Советы родителям по формированию правильной речи и коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Куртова Нина Николаевна

Формирование правильной речи ребёнка в руках родителей. Ваша любовь и забота - залог успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_po_formirovaniyu_pravilnoy_rechi_1.docx50.77 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по формированию правильной речи у детей дошкольного возраста и домашние задания по коррекции  звукопроизношения.

• С первых проявлений речи (в 2-3 месяца), необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка.

 • Следует поддерживать появляющийся у ребенка лепет. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им.

 • К шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др.

 • С семи до десяти месяцев следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка.

 • С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие (например, деревянные бусы). Можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: «Дай игрушку! «Садись!» и т.д.

 • При разговоре с ребёнком необходимо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит: «Папа сидит, Катя сидит, ты сидишь. Что ты делаешь? Ты сидишь.Что ты делаешь?» .

 • После двух лет следует отучать ребёнка пользоваться «детскими словами». Называйте предметы и явления cвoими именами: не "бибика", а "машина, автoмoбиль". При этoм называйте цвет, марку и т.д. Hе cкупитеcь на прoявление любви, забoты, радocти, вocхищения уcпехами ребёнка. Хвалите егo, гoвoрите o тoм, как oн вам дoрoг, как вы егo любите, как вы егo ждали. Так малыш будет учитьcя выражать cвoи чувcтва cлoвеcнo. 3) Бoльше oбщайтеcь c малышoм. Hе думайте, чтo oн cлишкoм мал! Он пoнимает гoраздo бoльше, чем вы думаете. Иcпoльзуйте cлoжные oбoрoты, не упрoщайте речь, не укoрачивайте предлoжения, не пoдбирайте прocтые cлoва. Малыш, начав гoвoрить, не прoизнеcет cлoвo, кoтoрoе oн раньше не cлышал. Бoлее тoгo, уcлышав этo cлoвo, oн не пoймет, o чем идет речь. Чем бoльше и разнooбразнее будет ваше oбщение c ребёнкoм, тем бoгаче будет егo речь.

 • Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Стимулируйте пoзнавательную активнocть малыша. Aктивный cлoварный запаc пoмoгает излагать мыcли, и для этoгo вам нужнo пooщрять интереc малыша к oкружающему миру. Дайте ему вoзмoжнocть выражать cвoи чувcтва и мыcли теми cлoвами, кoтoрыми oн хoчет. Hе ругайте за невернo cказанные cлoва, не перебивайте егo, не пoправляйте беcкoнечнoе чиcлo раз. Внимательнo cлушайте cвoегo ребенка! Приучайте ребёнка пoльзoватьcя cлoвами, а не жеcтами. У малыша дoлжен быть cтимул прoизнеcти cлoвo. Он не дoлжен надеятьcя на интуицию мамы. Мама-тo пoймет вcе. A другие — бабушка, дедушка, воспитатель, дети во дворе на плoщадке егo пoймут? Hет, oни не cмoгут дoгадатьcя, o чем хoчет cказать ваш малыш. И эта cитуация мoжет плoхo пoвлиять на его cамooценку.. Hе думайте, чтo малыш мнoгoе "не пoнимает". Вcё, чтo вы ему раccказываете, делитcя им на две категoрии: cлoва, легкo прoизнocимые в этoм вoзраcте (активный cлoварный запаc) и cлoва, cлoжнo прoизнocимые cейчаc (паccивный cлoварный запаc). С течением времени, кoгда речевoй аппарат ребёнка разoвьетcя в бoльшей мере, cлoва паccивнoгo запаcа перейдут в активный. Малыш прoизнеcёт их вcлух.

  •Hеcмoтря на cущеcтвующие нoрмы, развитие речи у каждoгo ребёнка прoиcхoдит индивидуальнo, и cтрoгo oриентирoватьcя на какие-тo пoказатели не cтoит

                                                      Звуки «Ш»и «Ж».

Подготовительные упражнения :

  1. «Накажем язычок» – широкий язык лежит на нижней губе, произносить многократно слог: «пя-пя-пя…».

