дидактические игры на развитие фонематического слуха для детей 4-7 лет
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Караванова Ирина Анатольевна

игры составлены в помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_gruppa.doc82 КБ
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с «Светлячок»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

материал приготовила

учитель-логопед Караванова И.А.

г. Советский

С Р Е Д Н Я Я     Г Р У П П А

                        Цель:   Развитие слухового восприятия и речевого дыхания.

                                        Знакомство с термином «слово»

                                        Упражнять в умении интонировано

выделять звук в   слове

СЕНТЯБРЬ

ЦЕЛЬ:  РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

ВНИМАНИЕ: ИГРЫ НА ВЫРАБОТКУ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ ПРОВОДЯТСЯ КРАТКОВРЕМЕННО. ДЛИТЕЛЬНО ДУТЬ НЕЛЬЗЯ!

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

1. Чья бабочка дальше полетит?

Три бабочки из гофрированной бумаги

Вызываются трое детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «бабочка лети» дети дуют на свою бабочку, произнося: «Фу-у-у» - один раз. Чья бабочка улетит дальше – тот выиграл.

2. «Угадай, где стучит дятел?

Игрушка дятла или молоточек

Взрослый имитирует стук дятла клювом по дереву – то тихо, то громко. Ребенок должен отгадать где стучит дятел – близко или далеко

2

1. «Понюхай цветок»

Цветок

Детям предлагается понюхать цветок (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»). (Тихо, громко)

2. «На чем играл зайка?»

Ширма, заяц, барабан, дудочка, колокольчик, губная гармошка, молоточек, бубен и т.д.

Воспитатель показывает детям поочередно все музыкальные инструменты, показывает их звучание. Затем закрывает муз. Инструменты ширмой и играет на каком-нибудь одном инструменте и просит детей отгадать – что звучало?

3

1. «Подуем на бабочку»

Бабочка из бумаги на каждого ребенка

Воспитатель дает каждому ребенку по одной бабочке. Предлагает положить ее на ладонь и подуть: «Фу-у-у». упражнение повторить с перерывами 3-4 раза.

2. «Жмурки с колокольчиком»

Колокольчик, повязка на глаза

Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

4

«Улавливай шепот»

Речевой материал

Все дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит фамилию или имя того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.

ОКТЯБРЬ

ЦЕЛЬ: учить детей вслушиваться в звучание слов, вызвать интерес к слову, познакомить с термином «слово», упражнять в умении находить слова близкие по звучанию, умение измерять длительность слов.

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

«Доскажи словечко»

Речевой материал в книге занимательное «азбуковедение»  …..или в кабинете логопеда

Воспитатель читает четырехстишье недоговаривая последнее слово, которое должны договорить дети

2

«Подбери похожие слова»

Предметные картинки

Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки, зайки-майки и т.п. затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка(кошка, ножка, окошко и т.п.), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик)

3

«Поезд»

Игрушки: мишка, заяц, кукла, лиса, белка, матрешка

В разных местах комнаты расставляются игрушки. Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист (воспитатель), а дети – пассажиры. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станциях (около игрушки) поезд останавливается и машинист объявляет е. «Станция « Зайка», следующая станция «Мишка» и т.д. после того, как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются местами. Затем игрушки выставляются на стол. Детям предлагается назвать игрушки. Обращают внимание на то, что назвав игрушку, ребенок назвал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово «мишка», теперь скажи это слово громко, ласково»)

4

«Длинное или короткое слово?»

Лук, сок, черепаха, макароны, дом, Буратино, пол, великан

Воспитатель предлагает детям «измерить» слово ладошками. Ладони рук складываются перед грудью, начиная проговаривать слово – ладони раздвигаются до тех пор, пока не произнесется слово.

НОЯБРЬ

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗВУКОВ В СЛОВАХ, УЧИТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУКИ ИЗ СЛОВА, НАХОДИТЬ СЛОВА С НУЖНЫМ ЗВУКОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО», ПОКАЗАТЬ, ЧТО СЛОВА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

«Покатаем на машине»

Игрушки в названии которых есть звук «м» или «мь» и несколько игрушек, в названии которых нет этого звука, машинка с кузовом.

Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки. Затем берет любую игрушку громко и отчетливо проговаривает ее название и предлагает детям определить, есть ли звук «м» в слове. Ребенку правильно ответившему разрешается эту игрушку прокатить на машине. Примечание: произносить слова воспитатель должен протяжно, выделяя голосом звук «м» или «мь».

