Когда ребёнок сводит взрослого с ума.
статья по теме
Становление родительства – кропотливый и нелёгкий процесс. Специалисты в области детско – родительских отношений важнейшим показателем качества родительства признают педагогическую компетентность матери и отца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_rebyonok_svodit_vzroslogo_s_uma.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда ребёнок сводит взрослого с ума.
Становление родительства – кропотливый и нелёгкий процесс. Специалисты в области детско – родительских отношений важнейшим показателем качества родительства признают педагогическую компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиций , что предполагает осознание родителями своей воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребёнком.
Для этого родители должны пересмотреть свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы.
Задача развития педагогической рефлексии у родителей особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. В понятие «педагогическая рефлексия» авторы вкладывают умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины своих удач и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации.
Как показывают экспериментальные данные, большие резервы заключены в использовании педагогами метода игрового моделирования родительского поведения с целью развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов. Оно побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребёнком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребёнка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему?» Или: «Ваша трёхлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли. Она сползла со своего стула и решила побегать. Она смеётся, резвится между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, усадили её за стол и сурово отчитали». Задание: «Смоделируйте, какими могут быть действия ребёнка на требование родителей. Какой опыт может быть получен ребёнком в данной ситуации?»
Это тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачнее, заменить нежелательные формы обращения на конструктивнее: вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки ?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!» Или задание – определить, в чём видится неэффективность таких обращений к ребёнку, как «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал?», «Как ты можешь поступать так со мной!». Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение». Например, воспитатель бросает родителю мяч, говоря: «Хорошо учиться в школе, это значит…» и т.д.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях (играх, рисовании, лепке, спортивной игре, спонтанной театрализованной деятельности и пр.) способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнёрских отношений, соучастия и сопереживания друг друга.
Эти и другие игровые способы общения предоставляют родителю возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, в этом случае поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение собственное прежнее представление о проблеме. У родителя появляется возможность апробировать и прочувствовать варианты своего поведения, научиться «выходить за привычные рамки» воспитательных средств к импровизационно-творческим действиям в семейном общении с ребёнком.
Когда же родители только на вербальном уровне вступают в общение (отвечают на вопросы педагога и друг друга), они, стараясь, подать себя в наилучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя нередко естественность и способность своего поведения, не продвигаясь в осознании собственных стереотипов. Поэтому одно лишь информационно – вербальное общение не позволяет решать важные задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя ребёнка. Вовлекаемый же в игровую проблемную ситуацию, родитель начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком не только словесного, но и эмоционального. Многие родители, склонны к авторитарности, в результате участия в игровых упражнениях начинают лучше осознавать ценность признания реального роста и достижений своего взрослеющего ребёнка, больше доверять его силам и компетентности.
Таким образом, использование метода игрового моделирования способов родительского поведения способствует повышению гибкости родительской позиции, формированию нового видения привычных способов взаимодействия с ребёнком. Родители постепенно из пассивной роли «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно вычленять область своих затруднений, реалистичнее видеть отражение собственных воспитательных стереотипов во взаимоотношениях с ребёнком, принимают ответственность за перспективы их выстраивания, ощущая себя более компетентными в воспитании своего сына или дочери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический тренинг: "Когда ребёнок сводит с ума".
Повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребёнка младшего возраста......
Буклет для родителей "Когда ребенок сводит с ума"
Данный материал предназначен для родителей детей, преживающих "кризис 3 лет"....
«Когда ребенок сводит с ума»
Тренинги для родителей...
Программа тематического тренинга для родителей дошкольников «Когда ребенок сводит взрослого с ума»
Программа тематического тренинга для родителей дошкольников«Когда ребенок сводит взрослого с ума»Цели:Повысить родит...
Конспект НОД «Речевое развитие» Творческое рассказывание «Когда я буду взрослым». (Подготовительная группа)
Формировать интерес к профессиям, желание узнать о них больше, привлечь внимание детей к людям новых профессий. Продолжать учить составлять рассказы творческого характера...
"Как вести себя взрослым, когда ребёнок играет"
консультация разработана для родителей...
Когда ребенок сводит с ума...
Специалисты утверждают, что родители легче всего теряют терпение, когда они утомлены, встревожены или рассержены. С утомлением предоставим вам справляться самостоятельно, а вот с тревогой и гневом мог...