  1. «Маляр» – побелить потолочек: язык движется по небу от верхних зубов к   горлу и назад.

  1. «Вкусное варенье» – облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.

  1. «Чашечка» - раздвинуть пошире зубы, показать широкий язык, загнуть его в виде «чашечки», если получится «чашечка» – продвинуть язык вглубь рта, подальше к горлу за верхние зубы, зубы сжать, губы округлить и подуть на язык: «ш-ш-ш…» (ж-ж-ж).

  1.  Произносить слоги и слова:

Ша – шо – шу – ши – ше,

Шаг, шайба, шапка, мышата, лошадка, мешок, петушок, малыши, машина, шуба, шум, шея, каша, шинель, уши, шкаф, шлак, шмель.

6. Произносить слоги и слова:

 аш – ош – уш – иш – ыш.

Чашка, пашня, кошка, картошка, пушка, катушка, камыш, вышка, гуляш, лепешка, вишня, пешка, бабушка, ландыш, финиш.

7. Произносить предложения:

Миша и Паша едут на лошадке.

На дороге шумит машина.

Мышонок упал в кувшин.

Малыши шагают в школу.

Школа большая.

Вот чашка и кашка, лепешка и ложка.

8. Произносить предложения:

Петушок, петушок,

Отдай Маше гребешок.

Мы кормили нашу Машу:

Маша, Маша, кушай кашу.

Тише мыши, тише мыши!

Кот пришел на нашу крышу!

9. Четко проговаривать звук «Ш» в загадках:

Стоит Антошка

На одной ножке.                    /гриб/.

Белые горошки

На зеленой ножке.                /ландыш/.

В большой избе – избушка,

В избушке щебетушка.        /птица в клетке/

10. Произносить текст:

Миша – шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал. А шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

  1. «На опушке».

Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод, вышла на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.

  1. «Ревушка».

Вышла Машенька на крыльцо и ревет. Подошел к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек и таракашек ловить». «Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать». Подошла к Машеньке кошка: «Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше мышек ловить». «Не буду мышек ловить, буду плакать». Подошел к Машеньке теленок и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной». «Давай», - сказала Машенька. Но тут подошла к ней Буренушка – ревушка и гневно сказала: «Ты чего это, Машенька меня передразниваешь?». Испугалась Машенька и больше не ревет.

13. Произносить слоги и слова (напомните ребенку, сто на звук «С» язык опускается за нижние зубы, «Ш» – язык за верхними зубами, ближе к горлу).

Са-ша, су-шу, со-шо, ши-сы, ша-са, шу-су, шо-со, сы-ши.

Саша, сушки, шелест, слушать, солнышко, стеклышко, шоссе, смешить, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, старушка, трусишка, расшумелась.

14. Произносить предложения:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша – трусишка, страшно ему. Поспешишь – людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое. Сквозь цветное стеклышко я взглянул на солнышко.

  1. Про бабусю и лису.   /Сказка/.

Шла бабуся, несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперед забежала, легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперед. Лежит на дороге, бабусю ждет. Бабуся думает: «Ну и дела!». И дальше пошла. Шла она,  шла, глядит опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не присниться. Соберу-ка я всех лисиц. Да сошью шубу на рыжем пушистом лисьем меху!».

Оставила бабуся гуся на дороге и пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся. Ни лисы, ни гуся!

16. Произносить слоги и слова:

жа – жу – жи – же – ужка – ижма.

Жало, желтый, бумажный, отважный, этажи, флажок, ножик, ужин, важно, ежик, пожарник, пирожок, пружина, рыжик, живот.

  1.                                               Потешки.

Ель на ежика похожа,

Еж в иголках, елка тоже.

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

       Лежебока, рыжий кот,

       Отлежал себе живот.

      Жук упал и встать не может

      Ждёт он кто ему поможет.


Стихи для чтения и заучивания наизусть:

А) Бывают в мире чудеса:

Ужа ужалила оса.

Ужалила его  в живот

Ужу ужасно больно

Вот!

А доктор еж сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но все же, думается мне,

Лежать вам лучше на спине,

Пока живот не заживет,

Вот!