2

«Отбери предметы»

Игрушки и предметы в названии которых есть звук «кь», «к», а также другие игрушки в названии которых нет  этого звука

Воспитатель выставляет игрушки и предлагает назвать только те, в названии которых есть звук «к» или «кь».

Примечание: Воспитатель четко проговаривает слова, выделяя голосом звук «к» или «кь». Неправильные ответы разбираются всей группой.

3

«Что делает?»

Предметные картинки с изображением людей, выполняющих разные действия. Наборное полотно

Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает тот или иной человек. когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить что еще может делать человек? Если дети будут затрудняться, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить, плясать и т.д. воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать человек.

4

«Эхо»

Речевой материал

Ребенок поворачивается к играющим спиной. Воспитатель произносит разные слова с выделением одного звука, например: мммуха, Аааня, Ууутка, сссобака, ооослик и т.п. и просит произнести слово точно также, выделяя голосом звук.

ДЕКАБРЬ

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВСЛУШИВАТЬСЯ В ЗВУЧАНИЕ СЛОВ, ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ ПО ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

«Поезд и птичка»

Картинки с изображением поезда и птички

Воспитатель рассказывает детям историю, как ехал поезд через лес и его колеса стучали сердито: «Т-т-т-ттт». Услышала его песенку птица и захотела спеть также, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть-тьтьть».(дети повторяют звукосочетания по 2 раза). Итак, мальчики будут поездом, а девочки – птичками. Идет поезд, колеса стучат… Поет птичка… (дети произносят нужные звукосочетания) затем   дети меняются ролями.

2

«Пчелы»

Картинки с изображением улья, пчелы

Пчелы живут в ульях. Когда много пчел они гудят –з-з-з-ззз. (дети повторяют). Одна пчела поет ласково – зь-зь-зьзь…

Дети – пчелы. Пчелы летят на поляну с цветами и гудят –з-з-з. вот одна пчела полетела за медом: машет крылышками и поет – зь-зь-зь, затем следующая пчела и т.д. Набрали много меда и полетели в свой домик – улей: зь-зь-зь. Прилетели домой и громко загудели –з-з-з-ззз.

3

«Ветер – ветерок»

Воспитатель рассказывает детям, что сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит:» Ши-ши-ши» (дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки). Ветерок раскачивает травку и поет: «Ш-ш-ш» (дети присаживаются, раскачивают руками и тихо произносят звуки).

4

«Волшебные колокольчики»

Большой и маленький колокольчики

Колокольчики умеют петь разные песенки. Маленькие колокольчики звенят: «Динь-динь-динь»(дети повторяют), большие колокольчики звенят: «Дин-дин-дин» (повтор детей). Воспитатель делит детей на две группы – большие и маленькие колокольчики, которые встают друг против друга, а воспитатель дирижер, на какие колокольчики покажет, те и звенят.

ЯНВАРЬ

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВО ПО СЛОГАМ, ОБУЧЕНИЕ ПЛАВНОМУ ПОСЛОГОВОМУ ПРОГОВАРИВАНИЮ СЛОВА

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

«Будь внимательным»

Фланелеграф, картинки, кукла

У меня на фланелеграфе картинки «Вы с куклой будете их называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «маши» (показ на машину), а вы скажите «на», получится «машина». Слова для работы: па-роход, та-релка, вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, медве-жонок, е-жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо. (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком)

2

«Ленивый Мишка»

Лиса, вода, кофе, муха, машина, корова, синица, кубики.

Мишка ленится и плохо произносит слова. Давайте научим его говорить их по частям. Мишка, скажи: «Во-да» (Мишка произносит быстро, неотчетливо). Нет Мишка, ты сказал плохо. Сейчас дети тебя научат говорить слова по частям. Давайте хлопать на каждую часть слова: во-да ( 2 хлопка). Подобным образом дети проговаривают другие предметы

3

«Телеграф»

Речевой материал слов из 2-3 открытых слогов

Воспитатель предлагает детям поиграть в телеграф (объяснить смысл слова) Я буду называть слова, а вы будете передавать по очереди по телеграфу в другой город. Дети стоят в кругу, первые слова воспитатель произносит по слогам и сопровождает их хлопками. Слова: па-па, ма-ма, ка-ша, му-ха, ки-но и т.п.

4

«Прошагай слово»

Речевой материал: губы, рука, вата, сани, лиса, малина, самолет, сапоги

Воспитатель показывает детям новый способ проговорить слово и прошагать его. Сколько в слове частей столько и шагов.

ФЕВРАЛЬ

ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОДБИРАТЬ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОНЯТИЕ «СЛОВО»

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

«Закончи предложение»

Речевой материал

Воспитатель предлагает детям внимательно слушать предложения и самостоятельно договаривать их подбирая подходящие по смыслу слова. Например: Машину водит.. (водитель), на празднике у мальчика в руке…(флажок), в небе летит…(самолет), мама завязала дочке на шею …шарф и т.п.

2

«Вспомним разные слова»

Фишки-призы

Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить (придумать) какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, следующий ребенок говорит свое придуманное слово другому и т.д. нельзя повторять уже названные слова.

3

«Найди короткое слово»

Предметные картинки игрушки: лев, кот, тигр, дом, машина, Буратино, самолет, черепаха и др.

Воспитатель выставляет предметные картинки или игрушки, называют их. Затем воспитатель предлагает вспомнить как можно измерить слово ладонями (см. игру «Длинное или короткое слово? Октябрь 4 неделя) и отобрать только короткое слово

4

«Доскажи словечко»

Речевой материал (кабинет логопеда)

МАРТ

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИНТОНАЦИОННО ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК В СЛОВЕ, ПРОДОЛЖАТЬ ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОНЯТИЕ «СЛОВО»

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

«Подарки для Матрешки»

Предметные картинки в названии которых есть звук «м» и несколько картинок, в названии которых нет этого звука, матрешка

Воспитатель показывает предметные картинки детям, затем называет их, утрированно произнося звук «м». затем предлагает подарить Матрешке картинки со звуком «м». Примечание: предметные картинки, в названии которых звук «м» стоит в начале слова

2

«Угощаем Буратино»

Предметные картинки в названии которых первый звук «Б»,  игрушка Буратино

Воспитатель показывает детям предметные картинки с изображением продуктов, в названии которых звук «Б» стоит первым: батон, бублики, блины, банан, баклажаны, брусника, бутерброд, борщ и т.д.) и картинки,  в названии которых звук «Б» отсутствует: ананас, сосиска, котлета, салат, помидор, груши, сливы и т.д., и предлагает угостить Буратино только теми кушаньями, в названии которых первый звук «Б», прося детей интонационно голосом выделять звук «Б»

3

«Разные загадки кота Васятки»

Речевой материал (в кабинете логопеда) пособие Т.А. Ткаченко «Специальные символы»

Взрослый предлагает детям послушать стихотворения (загадки) и добавить в его конец подходящие по смыслу и рифме слово. Стихи прислал кот Васятка.

4

«Мяч не трогать иль поймать –  постарайтесь отгадать»

мяч

Детям предлагается ловить мяч, только если они услышат в слове звук «к» слова: кукла, капуста, кубик, бык, зонтик, капля, веник и др. Примечание: звук «к» воспитатель голосом интонационно выделяет.

АПРЕЛЬ

ЦЕЛЬ: ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИНТОНАЦИОННО ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК В СЛОВЕ

НЕДЕЛИ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД ИГРЫ

1

«Почтальон»

Предметные картинки в названии которых есть звук «н» или «нь», сумка

На столе у детей лежат предметные картинки (1-2) со звуком «н» или «нь» и без звука «н» или «нь». Воспитатель – почтальон собирает картинки письма в сумку только со звуком «н» или «нь». Ребенок должен выбрать картинку с нужным звуком. Примечание: звук «н» или «нь» интонационно выделяется голосом

2

«Живые звуки»

Речевой материал: с-о-к, д-о-м, м-а-к, л-у-к, н-о-с, п-у-х

Воспитатель приглашает трех детей и превращает их в звуки. Например: 1- ребенок – звук !с», 2 – ребенок – звук «о», 3 – ребенок – звук «к» и расставляет их в том же порядке, дети – звуки берутся за руки и по очереди называют свои звуки с-о-к, воспитатель у остальных детей спрашивает, какое получилось слово? Сок.

