Консультация на тему: "Советы педагогам и родителям по воспитанию правильной речи у ребенка"
консультация по коррекционной педагогике

Повалюхина Инна Алексеевна

Нарушение речи отрицательно влияет на формирование личности ребенка и его психическое развитие, возникнув, самостоятельно не исчезнут, а закрепятся и усугубятся. Важно знать некоторые особенности при общении с ребенком. В случае необходимости следует обратиться к специалистам (логопеду, дефектологу, психиатру)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sovety_roditelyam_i_pedagogam.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

ПО ВОСПИТАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У РЕБЕНКА»

Подготовила

Учитель-дефектолог

Повалюхина И.А.

Часто логопеды обращают внимание родителей и педагогов на то, что речь взрослого должна быть грамотной, четкой, ясной. Необходим полный запрет на родительское сюсюканье и упрощение речи. Специалисты рекомендуют, чтобы в период становления речи ребенка (от 0 до 5–6 лет) он слышал чистую, правильную речь в спокойном тоне и темпе, эмоционально окрашенную. Это будет для него отличной основой для дальнейшего развития и усовершенствования родного языка.

Ребенку необходимо много рассказывать, больше употребляйте разных слов и грамматических конструкций родного языка – образцов хорошего стиля, разных жанров (потешки, стихи, песенки, сказки, познавательные рассказы и пр.).

Как можно чаще с ребенком общайтесь, пойте песенки, давайте слушать хорошую музыку, используйте обучающие игрушки, читайте стихи, показывайте иллюстрации, скульптуры. Украсьте его комнату яркими цифрами, буквами, картинами, игрушками. Показывайте их, называя что это такое. Экспозиция в комнате должна меняться раз в месяц.

Занимайтесь с ребенком гимнастикой, плаванием, развитием мелкой моторики.

Превратите обычную прогулку в парк или в лес в настоящее путешествие; придумайте, на каком виде транспорта вы отправитесь в путь, что и кого возьмете с собой, как вернетесь домой и что оставите себе на память об этом дне. Будьте естественны и не молчите. Просто комментируйте то, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции.

Для укрепления мускулатуры артикуляционного аппарата ребенку нужно давать «кусать» игрушки, приучать жевать пищу, а не давать ее в протертом виде.

Занимайтесь с ребенком развитием речи с помощью игр. Можно играть так: когда ребенок произносит какой-то звук, взрослый его подхватывает и повторяет несколько раз, можно под музыку, на разный манер. После нескольких таких повторений ребенок включится в игру и начнет сам повторять простые звуки и песенки за взрослым (вроде: ма-ма-ма, ба-ба-ба). Далее можно усложнить задачу: предложить закончить строчку знакомого стихотворения (например, «Добрый доктор ...» и т.п.). Ближе к 6 годам можно уже всей семьей играть в слова (Буриме – литературная игра).

Для того чтобы ребенок быстрее и эффективнее осваивал новые слова, не пытайтесь их заучивать, как слова иностранного языка. Просто разговаривайте в естественной обстановке, следите за своей речью, используйте эпитеты, красивые обороты речи, сравнения, аналогии. Читайте стихи, детские книги, обсуждайте прочитанное и происходящее.

Просите ребенка рассказать как он провел день, что его удивило, что не понравилось, что нового и интересного узнал или увидел.

С самого раннего возраста надо воспитывать любовь к книгам и бережное к ним отношение. Любимые ребенком книжки должны стоять на отдельной полке, чтобы он мог их достать. Читайте вместе, беседуйте о прочитанном.

Что же может служить причиной нарушения речи у детей в разные возрастные периоды?

1. Пренатальный период – инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп), интоксикации, в том числе лекарственные, резус-конфликт с плодом, нарушение обменных процессов, плаценты, травмы во время беременности, наследственные факторы.

2. Натальный период – патология беременности, асфиксия, гематомы, микро кровоизлияния, родовые травмы, тяжелые роды.

3. Постнатальный период – травмы головного мозга, тяжелые заболевания дыхательных путей, воспалительные процессы мозга (энцефалит, менингит).

4. Отсутствие или недостаточное речевого общение (с рождения ребенок должен слышать правильную речь и видеть артикуляцию говорящего с ним); вредные привычки: длительное сосание пальца или соски; ЛОР заболевания, сюсюкание с малышом, испуг, длительные отрицательные эмоции – все это может стать причиной задержки речевого развития и, как следствие, нарушением (или задержкой) психического и психологического развития.

5. Нарушение речи может быть связано с недоразвитием или распадом психо-физиологических механизмов. Нарушение речи отрицательно влияет на формирование личности ребенка и его психическое развитие, возникнув, самостоятельно не исчезнут, а закрепятся и усугубятся.

Будьте внимательны к детям, общайтесь с ними, учите играм, помогайте высказывать свои желания, выражать эмоции словами, давайте больше возможностей для творчества и реализации способностей. При необходимости обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам.

Информация подготовлена по материалам:

Лункина Е.Н. Исправление нарушений речевого развития у детей: практическое пособие и рекомендации для логопедов и родителей / Е.Н. Лункина. – М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2022. – 271 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по воспитанию правильной речи у детей

Советы родителям по воспитанию правильной речи у детей. Что нужно знать родителям о логопедической работе над звукопроизношением....

Советы для родителей по воспитанию правильной речи у детей

Советы для родителей по воспитанию правильной речи у детей...

Рекомендации родителям по воспитанию правильной речи ребенка

Рекомендации родителям по воспитанию правильной речи ребенка....

Консультация для родителей: «Как развивать правильную речь детей ребенка в 3–4 года?»

Развитие речи ребенка 3-4 года - это одна из самой актуальных проблем в настоящее время. Данные рекомендации помогут родителям в выборе правильного подхода для помощи своему ребенк...

Консультация для родителей: «Как сформировать правильную речь у ребенка?»

В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас беден, речь детей безграмотная и ...

Консультация для воспитателей. «Роль педагога, роль родителя в воспитании и развитии ребенка»

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление ...