об использовании занимательного материала по математике дома....
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....
Методическая работа с кадрами по проблеме «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового, занимательного материала»
Методическая работа с кадрами по проблеме «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового, занимательного материал...