3

«Вспомни слова»

Мелкие игрушки

Воспитатель читает детям сказку с демонстрацией действий с игрушками. «Жил  ПетуХ, была у него хата. Пришла лиса и выгнала петуха из хаты. Взлетел петух на хату и кричит: «Идут охотники, хотят лису на мех извести». Струхнула лиса и убежала из хаты. Выделенные слова воспитатель интонационно выделяет голосом и в частности звук «х»). Затем просит  вспомнить какие звуки встречаются чаще всего в сказке и назвать их. Примечание: смысл слова «струхнула» - разобрать с детьми.

4

«Угощенье гостям»

Гости: Карлсон, Матрешка Маша, поросенок Паф, угощенья на звук «к», «м», «п», корзинка, фланелеграф.

Воспитатель представляет гостей – Карлсона, матрешку Машу, поросенка Пафа и предлагает им угощенье, но так, чтобы первый звук в его названии совпадал с таковым в имени гостя. Угощенье лежит в корзинке. Примечание: звук «м», «п», «к» - интонационно выделяется голосом.

МАЙ

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА, В ЗАТРУДНЕНИИ КОТОРЫХ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЛИ НАИБОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ. (НА УСМОТРЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ).



Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с «Светлячок»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

материал приготовила

учитель-логопед Караванова И.А.

г. Советский

СЕНТЯБРЬ

ЦЕЛЬ:  Развитие слухового восприятия

I неделя                                                        “Скажи что ты слышишь?”

 Предложить детям закрыть глаза и внимательно послушать и назвать, что они слышат вокруг себя.

II неделя                                                          “Будь внимательным”

 Оборудование: речевой материал, придуманный воспитателем. Воспитатель в медленном темпе                                       называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”).

III неделя                                                             “Доскажи словечко”

Оборудование: речевой материал в кабинете логопеда.

IV неделя                                                                     «Белиберда»

Оборудование: речевой материал слов имеющих смысл и не имеющих его (крамс, брам, врен и т.п.)

Воспитатель называет вразнобой слова, имеющие смысл (сумка, стол, ковер, школа); слова не существующие и предлагает детям определить есть такие слова в жизни или нет.

ОКТЯБРЬ

ЦЕЛЬ: Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в дифференциации на слух          и в произношении свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж)

I неделя                                                   “Разложи картинки мишке и снеговику и определи, где стоит звук”

 (дифференциация звуков “с”,”и”,”ш” и определение позиции звука)

Оборудование: игрушки мишки и снеговика, предметные картинки, в названиях есть звуки “с”, “и”, “ш”., полоски – схемы, изображающие позицию звука в слове.

II неделя                                                  “Разложи картинки жуку и комарику и определи, где стоит звук”

(дифференциация звуков “з”,”и”,”ж” и определение позиции звука)

 Оборудование: игрушки или картинки с изображением жука и комарика, предметные картинки со звуком “з”, “и”, “ж”, полоски-схемыизображающие позицию звука в слове.

III неделя                                                             “Кто быстрее соберет вещи в чемодан”

(дифференциация звуков “с”,”ш”, игра в кабинете логопеда)

Оборудование: два плоскостных чемодана, предметные картинки, в названии которых есть звуки “с”,”ш”.

IV неделя                                                                     «Зоопарк»

Цель: дифференциация звуков «з», «ж»

Оборудование: фланелеграф, животные со звуками «з», «и», «ж».

НОЯБРЬ

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различии звуков по звонкости-глухости (на слух с-з, ш-ж, т-д, к-г.

I неделя                                                   “Кто в домике живет”

 (различие “с”-“з”)

Оборудование: два плоскостных домика, на одном из которых нарисован колокольчик, предметные картинки со звуками “с” и “з”.

II неделя                                                  “Кто в домике живет”

(различие “ш”-“ж”)

 Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками “ш” и “з”

III неделя                                                    “Кто в домике живет”

(различие “т”-“д”)

Оборудование: два плоскостных домика,предметные картинки со звуками “т” – “д”

IV неделя                                                       «Кто в домике живет»

(различие звуков “к”-“г”)

Оборудование: два плоскостных домика, предметные картинки со звуками «к» – «г».

ДЕКАБРЬ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове.

I неделя                                                   “Кто больше назовет слов на звук…”

 Оборудование: разноцветные фишки, которые раздаются за правильный ответ.

II неделя                                                  “Неделя Какой звук есть во всех словах и где он стоит в слове”

 Оборудование: полоски-схемы, изображающие позицию звука в слове,фишки.

Рекомендуемые слова: “С” – сани, сом, нос, носки; “З” – зуб, музыка, коза; “Ш” – кошка, шуба, мышь; “Ж” – жук, художник, жираф, жаба; “Щ” – щетка, щипцы, ящик, плащ.

III неделя                                                    “Придумай слово со звуком”

“д” и “дъ”

Оборудование: схемы-полоски, фанты.

IV неделя                                                       «Придумай слово на «т» и «тъ»

Оборудование: схемы-полоски, фанты.

ЯНВАРЬ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей придумывать слова с заданным звуком

I неделя                                                   “Художники”

 Оборудование: доска, мел, фишки

Предложить детям нарисовать дом. Воспитатель мелом рисует стены, потолок. А дети должны дорисовать те части, дома, в названии которых есть звуки “р” и “ръ” (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог,чердак, чердачное окно.

  • из какого материала будет построен наш дом? (деревянный или кирпичный)
  • в какой цвет он будет покрашен? (серый, красный, коричневый, оранжевый, розовый).

II неделя                                                  “Художники”  (продолжение)

 Оборудование: доска, мел, фишки

Дети вспоминают какой дом они рисовали и получают новое задание: назовите предметы и мебель со звуками “р” “ръ”, которые могут быть дома. (шифоньер, сервант, телевизор, торшер, проигрыватель и т.д.)

III неделя                                                    “Построим дом”(продолжение игры «художники»)

Оборудование: фишки

Задание детям: 1. Кто может жить в доме со звуками “р” и “ръ”: родители, ребята.

                           2. Что мы нарисуем около дома? (деревья: береза; Кустарники: рябина, черемуха, смородина, крыжовник, сирень и т.д.  

                           3. Цветы: астра, георгин, роза и т.д.

IV неделя                                                       «Построим дом» (закрепление)

Оборудование: фишки

Задание: 1. Какие птицы прилетели к дому со звуками «р» и «ръ»?

                2. Какие животные со звуками «р» и «ръ» могут жить в домике?

ФЕВРАЛЬ

ЦЕЛЬ: Научить детей делить двухсложные, трехсложные слова на слоги (части). Произносить четко и медленно. Произносить каждый слог отдельно, показать детям последовательное звучание слогов в слове. Научить самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в трехсложные

I неделя                                                                                    “Отхлопай слово”

Деление слов, состоящих из двух открытых слогов и называние первого слога

Оборудование: предметные картинки (рыба, луна, коса, лиса, ваза, шуба, мама и другие).

II неделя                                                                           “Дирижер”  

Деление слов, состоящих из трех открытых слогов (проговаривая слово, на каждый слог выполняется движение рукой “дирижирования”)

 Оборудование: предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)

III неделя                                                    “Построим пирамиду”

Деление слов, состоящих из двух, трех и одного слогов.

Оборудование: предметные картинки (сом, дом, рак, лев, лук, жук, сыр. Рысь. Гусь. Шар, мак, мяч и слова, состоящие из двух и трех слогов (игра в кабинете логопеда).

IV неделя                             «Измени слово» (преобразование слов, состоящих из одного, из двух слогов в трехсложные)

Оборудование: предметные картинки кот-котик-котище; лук-лучок-луковка-луковица; пес-песик-собака; жук-жучок-жучище; шар-шарик-шарище; дом-домик-домище; мак-маки; лиса-лисенок; белка-бельчонок; ежик-ежата и т.д. (игра в кабинете логопеда).

МАРТ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей преобразовывать слова, состоящие из одного слога в слова двухсложные и трехсложные. Упражнять детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков (трех)

I неделя                                                                                    “Измени слово”

Оборудование: плоскостный телевизор, предметные картинки.

Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах-названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово . если оно будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет (рекомендуемые слова: кот, мак, шар, рак, ком).  

II неделя                                                                           “Включи телевизор” (звуковой синтез)  

 Оборудование: предметные картинки (курица, машина, корова, синица, собака, ворона, сапоги, малина и др.)

III неделя                                                                                “Включи телевизор”

Оборудование: плоскостный телевизор, предметные картинки (рекомендуемые слова: каша, рыба, лиса, сани и т.д.)

IV неделя                                                                                   «Собери слово»

Оборудование: карточки с наклеенными 3-4 предметными картинками.

На карточках дети определяют первый звук в словах и составляют из них получившееся слово. Если правильно составил слово, на обратной стороне карточки он увидит картинку-отгадку (игра в кабинете логопеда)

АПРЕЛЬ

ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов. Продолжать учить детей в определении первого звука в словах и составлении слов из выделенных звуков.

