Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie.docx | 21.65 КБ |
задания по лексическим темам | 466.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской
муниципального образования Тихорецкий район
Выступление на тему:
«Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи
(картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).»
Учитель-логопед:
О.А.Шуклина
2018г.
Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи
(картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Леушина, А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе (М.М.Алексеева, В.И.Яшина). Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию навыков у младших школьников.
Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью: говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.
Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Первоначально эти навыки формировались в течение работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
В работах Н.С.Жуковой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, С. Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.
Это неправильное употребление:
– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
– падежных и родовых окончаний количественных числительных;
– личных окончаний глаголов;
– окончаний глаголов в прошедшем времени;
– предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Поэтому работа, прежде всего, направлена на восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. Нормализация звуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи:
– уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, активным использованием различных способов словоизменения и словообразования;
– адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения;
– развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Однако необходимо помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определенного количества слов. Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений между словами, а это предполагает постепенное усвоение групп слов, представляющих собой семантическую и логическую общность, имеющих свое формальное выражение в морфологической структуре. Иначе говоря, важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений).
Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для выражения его языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.
Предлагаю подборку методического материала, который поможет в работе по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Весь материал представлен в виде картотеки, что очень удобно использовать на логопедических занятиях, при закреплении материала во второй половине дня воспитателями и как задание на дом. Картотека составлена по лексическим темам.
Например, лексическая тема «Домашние животные»
1. Чтение, пересказ.
Дружок.
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
2. Чтение, пересказ.
Кошка.
(рассказ-описание)
У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка- домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.
3. Расскажи о своем любимом домашнем животном.
(используется мнемотаблица)
- Как называется «мама» и «папа» твоего любимого животного?
- Как выглядит? (окрас, форма, размер)
- Чем питается?
- Какую пользу приносит человеку?
4.Что общего и чем отличаются?
Кошка и собака, коза и корова.
- Объясни выражение.
- Ослиное упрямство.
- Собачья преданность.
- Пустить козла в огород.
- Живут как кошка с собакой
6. Вопросы на засыпку!
* Собака догоняет зайца. Кто впереди Кто сзади? Кто за кем?
* У кого больше ног – у коня или у козы?
7.Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать
-Заворчал живой звонок, лег у двери поперек.
Две медали на груди - лучше в дом не заходи. (Собака)
-С бородой, а не старик. С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается. Доят, а не корова. (Коза)
-У порога плачет, коготочки прячет.
Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет. (Кошка)
-Спереди- пятачок, сзади- крючок,
Посередине- спинка, а на ней- щетинка. (Свинья)
8.Опиши животное, которому дали кличку по его внешнему виду.
Пушок, Снежок, Шарик, Черныш, Рыжик, Звездочка, Буренка, Ночка, Пеструшка.
9. Догадайся, каким будет четвертое слово,
и объясни, почему ты так решил
- Собака - щенок, кошка- котенок.
- Рыба - чешуя, кошка -… (шерсть).
- Лиса - лисий, кошка -… (кошачий).
- Лиса- заяц, кошка-… (мышь).
- Корова- бык, кошка- …(кот).
- Конь - ноги, кошка- …(лапы).
10.Объясни словечко
Белолобый, быстроногий, мясомолочная (порода), овцебык, беспородный.
11.Объясни пословицы
- Ласковый телёнок двух маток сосёт.
- Цыплят по осени считают.
Предварительный просмотр:
Тема: «8-е марта». 1. Отгадай загадку и объясни, что помогло тебе её отгадать Я вам загадаю загадку, а вы разгадайте её! Кто ставит у пятку заплатку, Кто чинит и гладит бельё? Кто дом поутру прибирает, Разводит большой самовар? Кто с младшей сестрёнкой играет И водит её на бульвар? Чьи волосы снега белее, А руки в морщинках, сухи? Кого я люблю и жалею, О ком сочинил я стихи? (Бабушка) | Тема: «8-е марта». 3. Объясни пословицы
Кто лишний и почему?
Расскажи о своей бабушке |
Тема: «8-е марта». 2. Чтение, ответы на вопросы, пересказ Женский день Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 марта. Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки – две хорошенькие чашечки – и побежала смотреть, не проснулась ли бабушка. Бабушка уже проснулась; она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол чистую скатерть… И поставила свои чашечки… В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то говорила по телефону. – Тише, тише… – говорила Таня. – Не разбудите маму… У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день. В. Осеева Вопросы: 1. Какие подарки приготовила Таня бабушке и маме? 2. Что пекла бабушка к празднику? 3. Как помогала бабушке Таня? 4. Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь? | Тема: «8-е марта». 4. Объясни пословицы
Какое слово не подходит?
|
Тема: «8-емарта». 5. Расскажи о своей маме по плану:
| Тема: «8-е марта». 7. Назови имена и отчества: Своё; брата, сестры (если они у тебя есть); мамы, папы; бабушек, дедушек. Вопросы на засыпку!
|
Тема: «8-е марта». 6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "
Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...
Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".
Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"
Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...