Родительское собрание "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
материал
Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задачи.
Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Обогатить методическую копилку для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
(родительское собрание)
Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задачи.
- Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
- Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
- Обогатить методическую копилку для родителей.
Предварительная работа:
Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Оформление памятки для родителей.
Оформление материалов к выставке по теме собрания – цитаты, высказывания известных людей.
Подбор слайдов и видео с пальчиковыми играми.
Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
«Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант);
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)
Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.
Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Мультимедийная установка для показа слайдов и видео.
Презентация «Наши пальчики играли» (Слайды с фотографиями играющих детей).
Памятка «Развитие мелкой моторики рук» (для родителей)
Участники: воспитатели, родители.
Форма проведения: собрание практикум.
1. Вступительный этап (Приветствие).
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас, нашу встречу, мы предлагаем начать с игры – приветствия. Для этого нам нужно встать в круг, каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад Вас видеть!» - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.
Воспитатель: Мы думаем, вам было приятно говорить друг другу и слышать в свой адрес хорошие, добрые слова.
Основной этап.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.
Упражнение на выяснение целей «Модель трех вопросов»
Скажите, пожалуйста, уважаемые родители:
- Что Вы знаете по теме собрания?
- Что Вы хотите узнать?
- Что надо сделать для того, чтобы узнать? (Ответы родителей).
Беседа с родителями и игровые задания (Педагогический всеобуч «Наши пальчики играли»). В этой части идет речь о роли мелкой моторики в развитии детей, родителей знакомят с проведением пальчиковой игры.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
Каждый день с детьми мы используем пальчиковую гимнастику, массаж рук.
Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Просмотр видео)
Вот такие игры мы проводим в группе, ну это, конечно же, еще не все игры. А сейчас я с вами хочу немножко поиграть (пальчиковые игры).
Игровое занятие для родителей (Приложение 2).
Родителям предлагается выполнить самомассаж, пальчиковые игры.
Задачи. Научить элементам самомассажа. Научить выполнять сюжетные упражнения для пальчиков, развивать быстроту, мелкую моторику рук, память.
Воспитатель: Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Удачи Вам!
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: В завершении, мы предлагаем высказать своё мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали на нашей встрече? Какие выводы вы для себя сделали? Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?
(вручает каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» приложение 1 и приложение 2.
Приложение 1
«Развитие мелкой моторики рук».
История вопроса. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством»повышения работоспособности головного мозга.
Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. А ведь можно сделать все намного проще!
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
• Резать ножницами (желательно небольшого размера).
• Конструировать из бумаги.
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.
В чем ваш малыш преуспевает_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что требуют дополнительного внимания:___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Приложение 2
Массаж
«Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)
Этот пальчик дедушка…
Это пальчик я, Это вся моя семья.
Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.
Массаж прижимающий
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.
Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.
Шел медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге (безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил - (указательный)
Так подумал и пошел (большой)
Он на поиск диких пчел. (большой)
Все медведи сладкоежки, (указательный)
Любят, есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге (мизинец)
На этом массаж можно закончить.
После массажа очень хорошо использовать различные предметы.
Упражнения с мячом - ежиком
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Упражнения с прищепками
Левая рука 5 4 3 2
Вот проснулся, встал гусенок, 2 3 4 5
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука 5 4 3 2
-дай, хозяйка, корма мне 2 3 4 5
Раньше, чем моей родне!
Упражнение с грецким орехом
Вверх, вниз, вверх, вниз
Ты по горочке катись!
Вверх, вниз, вверх, вниз
Ты по пальчикам катись
(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)
Упражнения с пробками
Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки .
6) Упражнения с бигудями - липучками
Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.
«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь! »
Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...
Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
ОбесОбеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики рук у ребенка, как неотъемлемой части его жизни.печить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики рук ...
Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...
родительское собрание "развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
родительское собрание в младшей группе...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе
Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...