I неделя                                                                                    “Построим пирамиду” (деление на слоги)

Оборудование: дом-пирамида, предметные картинки,в названии которых от одного до трех слогов. (Игра в кабинете логопеда).  

II неделя                                                                           “Как их зовут?” (звуковой синтез)  

 Оборудование: телевизор, картинки с изображением девочки и мальчика, предметные картинки.

III неделя                                                                                “Цветочный магазин» (деление на слоги)

Оборудование: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов, наборное полотно (игра в кабинете логопеда).

IV неделя                                                                                   «Отгадай мое слово» (звуковой синтез)

Оборудование: речевой материал: с-о-м, к-о-т, м-у-х-а, р-у-к-а, р-у-ч-к-а, м-о-ш-к-а и т.п.

Воспитатель называет детям слово, произнося звуки отрывисто, с небольшими паузами.

МАЙ

ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать предложения, состоящие из 2-3 слов (по игрушкам, сюжетным картинкам) умение делить предложение на слова, называть первое, второе, третье слово. Графически записывать предложение.

I неделя                                                                                    “Придумай предложение” (по игрушке)

Оборудование: игрушка, схемы предложений.

II неделя                                                                           “Придумай предложение” (по игрушке)  

 Оборудование: игрушка, схемы предложений.

III неделя                                 “Придумывание предложений по предложенным схемам» (по сюжетной картинке)

Оборудование: фланелеграф, доска, мел, готовая схема предложения, состоящая из 3-4 слов.

IV неделя                                      «Составление небольшого рассказа по картинке» (по сюжетной картинке)

Оборудование: несложная сюжетная картинка, тетради, карандаши.



Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с «Светлячок»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

(ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

материал приготовила

учитель-логопед Караванова И.А.

г. Советский

Октябрь

Цель: Упражнять детей в придумывании слов, закреплять понятие « слово».

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Доскажи словечко»

Речевой материал

В. Волина « Игра в рифмы»

Воспитатель читает стихотворный текст, не договаривая последнее слово, которое должны проговорить дети хором или по – одному.

II

« Бусы из слов»

Фланелеграф, прямоугольные полоски – схемы слов

Воспитатель показывает прямоугольные полоски – символы слов и предлагает сделать бусы из слов на фланелеграфе. Дети придумывают разные слова, которые выкладывают на фланелеграфе в виде бус.

Примечание: желательно рассмотреть бусы, рассказать, что бусы состоят из бусинок, и что из разных слов можно сделать бусы.

III

« Паучок плетет паутину»

Фланелеграф, изображение паучка, фишки – символы слов

Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение паучка и рассказывает, что этот волшебный паучок может плести паутину не только из своей слюны, делая прочные ниточки, но и из слов. По дороге к вам он забыл все слова и просит помочь ему. Каждое придуманное слово ребенок отмечает фишкой. Слова выкладываются вокруг паучка в виде паутины.

IV

« Кто больше придумает слов?»

Фишки – символы слов, фишки - призы

Воспитатель предлагает детям придумывать слова либо на какую – нибудь тему, или по какому – нибудь конкретному слову, раскрывающему признак данного слова, или действие данного слова. Например:« Придумайте слова , обозначающие животных или мебель( овощи, ягоды и т.д) , « Придумайте слова, которые обозначают действия предмета, т.е., что может делать тот или иной предмет или животное», « Какой предмет? ( или животное)?». За правильный ответ ребенок получает фишку.

Ноябрь

Цель: развивать умение слышать в речи взрослого часто встречающийся звук, называть слова с заданным звуком, закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Внимательные ушки»

Речевой материал (кабинет логопеда)

Воспитатель читает детям небольшой стихотворный отрывок, насыщенный каким – либо звуком. Например:

« Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.» Звук «с» – интонационно выделяет голосом, после прочтения стихотворения предлагает детям назвать звук, который часто звучал в стихотворении и назвать слова с этим звуком.

II

« Магазин игрушек»

Большинство игрушек в названии которых есть буква «м» и другие игрушки, в названии которых нет звука «м»

Воспитатель в начале берет на себя роль продавца и продает игрушки только со звуком «м». Если ребенок хочет купить игрушку и называет неправильно ее неправильно, то неправильный ответ разбирается, выясняется, что в слове нет звука «м».

Примечание:звук «м» интонационно выделяется голосом, тоже требовать и от детей.

