Развитие фонематического слуха у детей в игре
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Фонематический слух – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Развитие фонематического слуха у дошкольников является важнейшей предпосылкой обучения детей чтению, подготовкой к грамотному, правильному письму. Дети с хорошим фонематическим слухом рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи - фонемы. У других детей фонематический слух надо развивать, так как они не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом слова, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв). И является причиной их неуспеваемости.
Фонематический слух сам по себе не развивается, это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослых.
Для развития у ребёнка фонематического слуха используются различные игры и упражнения. Вот некоторые из них:
- Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других: сок, сок, сок, ток, сок;
коса, коса, лоза, коса;
гора, гора, гора, кора и т. д.
- Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь другой звук (ш-ш-с-ш); другой слог (га-га-га-ха; му-му-жу-му).
- Какое слово я произнесла (по звукам д.о.м; у.т.к.а).
- Назови первый звук в слове.
- Назови последний звук в слове.
- Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Т» (танк, мак, кот, утка, дом,
дым, тыква и т. д.).
- Назови слово на звук («М», «МЬ», «У», «Т» и т. д.).
- Определи место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
- Повтори за мной: па-ба-па ат-от-ут
та-та-да ут-ит-ат
са-за-ца ат-ат-ап
ча-тя-ща уп-ут-ут и т. д.
- Скажи наоборот:
та-та-та - тя-тя-тя
то-то-то - ……….
ту-ту-ту - ……….
ты-ты-ты - ……….
тэ-тэ-тэ - ……….. и т. д.
- Звуковая цепочка (утка – аист – ток – кошка - и т. д.).
- Назови гласные в словах (дом, пух, мак, кот, кит, утка, кофта и т. д.).
Проводить эти игры и упражнения можно не только дома, но и на улице. И не забывайте хвалить ребёнка за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
дидактические игры на развитие фонематического слуха для детей 4-7 лет
игры составлены в помощь педагогам...
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....
"Летом играй-слух развивай!"Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на летний период.
У детей с общим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в замен...