Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Миленина Наталья Васильевна

Цели:

Коррекционно-образовательные:

·        Закреплять представление об осени и ее признаках, о изменениях, происходящих в природе в осенний период.

·        Расширять и активизировать словарь по теме «Деревья».

·        Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; согласование существительных с числительными; образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

·        Учить отвечать полным ответом на вопрос.

Коррекционно-развивающие: 

·        Развитие длительного плавного выдоха, речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные:

·        Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

·        Воспитание любви и бережного отношения к природе, развивать наблюдательность.

·        Воспитывать контроль над своим произношением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 3 «Сказка»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и связной речи

ООД «Развитие речи»

  Tема: «Осень. Деревья»

                                                                                                       

                                                                                                     

                                                                                      Составила:  

                                                                                                        воспитатель

                                                                                                         Миленина Н. В.

        

г. о. Химки

2018 год


Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и связной речи

Тема: «Осень. Деревья»

Вид: формирование лексико-грамматического  строя и связной речи.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема: «Осень. Деревья»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять представление об осени и ее признаках, о изменениях, происходящих в природе в осенний период.
  • Расширять и активизировать словарь по теме «Деревья».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; согласование существительных с числительными; образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).
  • Учить отвечать полным ответом на вопрос.

Коррекционно-развивающие: 

  • Развитие длительного плавного выдоха, речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе, развивать наблюдательность.
  • Воспитывать контроль над своим произношением.

Оборудование: аудиозапись Ф. Шопен «Осенний вальс», букет осенних листьев, листья с заданиями, вырезанные из цветной бумаги, дидактические игры «С какого дерева упал листочек?», «Один – много», «Посчитай», наглядный материал к артикуляционной гимнастике, лэпбук, зеркала на каждого ребенка, птичьи перышки, мяч, голубая лента, корзина с яблоками.

Ход ОД.

I. Организационный момент.

Звучит музыка, дети и педагог подходят к окну.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я хочу загадать вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.

Пришла без красок

и без кисти

И разукрасила все листья. (Осень)

Дети: осень.

Педагог: Правильно это осень.

Педагог читает стихотворение

Осень

Дарит осень чудеса, 
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

М. Геллер

II. Основная часть.

Беседа об осени.

Педагог: Скажите, какая погода бывает осенью?

Дети: Холодная, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная, скучная, грустная, серая.

Педагог: Что вы еще можете рассказать о осени?

Дети: Созревают плоды: яблоки, желуди, орехи, ягоды. Осенью часто идут дожди. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. Люди одеваются теплее. Листья желтеют и опадают.

Педагог: Ребята, скажите, почему мы называем осень золотой?

Дети: Осенью много желтого цвета. Желтый цвет похож на золото.

Педагог: Правильно.

(Входит взрослый в костюме осени)

Осень: Слышу, слышу, обо мне вы речь ведете.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю

Но не касаюсь елочек и сосен

Так кто же я? Я…. (осень)

- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы! Как много признаков осени назвали.

«Осень»

Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные – 
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.

И. Винокуров


- К вам я тоже пришла не с пустыми руками. Вам я принесла букет из осенних листьев. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные, резные. Только в мою пору можно увидеть такие красочные листья. Есть у меня и другие листья – с заданиями.

Педагог: Ребята, выполним задания осень?

Задание №1. Игра «Когда это бывает?»

Осень: Я предлагаю вам поиграть в игру – «Когда это бывает?»

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят.

Кто помнит, кто знает,

Когда это бывает? (Это бывает осенью.)

Нам солнце брызнуло в глаза,

А в небе кружит стрекоза

И ласточки летают…

Когда это бывает? (Это бывает летом.)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Это бывает осенью.)

На крышах снег, на речке лед.

И птица в роще не поет,

И ветер завывает…

Когда это бывает? (Это бывает зимой.)

Растаял снег, растаял лед,

Вода по улицам течет,

Подснежник расцветает…

Когда это бывает? (Это бывает весной.)

На город наш упала тень,

И небо плачет целый день,

И листья облетают…

Когда это бывает? (Это бывает осенью.)

- Молодцы. Все времена года определили. Я предлагаю вам сесть на свои места.

Задание №2. Игра «С какого дерева упал листочек?»