III

« Помоги щенку найти слова со звуком «щ»»

Предметные картинки, в названии которых  есть звук «щ», и в названии которых этого звука нет, игрушка щенка

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки( или предметные картинки) и помочь Щенку отобрать картинки, в названии которых есть звук «щ».

Примечание: звук «щ» интонационно выделяется голосом воспитателем и детьми. Неправильные ответы разбираются.

IV

« Скажи  слово как я»

Предметные картинки: аист, ананас, арбуз, автобус, ослик, овощи, обувь, утка, удочка, утюг, индюк, игла, игрушки, наборное полотно

Воспитатель с детьми рассматривает картинки, рабирают незнакомые слова. Затем воспитатель громко проговаривает слово  и длительно произносит первый звук в слове( аааарбуз), требуя от детей такого же повтора.

 

Усложнение: Можно спросить: « Какой звук ты долго произносил(тянул)» Закрепление термина слова «гласный звук»

Декабрь

Цель: закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Определи первый звук в слове»

Карточки с предметными картинками. На карточке по 6 предметных картинок, серые фишки

Г.С. Швайко  « Игры и игровые упражнения для развития речи »

II

« Какой звук упал на ладошку?»

Речевой материал: кот, карандаш, крот, кошелек, кровать, нос, пух, суп, кубик

Воспитатель подставляет ладошку к подбородку и проговаривает слово, голосом выделив последний звук. Предлагает детям повторить тоже самое. Звук как будто «падает» на ладонь. Дети должны угадать, какой звук «упал» на ладонь? Затем громко его называют.

Закрепление термина « согласный звук».

III

« Какой звук убежал в «хвостик»  слова?»

Речевой материал.

( Последний звук интонационно выделяется голосом)

Воспитатель называет громко и четко слово, интонацией выделяет последний звук, а дети определяют его.

Закрепление термина « согласный звук».

IV

« Цепочка слов»

Предметные картинки

( игра в кабинете логопеда) комплект №1

Г. С. Швайко « Игры и игровые упражнения для развития речи»

Январь

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, продолжать учить детей различать на слух и в произношении звуки по твердости – мягкости.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Цепочка слов »

Предметные картинки(игра в кабинете логопеда) комплект №2

Г.С. Швайко  « Игры и игровые упражнения для развития речи»

II

« Кто в домике живет?»

Два плоскостных домика: синего и зеленого цветов, предметные картинки  в названии которых есть любые парные звуки по твердости – мягкости( п – пь, т – ть)

Воспитатель с детьми рассматривают предметные картинки, называют их, определяют первый звук в словах и дают характеристику звука – твердый или мягкий согласный. В домик синего цвета – символа согласных твердых звуков – заселяют слова с согласным твердым звуком, а в зеленый домик – слова с первым согласным мягким звуком.

III

« Кто в домике живет?»

Два плоскостных домика: синего и зеленого цветов, предметные картинки, в названии которых есть первые парные звуки по твердости( к – кь, м – мь)

Ход игры напечатан выше.

IV

« Цепочка слов»

Предметные картинки(комплект №3 в кабинете логопеда) или речевой материал

Описание игры с речевым материалом(т.е. без предметных картинок).

Воспитатель называет слово, а дети должны продолжить «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: шар – рак –кот – танк и т.д. Последний звук слегка выделяется голосом.

Февраль

Цель: учить детей делить слова на слоги( части), придумывать слова на заданный слог.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Отгадай мое слово»

Предметные картинки с изображением отгадываемых слов

Воспитатель говорит: « Я задумала слово, которое начинается со слога «ка». Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу в конце игры. » Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов. Угадав слово – воспитатель показывает картинку.

II

« Малыш»

Предметные картинки

Малыш еще только учится говорить. Он не выговаривает слово целиком, а произносит первые два звука. Показывая на куклу, он говорит – ку -, выпрашивая ложку, он говорит –ло-. Воспитатель говорит, что она будет малышом , называть только часть слова, а дети отгадывать, что она хочет сказать. Затем можно поменяться ролями.

III

« Отхлопай слово»

Предметные картинки слов, состоящих из 2 или 3х открытых слогов ( ма-ши-на, ка-ша, ли-са, ма – ли –на, па-на-ма, ру – ка,са-ни, ко-фе и т.п.),  схемы слоговых домиков

В начале рассматриваются предметные картинки, разбираются непонятные слова, выясняется смысл непонятных слов. Затем воспитатель предлагает детям проговорить слово лиса медленно, по частям, каждую сказанную часть слова прохлопать. Подсчитываются хлопки, (2 раза хлопнули ладошки – значит две части), затем называется каждая часть слова отдельно.

