Межличностные отношения в группе детского сада
статья на тему
Предварительный просмотр:
СП ГБОУ СОШ пос. Восточный детский сад «Колокольчик»
Большечерниговского района Самарской области
Семинар
«Правовое образование в ДОУ»
Январь 2012г.
СП ГБОУ СОШ пос. Восточный детский сад «Колокольчик»
Большечерниговского района Самарской области
«Межличностные отношения
в группе детского сада»
сообщение на семинаре
Подготовила: воспитатель Сапожникова Н. И.
Январь 2012г.
Межличностные отношения в группе детского сада
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией- группой детского сада- во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие- менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин «лидер». Поэтому будем говорить о таких типах: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.
Предпочитаемые- эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.
Принятые- они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.
Пренебрегаемые, неприятные- часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Неприятные дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из- за этого.
Изолированные- обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Отношение к ребенку в группе обычно выясняются социометрическими методами, адоптированными для дошкольного возраста. В различных воображаемых ситуациях дети выбирают предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.
Несколько примеров таких методик.
«Два дома». Ребенку предлагают рисунки: один домик красивый, большой, светлый, а другой- маленький, черный и невзрачный.. Просят представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».
«Капитан корабля». «Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?»
«Три открытки». «Подари эти три картинки кому хочешь. Если бы у тебя было много картинок, ты бы раздал всем детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал?»
«Выбор партнеров для общения». « С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать)?»
Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.
Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.
Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование арт-педагогики как элемента коррекции межличностных отношений в группе детского сада
Как использовать элементы артпедагогики с целью коррекции проблемных форм межличностных отношений...
Проблема межличностных отношений в группе детей детского сада
Презентация опыта работы, который представляет собой систему по работе с межличностными отношениями в группе детского сада. Показан алгоритм деятельности в структуре работы детского сада по направлени...
Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.
В статье рассмотрена тактика работы с детьми по преодолению проблем общения, построению эффективного взаимодействия ребенка с группой сверстников, даны рекомендации, приводяться примеры коммуник...
Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада
Гармонизацию межличностных отношений и работу по устранению проблем в коммуникативной сфере ребенка нужно начинать в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте происходит формирование отнош...
Межличностные отношения у детей в группе детского сада
Межличностные отношения между детьми, в группе детского сада.Группа детского сада определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональным...
Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»
Вопросы:• Что такое межличностные отношения?Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых люд...
Консультация – практикум на тему: «Игры, направленные на развитие межличностных отношений детей в детском саду»
В свете ФГОС ДО педагогический коллектив должен обеспечить психолого-педагогическое условия реализации ООП ДО.Одним из этих условий (которые представлены на слайде) является поддержка взрослыми ...