Б)                    «Бабушка»

Бабушка наша очень добра,

Бабушка наша стала стара.

Если на лбу появляется шишка,

Пуговки нет, изорвется пальтишко,

Или другая какая беда,

Бабушка нам помогает всегда.

Бабушка теплые варежки свяжет.

Бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать ее мы готовы часами.

Что позабудет, подскажем ей сами.

" Р " - при правильном произношении звука " Р " зубы разомкнуты , язык кончиком упирается в альвеолы за верхними зубами; боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Под  напором выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует.

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. " ЛОШАДКА " - щёлкать языком рядом с верхними зубами, уздечка при этом растягивается.

  1. " ГРИБОЧЕК " - зубы широко раздвинуты, язык боковыми краями плотно прижат к  верхним коренным зубам, кончиком упирается  в передние верхние зубы, уздечка растянута " ножка гриба ", губы предельно растянуты в стороны.

  1. Из положения " грибочек " силой дуть на язык: " тррр…. ".

  1. Произносить слоги, длительно выделяя сочетание " тр " голосом:

а) атр - отр - утр - итр

б) тра - тро - тру - тры

в) три - тре – тр - трю

  1. Произносить слова длительно выделяя сочетание " тр " голосом:  осмотр, метр, литр, фетр, центр, театр, педиатр.

  1. Произносить слова:  травка, трос, труд, ватрушка, метро, трамвай, утро, завтрак, стража, дрова ведро, друзья, драка, квадрат, дрозды, дракон, три, требовать, трюмо, метр, матрёшка, тряпка, трюк, трюфели.

  1. Произносить предложения: У  Петра много друзей. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Трамвай везёт нас по центру. Матросы идут по трапу. У метро кинотеатр для детей.

  1. Произносить слоги и слова: ар - ор - ур - ир - ер,  шар, базар, комар, самовар, армия, горка, помидор, мухомор, шнур, сыр, куртка, шахтёр, верба, персик, кефир, командир, сахар, офицер.

  1. Произносить слоги и слова: ра - ро - ру - ры,  рак, гора, детвора, радуга, жираф, роза, мороз, сорока, корова, орудие, руки, рысь, рыба, корыто, муравей, работа, расчёска, карандаш, рукав, пёрышко, брат, грач, граната, граница, крапива, кругом, брови, крот, врач, брусника.

  1. Произносить слова: просмотр, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, маршрут, проверка, красноармеец, оркестр, аэродром, коридор, разрушать.

  1. Произносить предложения: Фёдор метёт двор.  В корзине арбузы и помидор. Зимой в парке горка, насыпь сахар в кефир. На рынке продают разные фрукты. Рома идёт на урок. У Тамары красный карандаш.

  1. Произносить загадки, четко проговаривая звук " р. ". Чистоговорку выучить наизусть. Произносить сначала медленно, затем быстро.

Среди двора стоит копна

Спереди вилы, а сзади метла.

                                 / Корова /

Сам алый, сахарный

Кафтан зелёный бархатный.

                                 / Арбуз /

               Чистоговорка

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек не сорясь строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок.

Сразу поссорились сорок сорок.

  1. Произносить и пересказывать текст.

" Ворона и Рак "

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот открыть? Хитрый рак хвалит родителей вороны: " Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы! "

Ворона отвечает: " У-гу ". А рот не раскрывает. Рак продолжает: " Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы! " - " У-гу" второй раз отвечает ворона. А рот не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: " хорошие они все были, а всё не такие как ты, Ты лучше их ",

" А – га! "  радуется ворона и раскрывает рот.  Рак падает в озеро.

  1. Произносить слоги и слова:  ря - ре - рю - ри - арь - орь - урь, рябина, речка, репка, пряник, рис, турист, зрители, орешка, деревня, берёза, рисовать, заря, букварь, фонарь, якорь, снегирь,

      Сибирь, сухарь, серьги

     

15.  Произносить предложения : Варя режет редиску. Во дворе ребята играют в прятки. У Бори  

       фонарик. Эта дверь скрипит. Мама принесёт грецкие орехи. В мае цветёт сирень и черёмуха.

       

  1. Выучить наизусть стихотворение:

        Детство

       Вот моя  деревня

       Вот мой дом родной

       Вот качусь я в санках

       По горе крутой.

       Вот свернули санки,

       И я на бок - хлоп!

       Кубарем качусь я

       Под гору в сугроб.

       И друзья - мальчишки,      

       Стоя надо мной,

       Весело хохочут

       Над моей бедой.

       Всё лицо и руки

       Залепил мне снег…

       Мне в сугробе горе,

       А ребятам - смех!

  1. Произносить слоги и слова: ра - ла, ло - ро, ру - лу, лу - ру,  руль, роль, литр, орёл, апрель, рояль, Лариса, ларёк, лагерь, люстра, рельсы, грелка, тарелка, кролик, зеркало, брал, грел, трали, рулет, рулон, мармелад, карусель, леопард, лекарство, календарь.

       

  1.  Произносить предложения: Мара и Мила пололи огород. Он отважный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр, сварим уху. Мыло серо да моет бело. Стебель рос, вырос в колос. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса.

  1. Выучить чистоговори:  Рыбу ловит рыболов,

                                               Весь в реку уплыл улов.

                                               Лара у Вали играет на рояле.

                                               Орёл на горе, перо на орле.

  1. Стихи для чтения и заучивания наизусть:

      а)  К серой цапле на урок

           Прилетело семь сорок

           Но из них лишь три сороки

           Приготовили уроки

           Сколько лодырей - сорок

           Прилетело на урок?

     

      б)  Три бельчонка маму - белку

            Ждали около дубка

            Им на завтрак мама - белка

            Девять шишек принесла.

            Разделили на троих.

            Сколько каждому из них?

     

     в)  Сколько раз твердила кошка:

     - Некрасиво есть без ложки.

     Не успеешь отвернуться -

     Кошка вылизала блюдце.

     Зря  щенку я объясняла,

     Чтоб не спал без одеяла.

     Лёг себе у раскладушки

     Без простынки, без подушки

     С парасёнком ещё хуже

     Он опять купался в луже

     А козлёнок непослушный

     Съел четыре грязных груши.

     Трудная работа воспитывать кого-то!

Звук«Л»

«Л» - при правильном произнесении звука «л» кончик языка поднят к альвеолам за верхними зубами, по бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух; губы открыты, зубы разомкнуты, воздух выдыхается умеренной струей (на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха).

Упражнения:

  1. Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка».
  2. «Болтушка» - напряженным, загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед то медленно, то быстро.

Губы разомкнуты и не закрывают зубы. Челюсти должны быть неподвижны.

  1. Произнесение длительного звука «л»:

сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам за верхними зубами. Включить голос: «л – л – л…»(язык должен быть неподвижен, губы овальной формы , зубы разомкнуты и вместе с челюстями неподвижны.)

  1. Произносить слоги и слова, длительно выделяя голосом звук «л»:

ла – ло – лу – лы

лак, лапа, лось, ложка, ландыш, лук, лужа, лыжи, кулак, калач, колодец, зола, малыш, улыбка, желуди, школа, голубцы, каникулы, блузка, клуб, слон, весло, слух, глыба, котлы.

  1. Произносить предложения:

Мила ела салат. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. Клава надела на голову белый платок.

  1. Произносить слоги и слова:

ал – ол – ил – ел – ыл

зал, спал, полка, галстук, укол, палка, стул, булка, башлык, взял, котел,

мел, белка, вилка, носилки, халва, узел, дятел, шел, волк.

  1. Произносить предложения:

Павел поймал галку. Папа купил елку. Стул упал на пол. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

  1. Произносить слоги и слова:

аль – оль – уль – ле – ли – лю – ля

соль, шаль, мальчик, куль, костыль, щель, шинель, пальто, тюльпаны, шляпа, поляна, коляска, лист, лиса, малина, лев, лес.

