Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attachments_a.pelixowa2014yandex.ru_2023-01-25_20-21-16.zip | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №210 «Ладушки» городского округа Тольятти
Консультация для педагогов:
«Как развивать фонематический слух?» -
развитие фонематического слуха у детей с ТНР
в процессе игровой деятельности.
Фонематический слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.
Давайте посмотрим, как развивается фонематический слух, и что мы можем сделать, чтобы «подстегнуть» его развитие.
Как происходит развитие фонематического слуха?
Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому с самого рождения старайтесь как можно чаще разговаривать со своим ребенком, читать ему стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки.
Сенситивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако, он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 — 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.
Как заниматься развитием фонематического слуха
Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно разделить на несколько этапов. Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.
1 этап – узнавание неречевых звуков
Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
Игра «Что звучало?» На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, дудочка, барабан и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса
Громко – тихо
Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу
С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.
Выбери нужное
Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:
крыша – крыса; тачка – точка; удочка – уточка; коза – коса; ком – дом; лак – рак; ложки – рожки; мука – рука; тень – день; башня – пашня и так далее.
Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревновательности: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.
Хлопни, когда верно
Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.
4 этап – различение слогов
Стоп–слоги
Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».
Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».
5 этап – различение звуков
Создаем звуки
Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж»), тигра («ррр»), сильный ветер («ууу»), пулемет («ддд») и так далее. Придумайте, кто или что может издавать такие звуки: «ннн», «кккк», «иии» и так далее.
Ищем звук
Настольная дидактическая игра «Логопедическая ромашка»
Кружочки-центры ромашек с буквами С, З, Ш, Ж, Л, Р и карточки в форме лепестков. На них- картинки на данные звуки. Центры ромашек разложить на столе лицом вверх. Карточки-лепестки перемешать и положить лицом вниз. Ребёнок берёт лепесток, называет картинку и кладёт свой лепесток к соответствующей сердцевине образуя ромашку.
6 этап – освоение элементарного звукового анализа
Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.
Непослушные звуки
Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква. Например, буква М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.
Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»
Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.
Подготовила учитель-логопед: Пелихова А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В материале консультации рассказывается о развитии математических способностей детей через игровую деятельность в детском саду, даны рекомендации родителям, что можно делать с ребенком дома....
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
"Развитие речи ребёнка с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности"
Консультация для родителей...
Развитие речи у ребенка раннего возраста в процессе игровой деятельности
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоров...
Развитие речи у ребенка раннего возраста в процессе игровой деятельности
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...