Тематический годовой план по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи.
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Представлен тематический годовой план по формированию лексико - грамматических представлений и развитию речи для старшей группы детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический годовой план
логопедических занятий по формированию
лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
в старшей группе
(2-ой год обучения, ОНР)
Учитель – логопед: /Калязина Е. Е./
Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
1 период обучения (сентябрь – ноябрь)
Месяц | Неделя | № | Тема занятия | Цели |
Сентябрь | Третья
| 1. | Развитие общего внимания и понимания речи | Развивать у детей общее внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление. |
2. | Развитие общего внимания и понимания речи | |||
Четвертая
| 3. | Формирование понятий о действии и предмете | Уточнить понятия «действие», «предмет». Уточнить вопросы: Кто? Что? Что делает? Учить подбирать к действию объекты и наоборот. | |
4. | Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? что? что делает?) | Закрепить полученные навыки и умения занятия 3. | ||
Октябрь | Первая
| 5. | Имена собственные и их уменьшительные формы | Учить образовывать и правильно употреблять в речи собственные существительные с уменьшительно-ласкательным значением. |
6. | Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения | Тренироваться в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить понятия «большой», «маленький». | ||
Вторая
| 7. | Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе. | Учить дифференцировать вопросы кто? кого? что? Учить изменять начальную форму сущ., ставя его в вин. пад. ед. числа. | |
8. | Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе. | Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 7. | ||
Третья
| 9. | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | Ввести понятие «прошедшее время». Учить согласовывать глаголы прош. вр. с сущ. в роде. | |
10. | Согласование существительного и глагола в числе | Ввести понятия «один», «много». Учить согласовывать существительные с глаголами ед. и мн. числа. | ||
Четвертая
| 11. | Составление 3-словных предложений. Понятия «слово», «предложение» | Учить составлять предложения из 3 слов по опорной схеме. Ввести понятия «слово», «предложение». | |
12. | Составление 3-словных предложений. Понятия «слово», «предложение» | Учить составлять предложение из 3 слов, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей. | ||
Ноябрь | Первая
| 13. | Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. | Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов, пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений , с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. |
14. | Согласование числительных «один», «одна» с существительными | Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные муж. и жен. рода с числительными один, одна и подбирать сущ. к этим числительным. | ||
Вторая
| 15. | Составление рассказа по демонстрируемому действию | Учить детей отвечать на вопрос 3-6-словной фразой; объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой. Развивать словесно-логическое мышление. | |
16. | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У | Учить детей образовывать существительные в род. падеже ед. числа. Уточнить значение предлога У. | ||
Третья
| 17. | Пересказ рассказа с использованием магнитной доски | Закрепить умение отвечать на вопрос, строя фразу из 4-6 слов. Научить пересказывать короткий текст с наглядной опорой. | |
18. | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе | Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 16. | ||
Четвертая
| 19. | Приставочные глаголы | Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу. Учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол | |
20. | Пересказ рассказа с использованием магнитной доски | Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 17. |
2 период обучения (декабрь – март)
Месяц | Неделя | № | Тема занятия | Цели |
Декабрь | Первая
| 1. | Согласование числительных «два», «две» с существительными | Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные муж. и жен. рода с числительными два, две и подбирать сущ. к этим числительным. |
2. | Пересказ рассказа с использованием магнитной доски | Закрепить умение отвечать на вопрос, строя фразу из 4-6 слов. Научить пересказывать короткий текст с наглядной опорой. |
Вторая
| 3. | Предлог НА | Познакомить детей с предлогом НА. Учить выделять предлог в предложениях и словосочетаниях. | |
4. | Предлог НА | Учить составлять предложения с предлогом НА по двум опорным словам. Добавлять пропущенный предлог. | ||
Третья
| 5. | Предлог НА | Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях 3, 4. | |
6. | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. | Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа сущ-х в ед. числе без предлога; образовывать сущ-е в дат. падеже. | ||
Четвертая
| 7. | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе | Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 6. | |
8. | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок | Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок. | ||
Январь | Вторая
| 9. | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе | Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа сущ-х в ед. числе без предлога; образовывать сущ-е в тв. падеже. |
10. | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе | Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 9. | ||
Третья
| 11. | Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными | Учить согласовывать местоимения мой, моя с существительными в роде. Подбирать к местоимению сущ-е с соответствующей родовой принадлежностью. | |
12. | Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными | Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 11. | ||
Четвертая
| 13. | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок | Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок. | |
14. | Предлог ПОД | Познакомить детей с предлогом ПОД. Учить выделять предлог в предложениях и словосочетаниях. Развивать умение самостоятельного использования предлога ПОД в речи. | ||
Февраль | Первая
