Учебно-методическое пособие для родителей "Ведущие каналы восприятия"
методическая разработка по теме
Данное пособие может использоваться на собрании, при электронной рассылке участникам образовательного процесса, как дополнительный материал к докладу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_vospriyatiya_-_informaciya_dlya_roditeley.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одному ребенку достаточно послушать сказку, и он легко перескажет сюжет. Другому — проще составить рассказ по картинкам в книжке. А третий вообще не сможет сосредоточиться на том, что ему читают, пока мама не обнимет его. Знакомьтесь: аудиал , визуал , кинестетик .
Говорите – я вас вижу! Все мы по-разному воспринимаем окружающий мир и «обрабатываем» полученную из него информацию.
Классификация по ведущему каналу восприятия информации Людей, у которых ведущий канал восприятия — слуховой, называют АУДИАЛАМИ . К ВИЗУАЛАМ большая часть сведений поступает через зрение, К КИНЕСТЕТИКАМ — посредством движений и ощущений: прикосновения, обоняние, осязание и т. п. Большинство среди нас составляют визуалы и кинестетики , меньшинство — аудиалы . Существует и четвертая категория — ДИСКРЕТЫ, которые «перерабатывают» информацию путем логического осмысления, с помощью цифр, знаков, логических доказательств. Но среди детей их нет. Классификация, конечно, условна, да и люди, полностью соответствующие какому-то одному типу, встречаются редко, но о преобладании различных черт в характере ребенка говорить можно. Учитывать же эти особенности при обучении малыша, развитии у него новых умений и навыков, в том числе налаживания контактов с окружающими, — необходимо. Если родители знают, к какой категории относится их ребенок, им легче выстраивать отношения.
В психологии каналы, через которые человек получает информацию, называются модальностями. Почему начинает развиваться та или иная модальность, ученые спорят до сих пор. Некоторые считают, что это врожденное, некоторые - что зависит от того, какие источники информации превалировали в детстве и приносили ребенку максимум удовольствия. Но факт остается фактом: уже к двум-пяти годам у ребенка можно определить ведущий (или ведущие, если их несколько) канал восприятия. Присмотримся и мы.
Малыш - ВИЗУАЛ Малыш- визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети- визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы . Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы ). Для ребенка- визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Малыш- визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми . В общении со сверстниками ребенок- визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один . В воспитании малыша- визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации
Малыш - АУДИАЛ Дошкольник- аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети- аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
Малыш - КИНЕСТЕТИК Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш- кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу "Не трогай!"
Это не значит, что мы должны развивать основные каналы восприятия у наших детей, а на вторичные махнуть рукой. Ни в коем случае! Во-первых, развить эти вторичные каналы проще всего в детском возрасте (дети изначально более " многоканальны ", чем взрослые), во-вторых, они ему пригодятся в учебе (особенно аудиально-визуальные навыки). Кроме того, человек, использующий максимум каналов, более гармонично развит. У него больше способностей, он получает больше удовольствия от жизни и лучше понимает других. Главное - развивать эти вторичные каналы в игровой форме и не переусердствовать, чтобы ребенок получал удовольствие от "не своих" занятий и чтобы ему захотелось открыть эти новые каналы, а не захлопнуть их навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...