Педагог: Посмотрите на доску. Что вы здесь видите?

Дети: Деревья.

Педагог: Правильно это деревья. Они растут в лесу, в нашем парке. Покажите и назовите их.

(Дети показывают деревья, называя их.)

Педагог: Все ли деревья, которые мы здесь видим имеют одинаковые признаки? Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Нет, не все деревья имеют одинаковые признаки. У лиственных – листья, а у хвойных вместо листьев хвоинки.

Педагог: Правильно. Здесь есть деревья лиственные и хвойные. У хвойных вместо листьев хвоинки.

Осень: А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать какой это листочек и закрепить его рядом с деревом. Послушайте, как я расскажу о том, с какого дерева упал листочек.

Этот листочек упал с клена. Это кленовый листок.

(Каждый ребенок подходит к столу, где разложены листья, поясняя с какого дерева упал листочек, называет его и прикрепляет к нужному дереву.)

1 ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листочек.

2 ребенок. Этот листок упал с рябины. Это рябиновый листочек.

3 ребенок. Этот листок упал с дуба. Это дубовый листочек.

4 ребенок. Этот листок упал с ели. Это еловые иголки.

5 ребенок. Этот листок упал с березы. Это березовый листочек.

Педагог: С какого же дерева упал последний листок?

Дети: Этот лист упал с каштана.

Педагог: Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист – так не принято говорить. Повторим все вместе, чтобы запомнить.

Дети: Это лист каштана.

Задание №3. Игра «Разноцветные листья».

Педагог: Теперь поговорим о том, какого цвета листья деревьев осенью. Расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки.

Это зеленые еловые иголки.

1 ребенок. Красный кленовый листок.

2. ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3 ребенок Коричневый дубовый листок.

4 ребенок. Желтый лист каштана.

5 ребенок. Желтый березовый листок.

Педагог: Как называется период осени, когда падают листья?

Дети: Это листопад.

Педагог:

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто листопад.

Педагог: Молодцы. Вы справились с еще одним заданием Осени.


III. Общая артикуляционная гимнастика. (Игровая мотивация)

Педагог: Ой, ребята, мы совсем забыли о язычке. Утреннюю зарядку мы выполнили, а вот артикуляционную гимнастику для язычка нет. Давайте подбодрим наш язычок, а то он совсем загрустил.

- Сядьте правильно. Спина прямая. Руки лежат на коленях.

«Сказка о веселом язычке»

В домике у язычка было тепло и уютно. Каждый вечер он засыпал в своей теплой постельке. За ночью приходило утро. Утро Язычка начиналось рано. Надо было успеть переделать массу дел. Язычок сладко потягивался (широко открыть рот, дотянуться языком до нёба).

Прогнать остатки сна помогла зарядка. (Рот широко открыт, язык энергично поднимается и опускается под счет раз-два 5 раз). Потом Язычок шел на утреннюю пробежку. Возле дома Язычка была беговая дорожка, по которой он бежал сначала в одну сторону, потом в другую. (Соответственно проделать языком круговые движения. Рот при этом раскрыт широко.) Потом язычок шел умываться. Он чистил зубы (провести несколько раз кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов справа налево и слева направо), закончив утренние процедуры Язычок шел готовить завтрак.

На завтрак он любил кушать блинчики. Блины получались румяными и круглыми. (упражнение «Блинчики». Широкий плоский язык положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении не менее 10 сек.) Каждый блинчик Язычок смазывал маслом (язык в том же положении, губы пришлепывают «блинчик»: «пя-пя-пя…»).

После завтрака Язычок решил погулять, он открыл окошко (открыть рот). посмотрел направо, а потом – налево (соответствующие движения языка). «Светит ли солнышко?» Язычок смотрел вверх (поднять язык вверх, к носу).

Посмотрел вниз, нет ли луж, потому что ночью шел дождик (опустить язык вниз). Погода была хорошая. Язычок закрыл окна и двери (закрыть рот) и пошел гулять.

Задание №4. Игра «Будь внимательным!»

Осень: Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени.

Дождь, листопад, метель, гриб

- Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

-Молодцы! Вы были очень внимательны.

IV. Пальчиковая гимнастика. «Осенние листочки»

Педагог: Зарядку для Язычка мы сделали. Теперь немного поработаем пальчиками.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Н. Нищева.

