Консультация – практикум на тему: «Игры, направленные на развитие межличностных отношений детей в детском саду»
консультация
В свете ФГОС ДО педагогический коллектив должен обеспечить психолого-педагогическое условия реализации ООП ДО.
Одним из этих условий (которые представлены на слайде) является поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_praktikum_igry_na_razvitie_mezh.vzaim_.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Консультация – практикум
на тему:
«Игры, направленные на развитие межличностных отношений детей в детском саду»
Педагог-психолог
Воробьева Г.Ф.
г. Когалым, 2018г.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста. Детей надо
приучать жить среди людей, формируя у них
определенные психологические качества
(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
В свете ФГОС ДО педагогический коллектив должен обеспечить психолого-педагогическое условия реализации ООП ДО.
Одним из этих условий (которые представлены на слайде) является поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Смотрим телевизор, часто видим жестокое обращение друг с другом, конфликты подростков, взрослых. И все это берет свои корни глубоко в детстве.
Поэтому важная задача современного воспитания - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией - группой детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба.
Если существуют проблемы, и их вовремя не начать корректировать, то у ребенка может формироваться негативизм, который может проявиться через агрессивность, замкнутость, тревожность, демонстративность и т.д.
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: с одними хотят играть, других в игру не принимают.
И чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам;развивать чувство единства, сплоченности группы; а также настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт можно использовать игры.
- Поздоровайся без слов.
Давайте сядем вкруг и возьмемся за руки. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук.
Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.
- Эхо.
Цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому
ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Га-ля, Га-ля», а мы дружно , как эхо, за ним повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
- Я очень рада, что Сережа в группе есть.
Давайте споемпесенку про то, как мы рады друг друга видеть. В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Тот, кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, пропевая песенку. Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится.
- Доброе животное.
Давайте возьмемся за руки и представим, что мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Очень хорошо!
- Самый лучший сосед – мой сосед справа. (Комплименты).
Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он (имя) очень добрый, внимательный, помогает другим. А теперь вы похвалите друг друга по очереди.
- Магнит.
- Аплодисменты.
- Паутинка дружбы.
Остальные игры вы можете посмотреть в картотеке. (предложить картотеку игр, направленных на сплочение детского коллектива)
Позитивный микроклимат, психологический комфорт также способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.
Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Я хочу предложить некоторые приемы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:
- Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);
- Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией.
(Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки? )
ВОТ Я И ВАМ КОЛЛЕГИ ПРЕДЛАГАЮ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС, ЗА ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ СВОИ РУКИ? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.
- «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»
СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ЗАГЛЯНУТЬ В СЕБЯ, И ОПРЕДЕЛИТЬ КАКОЕ ЖЕ НАСТРОЕНИЕ У НЕГО И ПРИ ПОМОЩИ КРУЖОЧКА ПОКАЗАТЬ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе.
- использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).
- Использование в течение дня игры-правила:«Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
- копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;
- Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Данная работа проводится не только в детском саду, но и в семье. Поэтому вам, педагогам, необходимо просвещать родителей, проводить для них консультации, открытые мероприятия, активно сотрудничать с ними.
Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»
Уважаемые педагоги! Поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему «Игры, направленные на развитие воображения в различных возрастных этапах дошкольного детства»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Цель: познакомится с игровыми приемами, направленными на развитие фантазии и творчества.Задачи:·...
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»
Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...
Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...
Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»
Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....
Консультация для родителей тема: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».
При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элеме...
Консультация-практикум для родителей: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными п...
"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: "Игры направленные на развитие памяти у детей дошкольного возраста".
Игры на развитие памяти у детей дошкольного возраста...