| 15. | Дифференциация предлогов НА и ПОД | Учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в разных предложениях, составлять предложения по 2 опорным словам и предлогу, добавлять пропущен. предлог. |
16. | Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом | Учить детей правильно употреблять форму предложного падежа сущ-х; образовывать сущ-е в предожном падеже, используя предлоги. | ||
Вторая
| 17. | Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам | Учить детей изменять сущ-ое в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. | |
18. | Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам | Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 17. | ||
Третья (с 12 по 16) | 19. | Предлог В | Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словсоч. и предложениях. | |
20. | Предлог В | Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 19. | ||
Четвертая
| 21. | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок | Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок. | |
22. | Подбор определений к предметам и объектам (вопросы какой по цвету? какой по форме?) | Учить детей подбирать несколько однородных определений к предметам по вопросам, затем без них. | ||
Март | Первая
| 23. | Подбор определений (вопрос: какой по величине?) | Ввести понятие «величина». Выучить антонимичные пары величин (большой-маленький, высокий-низкий и т.д.). Учить детей правильно употреблять определения величины. |
24. | Подбор определений (вопрос: какой по величине?) | Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 23. Научить детей сравнивать предметы по величине, форме, цвету. | ||
Вторая
| 25. | Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?) | Совершенствовать навыки словообразования. | |
26. | Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?) | Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. | ||
Третья
| 27. | Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?) | Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях 25, 26. | |
28. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин и запоминанию составленного рассказа с опорой на предметные картинки. | ||
Четвертая
| 29. | Подбор нескольких определений к предметам и объектам | Научить детей подбирать несколько определений к разным предметам и объектам, работать со схемами. | |
30. | Подбор нескольких определений к предметам и объектам | Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 29. | ||
Пятая
| 31. | Предлоги В, НА, ПОД | Закрепить умения использовать предлоги В, НА, ПОД в самостоятельной речи детей, составлять словосочетания и предложения, используя схемы предлогов. | |
32. | Контрольное занятие. Описание предметов и объектов с использованием схем. | Уточнить полученные навыки в описании предметов по схемам. |
3 период обучения (апрель – май)
Месяц | Неделя | № | Тема занятия | Цели |
Апрель | Первая
| 1. | Предлоги В, НА, ПОД | Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 31. |
2. | Описание предметов и объектов с использованием схем сюжетных картинок | Уточнить полученные навыки в описании предметов по схемам. Развивать словесно-логическое мышление. | ||
Вторая
| 3. | Согласование прилагательного с существительным в роде | Отработать формы муж., жен., сред. рода прилагательных. | |
4. | Согласование прилагательного с существительным в роде | Закрепить умение отвечать на вопросы: какой? какая? какое? Научить детей самостоятельно подбирать признаки к предметам, учитывая род сущ. | ||
Третья
| 5. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин и запоминанию составленного рассказа с опорой на предметные картинки и без нее. | |
6. | Распространение предложений путем введения однородных определений | Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определенное место предложения перед определенным словом. Расширять и активизировать словарь детей. | ||
Четвертая
| 7. | Распространение предложений путем введения однородных определений | Закрепить полученные навыки предыдущего занятия.Учить детей построению фразы с однородными определениями. | |
8. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин и запоминанию составленного рассказа с опорой на предметные картинки и без нее. | ||
Май | Первая
| 9. | Предлог К | Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога К, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словсоч. и предложениях. |
10. | Предлог К | Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 9. | ||
Вторая
| 11. | Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке | Учить детей пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. | |
12. | Предлоги К, ОТ | Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов К, ОТ, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словсоч. и предложениях. | ||
Третья
| 13. | Составление рассказа по сюжетной картине | Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, изображенные события на которой -конечный результат действия. Учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы. | |
14. | Глаголы-антонимы | Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по картинке. | ||
Четвертая
| 15. | Глаголы-антонимы | Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 14. | |
16. | Контрольное занятие по развитию связной речи | Подвести итоги усвоения материала за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы по формированию лексико-грамматических категорий и фонетической стороны речи
Примерное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и фонетической стороны речи (по лексическим темам)....
конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)
конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...
План по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи детей подготовительной логопедической группы по теме "Домашние птицы"
План логопеда по теме "Домашние птицы"...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
конспект ОИС с элементами формирования лексико-грамматических средств языка и развития речи в старшей логопедической группе с ОНР по теме: "Знакомство с кубанским фольклором"
Знакомство с кубанским казачьм фольклором ( быт, игры, песни, пословицы, загадки)...
Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...
Перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
перспективный план на учебный год...