"Летом играй-слух развивай!"Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на летний период.
консультация по логопедии (средняя группа)
У детей с общим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет). Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период – лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком летом, чтобы осенью работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letom_igray-sluh_razvivay.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Летом играй, слух развивай!» Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на летний период
У детей с общим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).
Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения.
Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период – лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком летом, чтобы осенью работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.
Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематических процессов:
«Угадай что звучит»
Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.
Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.
В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).
Также показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).
«Жмурки»
Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.
«Постучим»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.
В словах, в речи есть свой ритмический рисунок.
Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем – повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.
«Исправь меня»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
Аналогично:
«Съедобное - несъедобное»
Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например:
Картошка. Ложка. Окрошка.
Апельсин. Блин. Мандарин.
Конфета. Котлета. Ракета.
«Саймон говорит»
Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).
Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»
«Глухой телефон»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Помните эту старую игру еще из детства. Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п. Внимание! Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!
Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.
«Попугайчики»
Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся – игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.
Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.
Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).
Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.
Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.
Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.
«Пары слов»
Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).
Игра «Поймай ошибку»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.
И еще - Учите стихи! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить.
Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.
Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку она никогда не надоест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР на летний период"
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего п...
Играя, развиваем! Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр
Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития....
Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....