Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцированной работе с гиперактивными детьми
статья (старшая группа) по теме
Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики - гиперактивные дети, отличающиеся сверстников тем, что они двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе. Слишком шумные , беспокойный, эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а "заразившись " ею, быстро остывают и вновь начинают проявлять двигательное беспокойство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shustriki.docx | 21.53 КБ |
shustriki.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети , отличающиеся от остальных сверстников тем, что они двигательно расторможенные , всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе . Слишком шумные , беспокойные , эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности , предлагаемой взрослым , а « заразившись » ею , быстро остывают и вновь начинают проявлять двигательное беспокойство.
Нередко в категорию «шустриков» попадают и дети с преобладающим холерическим типом темперамента .Однако следует учитывать : холерики , сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности , способны упорядоченно , длительно , самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера , в то время как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого , цель которого – переключать их на спокойные виды игр.
Основное назначение подвижных игр , используемых в дифференцирован-ной работе с « шустриками», - создание условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом , предупреждение и снятие двигательного беспокойства , формирование умения точно выполнять задания взрослого , развитие слухового (зрительного ) внимания. С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал например « Найди и промолчи», « Тише едешь – дальше будешь» , « Со вьюном я хожу», а также индивидуальные коррекционные игры и упражнения ,способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга ( успокаивающие и расслабляющие игры типа « Шалтай- балтай» , « На морском берегу», « Волшебный цветок», «Разговор рку», « Раскопай ладошку».)
Особое место могут занять игры , которые развивают координацию движений , чувство равновесия , тонкую моторику рук (например, « Веревочные игры », « Пройди по лабиринту , не задень колокольчики !», « Кто быстрее заберется по лесенке – трапу и позвонит в бубенчик?», « Дракон кусает свой хвост», « Закати шарик в лунку ! » с использованием ножного балансира)
Организуя коллективные игры со всей группой на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных , умеющих удерживать и выполнять договорное правило , а затем главные роли доверяют « шустрикам», так как они не боятся новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие быстроты и ловкости . В свою подборку мы постарались включить игры с изменением характера двигательной деятельности отдельных игроков : например, в игре « Стань первым !» все участники идут по кругу в колонне по одному , а « шустрик » по команде взрослого должен обогнать «бегом» всю колонну и возглавить движение остальных игроков.
Другая группа « особых» воспитанников более удобна для педагогов и родителей. Это так называемые мямлики – тревожные , легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени даже обладая прекрасными изобразительными или исполнительскими способностями , предпочитая одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за дея-тельностью других , более раскрепощенных сверстников .
В условиях пребывания в дошкольном учреждении медлительные дети зачастую не успевают уложиться во временные рамки , отведенные для выполнения той или иной деятельности ( доесть обед, одеться на прогулку, нарисовать что-нибудь, победить в эстафете), другие дети постоянно вынуждены их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов в детском коллективе. Взрослые , у которых они вызывают раздражение , то и дело бранят и наказывают их , а сверстники не очень охотно принимают таких детей в игре . Вместе с тем именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность , в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.
Для «мямликов »будут весьма полезны релаксационные упражнения : они не только способствуют снятию мышечных зажимов , но и позволяют установить эмоционально положительные , доверительные отношения со взрослым и детьми ( « Сосулька», « Заводные игрушки », « Цветик – семицветик», « Морская волна»)
С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движений ( « Поймай комара !», « Удочка», « Выше ножки от земли !», « До-гони мяч!», « Поймай солнечный зайчик !» и др )
При взаимодействии с «мямликами » очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр ; педагогу желательно время от времени подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности , периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий поддерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности. ( клюшки, мячи, вертушки, ловушки ветра , воздушные шары, лыжи, обручи, скутеры, велосипеды и др )
Педагог – исследователь М.А. Рунова , уделяющая изучению этой проблемы немало внимания , отмечает , что при организации игр и упражнений с использованием полосы препятствий также весьма важно учитывать уровень двигательной активности дошкольников . Гиперподвижным детям М .А. Рунова рекомендует давать более высокую физическую нагрузку чем малоподвижным . Эти дети могут преодолевать полосу препятствий ( общий длительностью 10-12 минут при 5-8 повторениях) в теплое время года в прямом и обратном направлении. Малоподвижные дети в начале учебного года преодолевают полосу препятствий лишь в одном направлении ( 1-2 раза туда и обратно). Продолжительность упражнений полосе препятствии для этих детей может составлять не более 10 минут.
Проведенное практическое исследование подтвердило: подвижные игры с различным двигательным содержанием позволяют педагогам регулировать активность детей, удовлетворяя их генетически обусловленную потребность в движении . Мы полагаем, что подвижные игры с разным двигательным содержанием удобно использовать в совместной деятельности педагога с детьми в утренний отрезок времени ( до завтрака , вечером, после полдника и на прогулке). Здесь удобно объединять детей в группе по преобладающим типам высшей нервной деятельности и предлагать им определенные игровые задания. Подобранные нами игры можно также использовать и со всей группой детей , регулируя общий эмоциональный фон группы : повышая его за счет использования игр с высокой двигательной активностью или понижая успокаивая детей. Количество повторов одной игры и ее длительность зависят от интереса к ней детей, но существует негласное правила : лучше закончить игру немного раньше , чем позже . На практике это правило действует следующем образом : педагог заканчивает игру тогда когда она еще интересна большинству участников , не дожидаясь, пока половина игроков разбежится . В ходе наблюдений мы выделили систему педагогических мер , способствующих удовлетворению потребности в движении детей с различными исходными уровнями двигательной активности.
