Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Основные принципы и подходы
консультация по коррекционной педагогике
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными. В материале раскрыты основные подходы в коррекции поведения гиперактивных детей, представлены практические способы взаимодействия педагога и ребенка, игры на преодолениеи поведенческих нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_giperaktivnye_deti.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 "Аистёнок" Старооскольского городского округа
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Основные принципы и подходы
Быковская В.Н.,
воспитатель
Прежде всего необходимо отметить, что эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми зависит от взаимодействия всех специалистов ДОУ: педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Комплексный характер помощи детям с СДВГ включает:
- консультирование родителей;
- педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;
- обеспечение развития двигательных функций ребенка;
- психологическую помощь;
- медикаментозную поддержку (при необходимости).
Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо понимать, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, невнимательность, импульсивность в поступках и в выражении чувств - это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.
Первое, что необходимо сделать педагогу - это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьёз, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.
Гармоничные отношения со взрослыми-родителями, воспитателями - являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.
Основные принципы и подходы к работе с гиперактивными детьми.
- Рациональная организация режима дня и деятельности
Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце.
- Тренировка одной функции
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Поэтому, сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, для того, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, взрослые должны постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. В другой раз, в подходящей ситуации, можно будет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.
- Разделение занятия на короткие периоды
Воспитателям в группе, где есть гиперактивные дети можно разделять каждое занятие на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
- Необычность поведения педагога
Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.
- Ситуация успеха (повышение самооценки)
Гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить познавательную мотивацию). Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым вопросам.
- Работа под контролем взрослого
Такой ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
- Тактильный контакт
С этой целью, можно посадить ребенка рядом с воспитателем. Педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.
- Подготовка ребенка к смене рода деятельности на занятии
Взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Воспитатель за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».
Договариваться с гиперактивным ребенком о тех или иных действиях заранее необходимо в любой подходящей ситуации, которая возникает в повседневной жизни. И неоценимую помощь в этом способны оказать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Введение правил, инструкций
Желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям. Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.
- Поощрения и наказания
Система поощрений и наказаний для гиперактивных детей, должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной.
- Моментальное поощрение ребенка
Необходимо учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения, который мы используем в своей группе это звёздочки-наклейки.
- Учебная нагрузка и переключение внимания на разные виды деятельности с возможностью предоставления ребенку права выбора
Нагрузка гиперактивного ребенка должна соответствовать его возможностям.
- Хладнокровие педагога
Требование к хладнокровию, терпению и выдержке взрослого связано с особенностями развития гиперактивных детей. Действительно, поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. Поэтому педагоги должны в любой ситуации оставаться спокойными и помнить о том, что нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде, чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
При построении образовательной деятельности необходимо учитывать особенности психоэмоционального развития гиперактивных детей и создавать наиболее благоприятные условия для развития, а именно:
- Гиперактивный ребенок должен всегда находиться перед глазами педагога, в центре внимания, чтобы в любой момент педагог мог дотронуться до ребенка, погладить его, что позволит ребенку переключить свое внимание.
- Необходимо направлять энергию гиперактивного ребенка в нужное русло, его можно взять себе в помощники, при каждом подходящем случае дайте ребенку возможность принять на себя ответственность.
- Учитывая отвлекаемость ребенка, необходимо продумать пространство, в котором будет проводиться занятие, не должно быть лишних предметов, ярких пятен. Новые объекты должны появляться по мере их необходимости, что, в свою очередь, будет поддерживать интерес ребенка и возвращать внимание на объект.
- Создавать ситуацию успеха, гиперактивный ребенок должен получать удовольствие от выполнения заданий.
- Создавать воображаемые ситуации, в которых гиперактивный ребенок может действовать без боязни ошибиться.
- Стоит постепенно и осторожно стимулировать зрительный и телесный контакт гиперактивного ребенка со взрослым и с детьми с целью коррекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагированных отрицательных переживаний и стимуляции положительных эмоций.
- Важно создание условий для обогащения опыта предметно-практических достижений, продуктивной деятельности гиперактивного ребенка с целью овладения им различными стратегиями поведения.
При организации занятий следует обратить особое внимание на наглядные и практические методы, поскольку в работе с детьми они будут выполнять роль регулятора удерживания внимания детей, переключением с одной деятельности на другую. При использовании речевых методов, необходимо следить, чтобы форма подачи информации была алгоритмичной, четкой, лаконичной.
При организации работы вне занятий (индивидуально, в подгруппе) с гиперактивным ребенком можно больше внимания уделять словесным методам, поскольку наблюдается более тесный контакт воспитателя с ребенком (чем на занятии), есть возможность повторить инструкцию несколько раз, дождаться ее выполнения. Однако, не следует строить все взаимодействие на словесной инструкции – это приведет к переутомлению. Эффективно использовать упражнения с движениями, с мячом.
Одним из наиболее эффективных коррекционных средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.
Правило 1. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания).
Правило 2. Предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключать его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто.
Правило 3. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
Правило 4. Используемые в коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:
игры на развитие внимания;
игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
игры, способствующие закреплению умения общаться.
Рассмотрим их подробнее.
1. Игры для развития внимания
«Корректор», "Лови-не лови", "Что изменилось", "Найди отличие", "Зеваки", "Гвалт", "Броуновское движение", "Расставь посты", "Слушай команду", "Четыре стихии".
2. Игры для релаксации
«Тряпичная кукла и солдат», "Шалтай-Болтай", "Путешествие на облаке", "Быстрые превращения", "Прикосновения", Насос и мяч".
3. Игры, развивающие волевую регуляцию
«Говори по сигналу», "Замри", "Царевна Несмеяна", "Кричалки-шепталки-молчалки", "Слушай хлопки", "Расставь посты".
4. Коммуникативные игры
«Сиамские близнецы», "Чужими глазами", "Ожившие игрушки", "Менялки", "Давайте поздороваемся".
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с гиперактивными детьми.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.Первое направление - ежедневная работа о развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок ( утренней и...
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Приемы модификации детей с гиперактивностью....
Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми
Здесь я расскажу о гиперактивных детях. Дам описание ,что такое гиперактивность. Как правильно построить коррекционную работу с ними....
Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Что такое гиперактивнось? Портрет гиперактивного ребенка. Правила работы с гиперактивными детьми....
Методическая разрабока "Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная...
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми"
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»Признаки гиперактивного поведения детейЧасто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя н...
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...