Задание № 5. Игра «Один –много».

Педагог: Посмотрим, какое следующее задание приготовила нам Осень. Осень предлагает нам поиграть в игру «Один – много».

Лист – листья

Зонт - зонты

Туча - тучи

Гриб – грибы

Дерево – деревья

Шишка - шишки

V. Дыхательная гимнастика. «Лебединое перышко»

Педагог: Давайте с вами вспомним, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните свой ответ со слов перелетные птицы.

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края.

Педагог: Почему они это делают?

Дети: Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Педагог: Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети: Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Осень: Совсем недавно в теплые края улетела стая лебедей. Пролетая над лесом, они обронили свои перышки. Я их подобрала и решила принести вам. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладонь напротив рта. Подуйте на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не забывайте о том, что щеки надувать нельзя.

VI. Физкультминутка. Подвижная игра. «Листья».

Педагог: Давайте представим, что мы превратились в осенние листья. Листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим голубой лентой.

Листья осенние тихо кружатся,                                      Кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся                                Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,                                   Движения руками влево, вправо.

Будто опять закружиться хотят.                                     Кружатся на носках.

Н.Нищева

Задание № 6. Игра «Скажи ласково» (с мячом)

Осень: Предлагаю вам поиграть с мячиком, называя предметы ласково

Дождь – дождик                           Лист – листик                             Капля - капелька

Ствол - стволик                            Дерево - деревце

Туча – тучка                                 Ветка - веточка


Задание № 7. Игра «Посчитай-ка»

Педагог: В корзине остался последний листочек с заданием. А задание такое: «Посчитай предметы».

Ой, ребята, а корзинка, оказывается, еще не опустела. В ней лежат дары осени. Давайте их посчитаем.

1лист -2листа -3 листа-4 листа, 5 листьев

1орех -2 ореха- 3 ореха -4 ореха – 5 орехов

1желудь 2 желудя - …. 5 желудей

1 шишка -2 шишки …. 5 шишек.

VII. Итог. Вывод.

Педагог: Осень, ты довольна нами? Мы выполнили все твои задания.

Осень: Да, я очень довольна вами, ребята. Вы молодцыВ моей корзине лежат яблоки, которые я хочу подарить вам(Осень передает корзину с яблоками педагогу).

Педагог: Что мы должны сказать Осени?

Дети: Спасибо.

Осень: Пришла пора прощаться. Я говорю вам до свидания. (До свидания)

Педагог: Чем мы занимались на занятии?

Дети: Играли, делали зарядку для язычка, отгадывали загадки, считали листья и плоды деревьев.

Педагог: О чем говорили?

Дети: Говорили о признаках осени, названиях листьев и деревьев.

Педагог: Вы хорошо поработали.

Дети: Да.

Педагог: Теперь можно отдохнуть и скушать угощение Осени.

Источники, используемые при составлении конспекта

1.Карельская Е..Г «Растим говорунов» - М: «Дрофа»,2007 г.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Педагогические занятия в детском саду» -М.: «Скрипторий 2003», 2009.

3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых педагогических занятий в подготоваительной группе детского сада для детей с ОНР» -     СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.

4. Касаткина В., Червонная О. «Родная природа. Осень. Зима» - Н.Н.: «ДЕКОМ»,1996.

5. Интернет ресурс: www.razumniki.ru


ФИО педагога

Миленина Наталья Васильевна

Образовательная область

«Коммуникация», «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Здоровье».

Форма ООД

Развитие речи

Группа

Подготовительная

Тема

«Осень. Деревья»

Цель (Прогнозируемый результат)

Закрепление названий деревьев их классификации, признаков осени.

Программное обеспечение

1.Карельская Е..Г «Растим говорунов» - М: «Дрофа»,2007 г.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Педагогические занятия в детском саду» -М.: «Скрипторий 2003», 2009.

3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых педагогических занятий в подготоваительной группе детского сада для детей с ОНР» -     СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.

4. Касаткина В., Червонная О. «Родная природа. Осень. Зима» - Н.Н.: «ДЕКОМ»,1996.