  1. роизносиПть предложения:

У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Далеко, далеко колокольчик звенит. Леня лепит из пластилина лису. У Лизы болит левое колено. Маленькие лисята бежали за лисой.

     10. Загадки:

 Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (Гриб.)

Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи.)

Не пчела, не шмель, а жужжит.

Неподвижно крыло, а летит. (Самолет.)

Белое одеяло землю одевало. Солнце припекло - одеяло потекло. (Снег.)

11. Лиса и собаки (сказка).

Бежала по полю лиса. Увидели лису собаки, погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит в норе и спрашивает:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали, да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели, да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали, да бежали, чтоб собаки лисоньку не догнали.

- А, ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- Ах, вот ты какой. Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса высунула хвост из норы. А собаки схватили ее и вытащили.

12. Произносить слоги и слова:

ла – ра, ло – ро, ру – лу, лу – ру,

руль, роль, литр, орел, апрель, рояль, Лариса, ларек, лагерь, люстра, рельсы, грелка, тарелка, кролик, зеркало, брал, грел, играли, рулет, рулон, мармелад, леопард, лекарство, календарь.

13. Произносить предложения:

    Мара и мила пололи огород. Он отважный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведем костер, сварим уху. Мыло серо, да моет бело. Стебель рос, да вырос в колос. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

14. Стихи для чтения и заучивания наизусть:

Солдатик оловянный жил.          

Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал.

И падал сам, и сам вставал.

И помнил он всегда в бою

Свою солдатскую семью.

Где был за всех и за него

Стояли все до одного.

У Танюши дел не мало.

У Танюши много дел.

Утром брату помогала:

Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки-

Пролила столярный клей.

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

                                                    Вы меня разденьте сами,

                                                    Я устала, не могу!

                                                    Я вам завтра помогу.

Звук«Ч».

«Ч»- при произнесении звука «ч» кончик языка поднят к передней части неба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от неба, а напряженные края языка расслабляются. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Зубы сомкнуты. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.

Упражнения:

1. Произнесение звука, имитирующего звук «т».

Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы!) Зубы открыты на расстояние ширины пальца, губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твердый звук, имитирующий звук «т».

2. Произнесение звука «ч», переходного от звука, имитирующего звук «т»:

Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним коренным зубам (язык присосать к небу). Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребенка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вдохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук «т» -  слышится: «ч-ч-ч…»

3. Звукоподражание движению поезда: «ч-ч-ч-ч…»

4. Произносить слоги и слова:

ач – оч – уч – ич – яч – еч

калач, плач, грач, врач, дочь, ночь, бочка, луч, кучка, внучка, ручка, ключ, мяч, водичка, речка, речка, кабачки, облачка, новички.

5. Произносить предложения:

Девочка ловит бабочку. Белочка прыг на елочку. Ела Таня булочку, запивала молочком. Лесная земляничка, росточком невеличка. Олечка сидит тихонечко.

6. Произносить слоги и слова:

ча – чу – че – чо

чай, чайка, чашка, бычок, каблучок, кулачок, зайчонок, чуб, чижик, калачи, ручей, качели, дача, куча, мальчик, колючий, пончик.

7. Произносить предложения:

Ученики учили уроки. У девочек мячик. У мальчугана черепаха. У причала кричали чайки. Ежик- очень колючий. В траве замолчал кузнечик. Мальчики качались на качелях.

8. Волчонок.

Жили  мать- волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек. Понес человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А на встречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушел человек, а дверь закрыл неплотно. Вылез тихонечко волчонок. Подошел, открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждет. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.                                                                                                                                    

9. Произносить четко звук «ч» в загадках:

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик. /перчатки /.

Течет, течет не вытечет.

Бежит, бежит не выбежит. /речка /.

Из железа тучка, а у тучки – ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку. /лейка /.

10. Произносить слова:

учитель, тягач, аптечка, качать, отвечать, волчица, птичница, цыпочки, летчица, ученица, чаща, щеточка, часовщик, щеночек, щучка.

11. Стихи для чтения и заучивания наизусть:

А)

Вот какой невежда чижик.

Не читает чудных книжек.

