Круглый стол на тему: "Психология семейного воспитания"
материал по теме

Нравственное воспитание сегодня одна из наиболее наболевших проблем в воспитании. Именно в семье в общении с близкими людьми формируются социально ценностная способность к сопереживанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Круглый стол:

                  тема: "Психология семейного воспитания"

  1. выставка детских рисунков на тему: "Моя семья"
  2. обсуждение педагогических ситуаций.

Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Эффективное воспитание, отвечающее нуждам общества и самой личности, возможно тогда, когда воздействие обстоятельств, взятых под контроль будут управляемы. Из всех влияний в дошкольном детстве наиболее значимыми являются семейное и общественное.

С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что раннее воздействие родителей (если даже это не осознается ребенком) сказывается на всем последующем развитии человека. И это понятно, ребенок наиболее чувствителен к воспитанию. Его мозг не загружен впечатлениями и эмоциями, а поэтому он легко запечатлевает воспринятое. Детские впечатления сохраняются всю жизнь, хотя они не всегда могут быть воспроизведены.

В процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям, без ощущения которой ребенок не испытывает полноты чувств.

Любовь к матери постепенно и незаметно перерастает в любовь на всех женщин, а любовь к отцу - на мужчин. Из практики известно, что тот, кто не любит своих родителей, как правило, черств по отношению ко всем людям.

Недоласканные дети в раннем возрасте - потенциальный негатив во взрослой жизни  (пример: девочки - проституция и плохая мать…).

Воспитание - дело сложное. Родители воспитывают не только словами, но и делом, примером собственного поведения и деятельности, всем укладом жизни в семье и даже образом своих мыслей и чувств. Родители должны постоянно помнить об огромной ответственности за судьбу своих детей. Социологи поражают своими данными: городские мамы воспитывают в сутки своих детей всего минут 40, а где и 15 - это активное общение с малышом.

Раскрыть все формы воспитания в одной беседе не возможно, и поэтому поговорим сегодня об одном из направлений в воспитании - это нравственное. На мой взгляд, это одна из наиболее наболевших проблем в воспитании. Ведь ребенку можно многое дать, вложить, научить, развить в процессе роста, взросления. А вот нравственные устои формируются у ребенка с рождением. Ведь семью называют "школой чувств". В семье, в общении с родителями, с бабушкой и сестрами у ребенка формируется социально ценностная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывает у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент,  на котором в дальнейшем будут строится более сложные социальные чувства. Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда - это семья, он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений и переносит его в свои отношения со взрослыми и детьми вне семьи. Поэтому по поведению ребенка в  детском саду, как правило, можно судить о его семье, о характере семейного воспитания.

Если поведение ребенка отклоняется от нравственных норм, - это тревожный сигнал о неблагополучии в его семье (примеры: деспотизм, обман- примеры поведения взрослых).

Уважаемые родители! Обратите, пожалуйста, внимание на эту выставку детских рисунков на тему "Моя семья" (анализ детских рисунков).

Все мы люди, все мы "человеки" и жизнь у большинства из нас  нелегкая и проблем сколько угодно, да еще нервы, плохое самочувствие, отношения на работе, в транспорте, на улице…. Все отражается на настроении. Но у человека, кроме разума должны быть еще и тормоза, чтобы сдерживать себя, чтобы управлять своими эмоциями, своим настроением. Психически здоровому человеку это вполне по силам.

Дети - самые зависимые и самые беззащитные члены семьи. Не стоит спрашивать, любите ли вы своих детей, желаете ли им добра, счастья и здоровья. Так почему же так часто родители срывают зло, свое раздражение, свое нетерпение, свои неприятности именно на них, любимых и обожаемых?

Отдать жизнь за ребенка? Да, в любую минуту! А не кричать на него, не выбирая слова, по утрам из-за того, что малыш не сразу поднялся, труднее? Не отшлепать со зла, за то, что упал и замарался ? Не выяснять в присутствии ребенка  отношения с мужем, с женой, с тещей, свекровью, соседями , с кем угодно. Но кто сказал, что воспитание - дело легкое?

Все, что видит и слышит ребенок в детстве в семье, особенно в семье, откладывается в его душе прочно и надолго, часто навсегда. Как часто воспитателю в детском саду приходиться напоминать элементарные нравственные термины, что нужно сказать: спасибо, здравствуйте, до свидания, пожалуйста и т.д. и сколько бы он об этом не напоминал ребенку, если это не подкрепляется в семье, ребенок будет повторять это за воспитателем машинально, тут же забывая об этом.

Все мы с вами понимаем, что это прописные истины , о которых просто нужно почаще вспоминать. Поэтому позвольте  привести цитату, очень известную, но, может быть, незаслуженно подзабытую  из письма А.П.Чехова брату: "Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топтать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью".

А теперь предлагаю обсудить совместно несколько педагогических ситуаций, найти оптимальные варианты выхода из них.

 Подумайте, пожалуйста, как бы Вы поступили в той или иной ситуации?

Ситуации:

  1. ребенок пришел из детского сада с чужой игрушкой.
  2. Родительница ребенка старшей группы придя за ребенком в д/с, узнает от воспитателя, что ее малыш обзывает детей неприличными словами.
  3. Коля с родителями пришел в гости. Когда все сели за стол он начал вести себя не лучшим образом: лазить в тарелку руками, пытался слизать со стола пролившийся чай. Маме с папой было очень стыдно за сына./ кто виноват в данной ситуации?/

Необходимо всем нам  родителям научится вести себя с детьми так, чтобы нас потом не мучила совесть.

  1. Принимать ребенка таким  какой он есть, избегать любых выражений нетерпимости, воздерживаться от  постоянных упреков и замечаний.
  2. Стремиться видеть окружающий мир глазами ребенка.
  3. Чувствовать изменения в поведении и настроении ребенка, способствовать установлению душевной гармонии и эмоционального комфорта в семье.

И в заключении прошу Вас внимательно вслушаться и, если Вы с этим согласны,

принять принципиально важных 10 заповедей родительства:

                                                                                                               

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать самим собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не  относись к его проблемам с высока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжелее не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому, что нет привычки.
  5. Не унижай.
  6. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь, а не делаешь.
  7. Помни для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым.

10.Общаясь с ребенком, радуйся, потому, что ребенок - это праздник, который пока еще с тобой. 

                                                                               Спасибо.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей «В семейном кругу».

Круглый стол для родителей«В семейном кругу». Разработала: Шарипова Е.Ф., воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31» Цели:Поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. Повышение п...

Круглый стол "Наследие и традиции семейного воспитания"

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу семейных традиций и их значения в воспитании и развитии ребенка. Задачи:  •      вспомнить и осмыслить основные семейные ...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование семейных традиций в воспитании дошкольников»

привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей....

Круглый стол для родителей "Использование семейных традиций в воспитании дошкольников"

Круглый стол для родителей "Использование семейных традиций в воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей – Круглый стол с родителями « Роль семейных традиций в воспитании детей»

Цель: Определение роли семьи и её значимости в жизни каждого человека. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи....

Круглый стол с родителями "Роль семейных традиций в воспитании"

Круглый стол с родителями "Роль семейных традиций в воспитании"...