5. Интернет ресурс: www.razumniki.ru

Оборудование

Аудиозапись Ф. Шопен «Осенний вальс», букет осенних листьев, листья с заданиями, вырезанные из цветной бумаги, дидактические игры «С какого дерева упал листочек?», «Один – много», «Посчитай», наглядный материал к артикуляционной гимнастике, лэпбук, зеркала на каждого ребенка, птичьи перышки, мяч, голубая лента, корзина с яблоками.

Дидактическая структура образовательной деятельности, продолжительность этапов

Задачи применения ресурса

Методы, формы, приемы (ресурс)

Деятельность (речь) педагога

Деятельность (речь) детей

Результат деятельности

I. Организационный момент.

Настроить детей на спокойный лад и подготовить к занятию.

Звучит музыка, дети и педагог подходят к окну.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я хочу загадать вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.

Пришла без красок

и без кисти

И разукрасила все листья. (Осень)

Педагог: Правильно это осень.

Педагог читает стихотворение

Осень

Дарит осень чудеса, 
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

М. Геллер

Дети: осень.

Дети настроены на занятие и усвоение материала.

II. Основная часть.

Беседа об осени.

(Входит взрослый в костюме осени)

Повторение признаков осени, сюрпризный момент.

Проведение беседы о признаках осени с целью их закрепления.

Педагог: Скажите, какая погода бывает осенью?

Педагог: Что вы еще можете рассказать о осени?

Педагог: Ребята, скажите, почему мы называем осень золотой?

Педагог: Правильно.

Осень: Слышу, слышу, обо мне вы речь ведете.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю

Но не касаюсь елочек и сосен

Так кто же я? Я….

Осень: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы! Как много признаков осени назвали.

«Осень»

Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные – 
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.

И. Винокуров


- К вам я тоже пришла не с пустыми руками. Вам я принесла букет из осенних листьев. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные, резные. Только в мою пору можно увидеть такие красочные листья. Есть у меня и другие листья – с заданиями.

Педагог: Ребята, выполним задания осень?

Дети: Холодная, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная, скучная, грустная, серая.

Дети: Созревают плоды: яблоки, желуди, орехи, ягоды. Осенью часто идут дожди. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. Люди одеваются теплее. Листья желтеют и опадают.

Дети: Осенью много желтого цвета. Желтый цвет похож на золото.

Дети: Осень.

Закрепить представление об осени и ее признаках, о изменениях, происходящих в природе в осенний период.

Задание №1. Игра «Когда это бывает?»

Закрепление признаков осени.

Проводится в форме игры.

Осень: Я предлагаю вам поиграть в игру – «Когда это бывает?»

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят.

Кто помнит, кто знает,

Когда это бывает?

Осень: Нам солнце брызнуло в глаза,

А в небе кружит стрекоза

И ласточки летают…

Когда это бывает?

Осень: Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Осень: На крышах снег, на речке лед.

И птица в роще не поет,

И ветер завывает…

Когда это бывает?

Осень: Растаял снег, растаял лед,

Вода по улицам течет,

Подснежник расцветает…

Когда это бывает?

Осень: На город наш упала тень,

И небо плачет целый день,

И листья облетают…

Когда это бывает?

Осень: Молодцы. Все времена года определили. Я предлагаю вам сесть на свои места.

Дети: Это бывает осенью.

Дети: Это бывает летом.

Дети: Это бывает осенью.

Дети: Это бывает зимой.

Дети: Это бывает весной.

Дети: Это бывает осенью.

Закрепление представлений о временах года и их признаках, о изменениях, происходящих в природе.

Задание №2. Игра «С какого дерева упал листочек?»

Научить детей правильно называть листья.

Дидактическая игра.

Педагог: Посмотрите на доску. Что вы здесь видите?

Педагог: Правильно это деревья. Они растут в лесу, в нашем парке. Покажите и назовите их.

Педагог: Все ли деревья, которые мы здесь видим имеют одинаковые признаки? Чем они отличаются друг от друга?

Педагог: Правильно. Здесь есть деревья лиственные и хвойные. У хвойных вместо листьев хвоинки.

Осень: А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать какой это листочек и закрепить его рядом с деревом. Послушайте, как я расскажу о том, с какого дерева упал листочек.

Этот листочек упал с клена. Это кленовый листок.

Педагог: С какого же дерева упал последний листок?