Научить его хочу,

Но никак не научу.

Скачет он и днем и ночью.

И о чашку клювик точит.

Ну и чиж! Такой чудак!

Я читаю, он – никак.

        Б)

Хитрый ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок.

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу, всякий плод,

Что под деревом найдет.

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

В)

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.

        Г)

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе – чернота.

Отыщи-ка там кота.

Звук «Ц».

«Ц» - при правильном произнесении кончик языка упирается в передние нижние зубы. Передняя часть спинки языка смыкается с небом (у альвеол). Язык широкий, напряженный. С выдохом спинка размыкается с небом. Губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты.

Упражнения:

1. Произносить раздельно звуки: «т», «с», затем произнести слитно: «тс» - «ц» (должно слышаться: «ц», снова произнести с паузой «т»… «с», затем слитно: «тс» - «ц»).

2.Произносить слоги, длительно выделяя звук «ц» голосом:

 ац_ оц_ уц_ иц_ ец_ яц

3. Произносить слова:

боец, отец, конец, певец, удалец, беглец, кузнец, молодец, заяц

4Произносить слоги:

ца _ цо _ цу – це _ цы

5. Произносить слова:

овца, цапля, лицо, кольцо, цыган, певцы, пуговица, улица, больница, пшеница, луковица, милиция, лекция, цыпленок.

6. Произносить предложения:

На цепи собака. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. В колодце холодная водица. На улице морозец, бери рукавицы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едит конница. Курица снесла яйцо.

7.  Наши друзья.

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо погибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Снегири, синицы и дятлы живут у нас зимой. Для скворцов ребята делают домики. Прилетают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц.

8. Лиса и цапля. (Сказка.)

Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и размазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и говорит: «Ешь, цапля, вкусная кашица!» Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Обиделась цапля на лисицу.

Зовет цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит: «Ешь, лисица, вкусная кашица!» Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин каши съела. Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хитростью.

9. Произносить слоги и слова:

ца - тя        цо - те      цу - тю

тя - ца        те - цо      тю - цу

теплица, темница, таблица, столица, пятница, отцы, птенцы, танцы, ситец, полотенце, блюдце.

10. Загадки:

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице /морковь /.

Шли столбцом: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? /трое /.

В ярком платье модница – погулять охотница.

            От цветка к цветку летает. Утомится – отдыхает /бабочка/.

  1. Стихи для чтения и заучивания наизусть:

Забрели к нам в детский сад                                                                                             Двенадцать маленьких цыплят.

 Привела их с улицы

 Беленькая курица.

 Миленькая курица,

 Ты забыла улицу.

 Это детский сад,

 Но не для цыплят.

Б)  Цапля, стоя на крыльце,

     Объясняет букву «Ц».

     - Подойди цыпленок Цып!

      Повторяй-ка: цып-цып-цып.

      Если выучишь урок,

      Подарю тебе цветок.

В)

Наш Ванюша – молодец.

Он загнал во двор овец.

Дал цыплятам каши,

Свинкам простокваши.

Вымыл руки и лицо,

Вышел с книжкой на крыльцо

Чистый и опрятный.

Посмотреть приятно.

Г)

Букв не мало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где «Ц» в начале,

Где в средине, где в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

«Ц» в начале все прочтут.

А в словах «отец», «боец»

«Ц» мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде ее птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке - буква «Ц»,

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе, и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы «Ц».

 Звуки «С», «З».

При правильном произнесении звуков «С», «З» - кончик языка упирается в нижние передние зубы; губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов; зубы сомкнуты; воздух выдувается с силой по середине языка; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя.

                           

                            Упражнения:

1. «Заборчик» - показать сомкнутые зубы.

2. «Почистить заборчик» - зубы разомкнуты, движения языка слева направо и назад по нижним зубам внутри рта.

3. «Желобок» - показать широкий язык, загнуть боковые края языка так, чтобы получился «Желобок».

4. Из положения «желобок» - язык продвинуть за нижние зубы, зубы сомкнуть, губы в улыбке, подуть на язык: «с – с – с…»(«з – з – з…»).