IV

« Дирижер»

Предметные картинки, игрушки, слова которых состоят из 2х, 3х открытых слогов.

Воспитатель с детьми вспоминают разные профессии. Выясняют чем занимается дирижер. Затем воспитатель берет роль дирижера на себя и показывает, как можно продирижировать слово. На каждый слог выполняется движение рукой, сколько слогов в слове – столько и движений руки.

Март

Цель: продолжать учить детей различать звуки по твердости – мягкости, закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему  качественную характеристику, развивать умение составлять слова по названным звукам.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Назови пару»

мяч

Игра проводится с мячом. Дети стоят в круг, воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука( согласный мягкий звук) и перебрасывает мяч воспитателю. После того, как будет названо несколько пар звуков( б-бь,п-пь,м-мь,к-кь,в-вь, и т.д) задание в игре меняется: воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети в ответ – твердый согласный звук.

II

« Назови первый звук»

Фишки синего и зеленого цветов, предметные картинки, в названии которых встречаются первые звуки согласные мягкие и согласные твердые.

Воспитатель показывает детям картинку, называет ее,  голосом слегка выделяя первый звук, затем просит одного ребенка назвать первый звук и определить его –согласный твердый или согласный мягкий.

III

«Отгадай мое слово»

Речевой материал

Воспитатель предлагает детям поиграть со звуками. Звуки – озорники, не хотят вставать в слова, их нужно «собрать» в слово. Воспитатель проговаривает слово ( из 3 звуков), называя каждый звук с небольшими паузами, адети должны его отгадать. Например: к – о – т, с-у- п, н – о – с и т.д.. Если отгадают слово, то можно показать игрушки или предметные картинки.

IV

« Чудесный мешочек»

Красивый мешочек с игрушками

Ход игры тот же. Воспитатель загадывает слово, называя звуки отрывисто с паузами, если дети отгадывают слово, воспитатель « дарит» ребенку игрушку.

Примечание: речевой материал усложняется – слова состоят из  четырех звуков: м – у – х а, р – ы – б - а» 

Апрель

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, выполнять слоговой анализ слов, закреплять умение различать согласные твердые и мягкие звуки. Упражнять детей в словоизменении.

Недели

Название игры

Оборудование

                                           Ход игры

I

« Поищи слово»

Речевой материал

Воспитатель рассказывает детям, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное  разделить на слоги. Например:=, давайте найдем слово, которое спряталось в слове песок( пе – сок), рыбак,кулак,фасоль, Борис, пирог, король.

II

« Живые слоги»

Речевой материал

Воспитатель приглашает двух детей к доске. Дает каждому ребенку какой – нибудь слог, чтобы из сложившихся  слогов получилось слово. Например: первый ребенок будет слогом «Ва», а второй слогом «ЗА», затем слоги проговариваются с небольшими паузами – Ва – за и предлагается детям отгадать получившееся слово.

III

« Твердый или мягкий »

Фишки синего и зеленого цветов

Воспитатель вразбивку называет твердые и мягкие согласные звуки. А дети должны поднять соответствующую фишку.

IV

«  Измени слово »

Карточки с предметными картинками, под которыми изображены слоговые схемы от одного до трех или четырех (игра в кабинете логопеда)

Дети рассматривают на карточках изображенные картинки и слоговые схемы, расположенные под картинками. Проговаривают изображенное слово, определяют количество слогов ( частей), затем изменяют слово так, чтобы количество слогов увеличилось от двух до трех, четырех. Например: кот – ко – тик, ко – ти – ще, сом – со – мик,со – ми –ще и т.д.

М А Й

  Повторение игр, которые вызвали наибольшие затруднения в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Составь и прочитай слово"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей  старшего дошкольного возраста"Составь и прочитай слово"" Разработала воспитатель высшей квалифика...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Клоуны - жонглёры"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Клоуны - жонглёры"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "ПомогиДеду Морозу и Снегурочке нарядить ёлочку""

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"Помоги Деду Морозу и Снегурочке нарядить ёлочку" Разработала воспитатель высше...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Аквариум"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Аквариум".Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонс...

Интерактитвная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Звуковые улитки"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Звуковые улитки".Разработала Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель  МБДОУ...