Педагог: Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист – так не принято говорить. Повторим все вместе, чтобы запомнить.

Дети: Деревья.

Дети показывают деревья, называя их.

Дети: Нет, не все деревья имеют одинаковые признаки. У лиственных – листья, а у хвойных вместо листьев хвоинки.

Каждый ребенок подходит к столу, где разложены листья, поясняя с какого дерева упал листочек, называет его и прикрепляет к нужному дереву.

1 ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листочек.

2 ребенок. Этот листок упал с рябины. Это рябиновый листочек.

3 ребенок. Этот листок упал с дуба. Это дубовый листочек.

4 ребенок. Этот листок упал с ели. Это еловые иголки.

5 ребенок. Этот листок упал с березы. Это березовый листочек.

Дети: Этот лист упал с каштана.

Дети: Это лист каштана.

Формирование представлений о признаках деревьев. Сопоставление листа и дерева, отработка названий листьев.

Учить отвечать полным ответом на вопрос.

Задание №3. Игра «Разноцветные листья».

Научить правильному произнесению и сопоставлению прилагательных с существительными.

Беседа. Игра.

Педагог: Теперь поговорим о том, какого цвета листья деревьев осенью. Расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки.

Это зеленые еловые иголки.

Педагог: Как называется период осени, когда падают листья?

Педагог:

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто листопад.

Педагог: Молодцы. Вы справились с еще одним заданием Осени.

1 ребенок. Красный кленовый листок.

2. ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3 ребенок Коричневый дубовый листок.

4 ребенок. Желтый лист каштана.

5 ребенок. Желтый березовый листок.

Дети: Это листопад.

Учить отвечать полным ответом на вопрос. Воспитывать контроль над своим произношением.

Совершенствовать согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

III. Общая артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата.

Игровая мотивация.

Педагог: Ой, ребята, мы совсем забыли о язычке. Утреннюю зарядку мы выполнили, а вот артикуляционную гимнастику для язычка нет. Давайте подбодрим наш язычок, а то он совсем загрустил.

- Сядьте правильно. Спина прямая. Руки лежат на коленях.

«Сказка о веселом язычке»

В домике у язычка было тепло и уютно. Каждый вечер он засыпал в своей теплой постельке. За ночью приходило утро.

 Утро Язычка начиналось рано. Надо было успеть переделать массу дел. Язычок сладко потягивался.

Прогнать остатки сна помогла зарядка.

Потом Язычок шел на утреннюю пробежку. Возле дома Язычка была беговая дорожка, по которой он бежал сначала в одну сторону, потом в другую.

Потом язычок шел умываться. Он чистил зубызакончив утренние процедуры Язычок шел готовить завтрак.

На завтрак он любил кушать блинчики. Блины получались румяными и круглыми. 

Каждый блинчик Язычок смазывал маслом.

После завтрака Язычок решил погулять, он открыл окошко. посмотрел направо, а потом – налево .

 «Светит ли солнышко?» Язычок смотрел вверх. 

Посмотрел вниз, нет ли луж, потому что ночью шел дождик

Погода была хорошая. Язычок закрыл окна и двери и пошел гулять.

Широко открыть рот, дотянуться языком до нёбо.

Рот широко открыт, язык энергично поднимается и опускается под счет раз-два 5 раз.

Соответственно проделать языком круговые движения. Рот при этом раскрыт широко.

Провести несколько раз кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов справа налево и слева направо.

Упражнение «Блинчики». Широкий плоский язык положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении не менее 10 сек

Язык в том же положении, губы пришлепывают «блинчик»: «пя-пя-пя…».

Открыть рот

Соответствующие движения языка.

Поднять язык вверх, к носу.

Опустить язык вниз.

закрыть рот

Развитие длительного плавного выдоха, речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Задание №4. Игра «Будь внимательным!»

 Развивать внимательность. Учить отвечать полным ответом на вопрос.

Игра.

Осень: Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени.

Дождь, листопад, метель, гриб

- Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

-Молодцы! Вы были очень внимательны.

Ответы детей.

Развитие внимательности. Дети самостоятельно находят лишнее слово в ряду и подтверждают свой выбор полным обоснованным предложением.