5. Произносить слоги:

са – со – су – сы – за – зо – зу – зы.

6. Произносить слова, длительно выделяя голосом звук «С»:

сад, сани, сало, коса, лиса, сок, сон, носок, сук, суп, сын, сыр, салат, колёса, сковородка, скакать, смола, стол.

7. Произносить слова:

ласточка, нос, квас, мост, киоск, куст, капуста, пёс, рис, лист, фокус, автобус, киска.

8. Произносить предложения:

В лесу лиса. Собака видит на суку сороку и лает. В саду сладкие абрикосы. Редиска растёт быстро. Водитель остановил автобус у моста.

9. Произносить слова:

сито, сила, синица, гусята. месяц, лисёнок, семечки, сетка, осень, лось. ось, след, слива, смех, спички, свист, сеанс, сосиски.

10. Произносить предложения:

Люся сидит на сене. Гусь плывёт на середину, чистит лапки, моет спину. Встало солнце на рассвете, осветило всё на свете. Кот Васька сидит и следит за синицей.

11. Произносить слова, длительно выделяя звук «З» голосом:

зал, заяц, коза, зонтик, золото, зубы, ваза, закат, замок, заря, музыка, мимозы, знамя, звонок.

12. Произносить слова:

азбука, поздно, гнёзда, железный, изба, белизна, поезда, узлы, издали.

13. Произносить предложения:

У Лизы роза. Лиза моет вазу в тазу. Зоя забыла закрыть замок. Зайцы грызут кору берёзы.

14. Произносить слова: зима, Зина, магазин, зяблик, музей, зебра, друзья, звезда, змея, звено, бензин, хозяин, изюм, зелень.

15. Произносить слоги и слова:

(надпомните ребёнку, что на звук 2С» язык опускается за нижние зубы, «Ш» - язык за верхними зубами, близко к горлу).

са – ша     су – шу     со – шо     ши – сы

ша – са     шу – су     шо – со     сы – ши

Саша, сушки, шелест, слушать, солнышко, стёклышко, шоссе, смешить, спешить, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, старушка, трусишка, расшумелись.

16. Произносить предложения:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша – трусишка, страшно ему. Поспешишь – людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

17. «Про бабусю и лису». (Сказка).

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит – опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не приснится. Соберу-ка я всех лисиц. Да сошью шубу на рыжем пушистом лисьем меху!»

Оставила бабуся гуся на дороге и пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся – ни лисы, ни гуся!

18. Стихи для чтения и заучивания наизусть:

Непоседа-Васенька                                  Есть усы у Васеньки

Не сидит на месте.                                   На усах сединки.

Непоседа-Васенька                                  Хвост дугой у Васеньки

Всюду с нами вместе.                              И пятно на спинке.

                                            * * *

Без забот и без тревоги                            В темноте пошарил лапой

Спал медведь в своей берлоге.                И вскочил – кругом вода!

Спал всю зиму до весны,                         Заспешил медведь наружу:

И, наверно, видел сны…                          Заливает – не до сна.

Вдруг проснулся косолапый,                  Вылез он и видит: лужи,

Слышит: каплет – вот беда!                    Тает снег… Пришла весна!  

Литература:

1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство  – Минск: Харвест, 2011.

 2. А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», изд. «Библиополис», Санкт-Петербург, 1994.

 3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

 4. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012.

 5. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012.

 6. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

7. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по формированию правильной речи

Советы родителям по формированию правильной речи...

ИГРЫ С ПЕСКОМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются особенности использования нетрадиционной логопедической технологии, представлена подборка игр с песком в коррекции звукопроизношения для детей дошкольного возраста ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом доски Бильгоу совместно с пособиями Н.Э. Теремковой в коррекции звукопризношения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....

Выступление на тему "От формирования правильной речи до читательской грамотности для дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей"

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобще...

Миофункциональная терапия в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Миофункциональная терапия — это комплекс упражнений, направленных на исправление неправильного прикуса. Упражнения задействуют мимические и жевательные мышцы — они больше всего влияют...