Предварительный просмотр:
Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети , отличающиеся от остальных сверстников тем, что они двигательно расторможенные , всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе . Слишком шумные , беспокойные , эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности , предлагаемой взрослым , а « заразившись » ею , быстро остывают и вновь начинают проявлять двигательное беспокойство.
Нередко в категорию «шустриков» попадают и дети с преобладающим холерическим типом темперамента .Однако следует учитывать : холерики , сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности , способны упорядоченно , длительно , самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера , в то время как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого , цель которого – переключать их на спокойные виды игр.
Основное назначение подвижных игр , используемых в дифференцирован-ной работе с « шустриками», - создание условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом , предупреждение и снятие двигательного беспокойства , формирование умения точно выполнять задания взрослого , развитие слухового (зрительного ) внимания. С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал например « Найди и промолчи», « Тише едешь – дальше будешь» , « Со вьюном я хожу», а также индивидуальные коррекционные игры и упражнения ,способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга ( успокаивающие и расслабляющие игры типа « Шалтай- балтай» , « На морском берегу», « Волшебный цветок», «Разговор рку», « Раскопай ладошку».)
Особое место могут занять игры , которые развивают координацию движений , чувство равновесия , тонкую моторику рук (например, « Веревочные игры », « Пройди по лабиринту , не задень колокольчики !», « Кто быстрее заберется по лесенке – трапу и позвонит в бубенчик?», « Дракон кусает свой хвост», « Закати шарик в лунку ! » с использованием ножного балансира)
Организуя коллективные игры со всей группой на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных , умеющих удерживать и выполнять договорное правило , а затем главные роли доверяют « шустрикам», так как они не боятся новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие быстроты и ловкости . В свою подборку мы постарались включить игры с изменением характера двигательной деятельности отдельных игроков : например, в игре « Стань первым !» все участники идут по кругу в колонне по одному , а « шустрик » по команде взрослого должен обогнать «бегом» всю колонну и возглавить движение остальных игроков.
Другая группа « особых» воспитанников более удобна для педагогов и родителей. Это так называемые мямлики – тревожные , легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени даже обладая прекрасными изобразительными или исполнительскими способностями , предпочитая одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за дея-тельностью других , более раскрепощенных сверстников .
В условиях пребывания в дошкольном учреждении медлительные дети зачастую не успевают уложиться во временные рамки , отведенные для выполнения той или иной деятельности ( доесть обед, одеться на прогулку, нарисовать что-нибудь, победить в эстафете), другие дети постоянно вынуждены их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов в детском коллективе. Взрослые , у которых они вызывают раздражение , то и дело бранят и наказывают их , а сверстники не очень охотно принимают таких детей в игре . Вместе с тем именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность , в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.
Для «мямликов »будут весьма полезны релаксационные упражнения : они не только способствуют снятию мышечных зажимов , но и позволяют установить эмоционально положительные , доверительные отношения со взрослым и детьми ( « Сосулька», « Заводные игрушки », « Цветик – семицветик», « Морская волна»)
С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движений ( « Поймай комара !», « Удочка», « Выше ножки от земли !», « До-гони мяч!», « Поймай солнечный зайчик !» и др )
При взаимодействии с «мямликами » очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр ; педагогу желательно время от времени подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности , периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий поддерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности. ( клюшки, мячи, вертушки, ловушки ветра , воздушные шары, лыжи, обручи, скутеры, велосипеды и др )
Педагог – исследователь М.А. Рунова , уделяющая изучению этой проблемы немало внимания , отмечает , что при организации игр и упражнений с использованием полосы препятствий также весьма важно учитывать уровень двигательной активности дошкольников . Гиперподвижным детям М .А. Рунова рекомендует давать более высокую физическую нагрузку чем малоподвижным . Эти дети могут преодолевать полосу препятствий ( общий длительностью 10-12 минут при 5-8 повторениях) в теплое время года в прямом и обратном направлении. Малоподвижные дети в начале учебного года преодолевают полосу препятствий лишь в одном направлении ( 1-2 раза туда и обратно). Продолжительность упражнений полосе препятствии для этих детей может составлять не более 10 минут.
Проведенное практическое исследование подтвердило: подвижные игры с различным двигательным содержанием позволяют педагогам регулировать активность детей, удовлетворяя их генетически обусловленную потребность в движении . Мы полагаем, что подвижные игры с разным двигательным содержанием удобно использовать в совместной деятельности педагога с детьми в утренний отрезок времени ( до завтрака , вечером, после полдника и на прогулке). Здесь удобно объединять детей в группе по преобладающим типам высшей нервной деятельности и предлагать им определенные игровые задания. Подобранные нами игры можно также использовать и со всей группой детей , регулируя общий эмоциональный фон группы : повышая его за счет использования игр с высокой двигательной активностью или понижая успокаивая детей. Количество повторов одной игры и ее длительность зависят от интереса к ней детей, но существует негласное правила : лучше закончить игру немного раньше , чем позже . На практике это правило действует следующем образом : педагог заканчивает игру тогда когда она еще интересна большинству участников , не дожидаясь, пока половина игроков разбежится . В ходе наблюдений мы выделили систему педагогических мер , способствующих удовлетворению потребности в движении детей с различными исходными уровнями двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов
Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...
Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей
Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей...
План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.
Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....
Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...
Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Основные принципы и подходы
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и ...