IV. Пальчиковая гимнастика. «Осенние листочки»

Развитие речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Пальчиковая гимнастика.

Педагог: Зарядку для Язычка мы сделали. Теперь немного поработаем пальчиками.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Дети учатся координировать движение рук и связной речи.

Задание № 5. Игра «Один –много».

Научить образовывать множественное число имен существительных.

Дидактическая игра.

Педагог: Посмотрим, какое следующее задание приготовила нам Осень. Осень предлагает нам поиграть в игру «Один – много».

Лист - …

Зонт - …

Туча - …

Гриб - …

Дерево - …

Шишка - …

Дети:

Листья

Зонты

Тучи

Грибы

Деревья

Шишки

Формирование навыков образования множественного числа имен существительных.

V. Дыхательная гимнастика. «Лебединое перышко»

Развитие длительного плавного выдоха.

Дыхательная гимнастика.

Педагог: Давайте с вами вспомним, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните свой ответ со слов перелетные птицы.

Педагог: Почему они это делают?

Педагог: Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Осень: Совсем недавно в теплые края улетела стая лебедей. Пролетая над лесом, они обронили свои перышки. Я их подобрала и решила принести вам. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладонь напротив рта. Подуйте на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не забывайте о том, что щеки надувать нельзя.

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края.

Дети: Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.

Дети: Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Дети: держат перышко на ладони и дуют на него не надувая щеки, так чтобы оно закружилось в воздухе.

Развитие длительного плавного выдоха без надувания щек.

VI. Физкультминутка. Подвижная игра. «Листья».

Развитие речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Подвижная игра.

Педагог: Давайте представим, что мы превратились в осенние листья. Листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим голубой лентой.

Листья осенние тихо кружатся,                                      

Листья нам под ноги тихо ложатся    

                           

И под ногами шуршат, шелестят,                                  

Будто опять закружиться хотят.                                    

Н.Нищева

Кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево, вправо.

Кружатся на носках.

Дети учатся координировать движение рук и связной речи.

Задание № 6. Игра «Скажи ласково» (с мячом)

Учить образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме.

Дидактическая игра.

Осень: Предлагаю вам поиграть с мячиком, называя предметы ласково

Дождь - …                           Лист -                             Капля -

Ствол - …                           Дерево - …

Туча - …                                Ветка - …

Дети:

Дождик

Листик

Капелька

Стволик

Деревце

Тучка

Веточка

Формирование умения образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

Задание № 7. Игра «Посчитай-ка»

Учить согласовывать существительные с числительными

Игра.

Педагог: В корзине остался последний листочек с заданием. А задание такое: «Посчитай предметы».

Ой, ребята, а корзинка, оказывается, еще не опустела. В ней лежат дары осени. Давайте их посчитаем.

1лист -2листа -3 листа-4 листа, 5 листьев

1орех -2 ореха- 3 ореха -4 ореха – 5 орехов

1желудь 2 желудя - …. 5 желудей

1 шишка -2 шишки …. 5 шишек.

Формирование правильного строя речи имен существительных с числительными.

VII. Итог. Вывод.

Учить анализировать свою деятельность во время занятия.

Беседа.

Педагог: Осень, ты довольна нами? Мы выполнили все твои задания.

Осень: Да, я очень довольна вами, ребята. Вы молодцыВ моей корзине лежат яблоки, которые я хочу подарить вам(Осень передает корзину с яблоками педагогу).

Педагог: Что мы должны сказать Осени?

Осень: Пришла пора прощаться. Я говорю вам до свидания. (До свидания)

Педагог: Чем мы занимались на занятии?

Педагог: О чем говорили?

Педагог: Вы хорошо поработали.

Педагог: Теперь можно отдохнуть и скушать угощение Осени.

Дети: Спасибо.

Дети: Играли, делали зарядку для язычка, отгадывали загадки, считали листья и плоды деревьев.

Дети: Говорили о признаках осени, названиях листьев и деревьев.

Дети: Да.

Дети самостоятельно анализируют свою деятельность на занятии и рассказывают что нового они узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Зима в лесу»

Итоговое занятие для детей  подготовительной  логопедической группы.Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима»....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе по теме Домашние животные Составление синквейна.

Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов. Коррекционно-образовательные задачи: - учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;- активизир...