Круглый стол на тему: "Психология семейного воспитания"
материал по теме
Нравственное воспитание сегодня одна из наиболее наболевших проблем в воспитании. Именно в семье в общении с близкими людьми формируются социально ценностная способность к сопереживанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол:
тема: "Психология семейного воспитания"
- выставка детских рисунков на тему: "Моя семья"
- обсуждение педагогических ситуаций.
Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Эффективное воспитание, отвечающее нуждам общества и самой личности, возможно тогда, когда воздействие обстоятельств, взятых под контроль будут управляемы. Из всех влияний в дошкольном детстве наиболее значимыми являются семейное и общественное.
С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что раннее воздействие родителей (если даже это не осознается ребенком) сказывается на всем последующем развитии человека. И это понятно, ребенок наиболее чувствителен к воспитанию. Его мозг не загружен впечатлениями и эмоциями, а поэтому он легко запечатлевает воспринятое. Детские впечатления сохраняются всю жизнь, хотя они не всегда могут быть воспроизведены.
В процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям, без ощущения которой ребенок не испытывает полноты чувств.
Любовь к матери постепенно и незаметно перерастает в любовь на всех женщин, а любовь к отцу - на мужчин. Из практики известно, что тот, кто не любит своих родителей, как правило, черств по отношению ко всем людям.
Недоласканные дети в раннем возрасте - потенциальный негатив во взрослой жизни (пример: девочки - проституция и плохая мать…).
Воспитание - дело сложное. Родители воспитывают не только словами, но и делом, примером собственного поведения и деятельности, всем укладом жизни в семье и даже образом своих мыслей и чувств. Родители должны постоянно помнить об огромной ответственности за судьбу своих детей. Социологи поражают своими данными: городские мамы воспитывают в сутки своих детей всего минут 40, а где и 15 - это активное общение с малышом.
Раскрыть все формы воспитания в одной беседе не возможно, и поэтому поговорим сегодня об одном из направлений в воспитании - это нравственное. На мой взгляд, это одна из наиболее наболевших проблем в воспитании. Ведь ребенку можно многое дать, вложить, научить, развить в процессе роста, взросления. А вот нравственные устои формируются у ребенка с рождением. Ведь семью называют "школой чувств". В семье, в общении с родителями, с бабушкой и сестрами у ребенка формируется социально ценностная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывает у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строится более сложные социальные чувства. Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда - это семья, он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений и переносит его в свои отношения со взрослыми и детьми вне семьи. Поэтому по поведению ребенка в детском саду, как правило, можно судить о его семье, о характере семейного воспитания.
Если поведение ребенка отклоняется от нравственных норм, - это тревожный сигнал о неблагополучии в его семье (примеры: деспотизм, обман- примеры поведения взрослых).
Уважаемые родители! Обратите, пожалуйста, внимание на эту выставку детских рисунков на тему "Моя семья" (анализ детских рисунков).
Все мы люди, все мы "человеки" и жизнь у большинства из нас нелегкая и проблем сколько угодно, да еще нервы, плохое самочувствие, отношения на работе, в транспорте, на улице…. Все отражается на настроении. Но у человека, кроме разума должны быть еще и тормоза, чтобы сдерживать себя, чтобы управлять своими эмоциями, своим настроением. Психически здоровому человеку это вполне по силам.
Дети - самые зависимые и самые беззащитные члены семьи. Не стоит спрашивать, любите ли вы своих детей, желаете ли им добра, счастья и здоровья. Так почему же так часто родители срывают зло, свое раздражение, свое нетерпение, свои неприятности именно на них, любимых и обожаемых?
Отдать жизнь за ребенка? Да, в любую минуту! А не кричать на него, не выбирая слова, по утрам из-за того, что малыш не сразу поднялся, труднее? Не отшлепать со зла, за то, что упал и замарался ? Не выяснять в присутствии ребенка отношения с мужем, с женой, с тещей, свекровью, соседями , с кем угодно. Но кто сказал, что воспитание - дело легкое?
Все, что видит и слышит ребенок в детстве в семье, особенно в семье, откладывается в его душе прочно и надолго, часто навсегда. Как часто воспитателю в детском саду приходиться напоминать элементарные нравственные термины, что нужно сказать: спасибо, здравствуйте, до свидания, пожалуйста и т.д. и сколько бы он об этом не напоминал ребенку, если это не подкрепляется в семье, ребенок будет повторять это за воспитателем машинально, тут же забывая об этом.
Все мы с вами понимаем, что это прописные истины , о которых просто нужно почаще вспоминать. Поэтому позвольте привести цитату, очень известную, но, может быть, незаслуженно подзабытую из письма А.П.Чехова брату: "Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топтать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью".
А теперь предлагаю обсудить совместно несколько педагогических ситуаций, найти оптимальные варианты выхода из них.
Подумайте, пожалуйста, как бы Вы поступили в той или иной ситуации?
Ситуации:
- ребенок пришел из детского сада с чужой игрушкой.
- Родительница ребенка старшей группы придя за ребенком в д/с, узнает от воспитателя, что ее малыш обзывает детей неприличными словами.
- Коля с родителями пришел в гости. Когда все сели за стол он начал вести себя не лучшим образом: лазить в тарелку руками, пытался слизать со стола пролившийся чай. Маме с папой было очень стыдно за сына./ кто виноват в данной ситуации?/
Необходимо всем нам родителям научится вести себя с детьми так, чтобы нас потом не мучила совесть.
- Принимать ребенка таким какой он есть, избегать любых выражений нетерпимости, воздерживаться от постоянных упреков и замечаний.
- Стремиться видеть окружающий мир глазами ребенка.
- Чувствовать изменения в поведении и настроении ребенка, способствовать установлению душевной гармонии и эмоционального комфорта в семье.
И в заключении прошу Вас внимательно вслушаться и, если Вы с этим согласны,
принять принципиально важных 10 заповедей родительства:
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать самим собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам с высока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжелее не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому, что нет привычки.
- Не унижай.
- Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь, а не делаешь.
- Помни для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым.
10.Общаясь с ребенком, радуйся, потому, что ребенок - это праздник, который пока еще с тобой.
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для родителей «В семейном кругу».
Круглый стол для родителей«В семейном кругу». Разработала: Шарипова Е.Ф., воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31» Цели:Поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. Повышение п...
Круглый стол "Наследие и традиции семейного воспитания"
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу семейных традиций и их значения в воспитании и развитии ребенка. Задачи: • вспомнить и осмыслить основные семейные ...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование семейных традиций в воспитании дошкольников»
привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей....
Круглый стол «Можно, нельзя, надо!» семейное воспитание (о нравственном воспитании ребенка)
Круглый стол «Можно, нельзя, надо!»...
Круглый стол для родителей "Использование семейных традиций в воспитании дошкольников"
Круглый стол для родителей "Использование семейных традиций в воспитании дошкольников"...
Консультация для родителей – Круглый стол с родителями « Роль семейных традиций в воспитании детей»
Цель: Определение роли семьи и её значимости в жизни каждого человека. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи....
Круглый стол с родителями "Роль семейных традиций в воспитании"
Круглый стол с родителями "Роль семейных традиций в воспитании"...