Советы родителям по воспитанию правильной речи у детей
материал по теме

Яковлева Евгения Петровна

Советы родителям по воспитанию правильной речи у детей. Что нужно знать родителям о логопедической работе над звукопроизношением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по воспитанию правильной речи у детей

  1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребенка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере и в будущем может быть причиной неуспеваемости в школе.
  2. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих его людей. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье и в детском саду.
  3. Речь отца, матери, всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.

Уважаемые родители! Вы являетесь первыми учителями родного языка для своего ребенка! «Семья – первая школа».

  1. Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произнося звуки и слова – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.
  2. Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не навязывайте неправильных выдуманных слов, как «ням-ням» или «бо-бо». Ребенку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Этим вы задерживаете правильное развитие речи ребенка.
  3. Говорите простыми словами, короткими фразами, соблюдайте паузы между фразами, тогда и дети, подражая вашей речи, научатся говорить правильно.
  4. Следите за развитием речи вашего ребенка с появлением у него первых звуков.
  5. Прививайте детям правильные речевые навыки. Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребенка говорить неторопливо, четко, выразительно, правильно произносить звуки и слова. Неторопливая, четкая, правильная выразительная речь способствует развитию ребенка, успешному обучению в школе и предупреждает дефекты речи.
  6. Не перегружайте ребенка речевым материалом! Не давайте детям младшего возраста заучивать длинные стихотворения. При выборе книг пользуйтесь советами воспитателей.
  7. Посещайте логопедические занятия и аккуратно выполняйте задания логопеда.
  8. В случае заикания и задержки развития речи у ребенка обратитесь срочно к логопеду и врачу-невропатологу.

Что нужно знать родителям о логопедической работе над звукопроизношением.

Речевой функцией ребенок постепенно овладевает путем подражания произношению звуков и слов взрослыми. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители и педагоги обратят внимание на правильное произношение звуков ребенком, тем быстрее ребенок овладеет фонетикой родного языка. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. В свою очередь любые недостатки речи ограничивают общение ребенка с детьми и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также могут привести к школьной неуспеваемости.

Занятия по исправлению звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала, системности, регулярности занятий, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

В процессе проведения занятий с детьми по исправлению произношения следует учитывать следующие особенности:

а) при постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука;

б) при затруднениях в движениях языка и губ необходима специальная артикуляционная гимнастика;

в) произношение вызванного звука отрабатывается сначала в составе слоговых рядов и различных звукосочетаний, затем слов, словосочетаний и предложений;

г) тренировочные упражнения расположены в определенном порядке с целью постепенного перехода от легкого к более трудному. Например, вначале произносятся слова. В которых поставленный звук находится в ударном слоге, а затем в более трудных для произнесения позициях.

Обследование звуковой стороны речи проводится в процессе беседы с ребенком. Беседа проводится в вопросно-ответной форме на ситуативно-бытовые темы: «Как тебя зовут? Где ты живешь? Есть ли у тебя домашние животные? Расскажи о них». Затем предлагается ребенку рассказать случай из жизни, сказку, стихотворение.

Проверка звукопроизношения начинается с изолированного произнесения звука, затем в составе слова (в начале, в середине, в конце) и в заключении ребенок должен произнести словосочетания и предложения на заданный звук. Если ребенок не может произнести звук даже по подражанию, он нуждается в полном цикле логопедической коррекции: постановке, автоматизации и дифференциации. Если ребенок воспроизводит звук по подражанию, но не употребляет его в самостоятельной речи, требуется автоматизация звука и его дифференциация с другими звуками.

Исправление звукопроизношения предусматривает сознательное отношение ребенка к работе артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим объяснением и показом. Если не удается получить необходимую артикуляцию заданного звука, то логопед использует механическое воздействие на речевые органы. На этапе автоматизации поставленных звуков, то есть введения звуков в речь, к работе с детьми активно подключаются родители. Родители по заданию логопеда упражняют ребенка в правильном произношении звука в слогах, словах, предложениях, стихах и других речевых упражнениях.

Следующий этап коррекции – дифференциация поставленных и автоматизированных звуков, то есть обучение ребенка различению часто смешиваемых звуков. Этот этап имеет важное значение для подготовки малыша к обучению в школе, так как способствует предупреждению нарушений процессов письма и чтения.

В процессе коррекционно-логопедической работы по формированию правильного произношения необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. ребенок должен иметь сознательное желание исправить звуки, которые не произносит или произносит неправильно;
  2. при постановке определенного звука не надо обращать внимание на другие дефектные звуки;
  3. материал должен прорабатываться последовательно, а не выборочно, нельзя пропускать отдельные этапы работы;
  4. каждый исправленный звук необходимо вводить в ситуативно-бытовую речь. Для этого родители должны внимательно слушать своего ребенка и поправлять его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...

Советы для родителей по воспитанию правильной речи у детей

Советы для родителей по воспитанию правильной речи у детей...

Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»

Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»...

Советы родителям по формированию правильной речи и коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста

Формирование правильной речи ребёнка в руках родителей. Ваша любовь и забота - залог успеха....

Советы родителям по формированию правильной речи

Советы родителям по формированию правильной речи...

Консультация на тему: "Советы педагогам и родителям по воспитанию правильной речи у ребенка"

Нарушение речи отрицательно влияет на формирование личности ребенка и его психическое развитие, возникнув, самостоятельно не исчезнут, а закрепятся и усугубятся. Важно знать некоторые особенности при ...