Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
статья (старшая группа) по теме
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни.
Одной из основных задач обучения в детском саду является развитие всех сторон речи ребенка. Воспитатель не только знакомит с названиями раз-личных предметов и явлений, но и учит строить предложения, рассказывать о полученном опыте (о событиях, происходящих в жизни ребенка, о новых знаниях, полученных на занятиях, о любимых мультфильмах и игрушках и т.п.) И очень важно научить ребенка грамотно, а, соответственно и красиво говорить. Дошкольники ( причем, как младшего, так и старшего возраста) в общении используют необычные и даже смешные слова и фразы. Многие из них стали уже привычны, стандартны для детей дошкольного возраста. Например: « Я вчера поеду в цирк», « Я завтра был у бабушки». На вопрос «Что ты видишь?» зачастую можно услышать в ответ в начале фразы «Потому, что…»А словообразование, которое в старшем дошкольном возрасте в идеале уже должно совершенствоваться, находится подчас в зачаточном состоянии. «Хвост лисиный», «нос белкиный», «джем сливный» и т.д. Всё это в дальнейшем никак не поможет ребенку в школе, а может и повредит. Ведь такая речь – отличная мишень для насмешек сверстников. Поэтому воспитателю отводится главная роль при формировании грамотной речи ребенка.
Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.
Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства, его формы, а синтаксис - словосочетания и предложения.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значение слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но не уловить общего смысла предложения «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.
Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.
Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около 1,5-2 лет у ребенка появляются первые фразы, а , следовательно, необходимость смыслового соподчинения внутри них.
К трем годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно ребенок начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ребенка является умение правильно использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.
Ребенок начинает осваивать прилагательные, которые обозначают уже не только конкретные, но и отвлеченные признаки: веселый, холодный, смелый.
Формируются обобщающие понятия. Так, малыш говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления «Прилетели голуби, воробьи».
Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у ребенка был накоплен определенный словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной речевой практики.
В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром в качестве иностранного русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, ребенок усвоил окончания творительного падежа существительных –ом, ем: «мячиком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова : «палочком, тучем», не подозревая о существовании окончаний –ой, -ей. Также могут появляться ошибочные слова «домы», «поезды» (по аналогии со словом «столы» или возникнут наряду с со словосочетаниями «много домов» такие, как «много карандашов», «много этажов».
Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточенно на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку, - лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры, представленные в том числе и в пособиях «Логопедическая грамматика» О.А.Новиковской. «Логопедическая грамматика» предлагается в трех альбомах, рассчитанных на детей разного возраста (2-4 года, 4-6 лет, 6-8 лет).
Сейчас на книжном рынке представлено много пособий и литературы, способствующей формированию правильной речи дошкольников.
Одним из них является комплект «Грамматических тетрадей» Е.М. Косиновой, в которых даны в определенной последовательности игры и упражнения, направленные на формирование и развитие грамматической стороны речи. Выполняя интересные и увлекательные задания в этих тетрадях, дети в игровой форме могут научиться составлять предложения, правильно употреблять существительные в разных падежах, обогатят словарь
глаголами и многозначными словами, научаться употреблять притяжательные местоимения, познакомятся со сложными предлогами, научатся образовывать глаголы с различными приставками и т.д. Во всех тетрадях материал расположен по принципу «от простого к сложному» в игровой интерактивной форме. Дети не только слушают и повторяют, пассивно рассматривая картинки, но и активно работают с ними: выбирают, обводят, дорисовывают, распутывают линии. Это способствует более эффективному усвоению материала, развивает внимание, память и позволяет избежать утомления. Упражнения, представленные в тетради, помогут сформировать грамматический строй речи, приобрести четкие грамматичес-кие навыки. Грамматика русского языка очень сложна. За достаточно короткий срок дети на практическом уровне должны усвоить огромное количество грамматических категорий. Если к началу школьного обучения ребенок не усвоил грамматические нормы родного языка (неправильно употребляет предлоги, изменяет слова по падежам, затрудняется в построении предложений и т.п.), это может явиться причиной нарушений чтения и письма. Данные грамматические тетради окажут большую помощь в реализации целенаправленной и систематической работы по формированию грамматического строя языка. Это пособие удобно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
Е.В. Колесникова предлагает несколько пособий для дошкольников. Одно из них «Развитие речи у детей 2-3 лет» и иллюстративный материал к нему.
Материал, представленный в комплекте, предназначен для групповой и индивидуальной работы взрослого с ребенком. С его помощью можно оказать практическую помощь родителям и педагогам в организации занятий по речевому развитию детей, представить систему обучающих игровых заданий, предназначенных для проведения занятий, подготовить детей к следующему этапу обучения.
Так же в работе по развитию грамматической стороны речи часто используются дидактические игры.
«Куча мала» от УМЦ «Ребус» предлагает сразу 4 игры в одной коробке.
- «Палитры» - учимся различать цвета, выделять основные цвета на картинке, составлять сложные слова и словосочетания (коричнево-красный, темно-зеленый);
- «Кто тут?» - тренируем внимание, зрительную и ассоциативную память;
- «Команда» - Развиваем внимание, умение выявлять и правильно называть цвета, отрабатываем навыки классификации и счета, сравниваем группы предметов;
-«Найди нас»- Развиваем внимание, наблюдательность, речь.
Эту игру с большой радостью и интересом дети принимают и положительные эмоции от этих игр только улучшают процесс обучения.
Н.В. Нищева предлагает комплект игр «Играйка». В них решаются практически все задачи по развитию обучению и дошкольников. Семь комплектов по 5-7 игр в каждом создают богатейшую игротеку и являются «выручалочкой» любого педагога.
Игра «Чья мордочка, чей хвост?» помогает ребенку усвоить правила образования притяжательных прилагательных, изменение прилагательных по родам.
Игра «Поварята» помогает детям на практике освоить образование относительных прилагательных. А использование в игре настоящих продуктов (круп) делает игру более привлекательной.
Игра «Карусель из слов» УМЦ «Ребус» больше подходит для младших школьников, но и в подготовительной группе частично можно использовать задания игр, предлагаемых в комплекте. Этот набор игр способствует развитию памяти, отработке понятий «живое - неживое», формированию обобщающих понятий по разным темам, обучению определения заданного звука в слове, определению количества слогов и звуков в словах, отработке понятия «род», выделению признаков действий предметов, расширению словарного запаса.
Давайте, играя, научим детей говорить правильно, пользоваться богатством и красотой нашего великого русского языка.
МДОУ «Детский сад п.Мирный»
Доклад
«Формирование лексико-грамматических категорий
в речи дошкольников
на занятиях и повседневной жизни.
Речевые игры»
Воспитатель МДОУ
«Детский сад п. Мирный»
С.В.Малкова
Декабрь 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Представлен материал еженедельного планирования взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР 3 уровня речевого развития....
Тематический годовой план по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи.
Представлен тематический годовой план по формированию лексико - грамматических представлений и развитию речи для старшей группы детей с ОНР....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей логопедической группе. Тема: Ранняя весна
Тема: Ранняя весна...
Комплексно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и фонетических занятий в старшей логопедической группе
Данная разработка включает в себя комплексно-тематическое планирование на весь учебный год....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов и связной речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Воспитание любви к Родине является основным направлением патриотического воспитания дошкольников. Данный конспект познакомит вас с необходимым материалом по формированию представлений о России....
Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и связной речи
Цели:Коррекционно-образовательные:· Закреплять представление об осени и ее признаках, о изменениях, происходящих в природе в осенний период.·...