Круглый стол «Можно, нельзя, надо!» семейное воспитание (о нравственном воспитании ребенка)
консультация
Круглый стол
«Можно, нельзя, надо!»
семейное воспитание
(о нравственном воспитании ребенка)
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_nelzya_mozhno.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Можно, нельзя, надо!»
семейное воспитание
(о нравственном воспитании ребенка)
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье
Форма проведения: круглый стол
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
- изготовление приглашений каждой семье;
- оформить муз.зал мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания
(Приложение 1);
- подбор произведений для музыкального оформления
(«Родительский дом», «Малиновый звон» …);
- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;
- изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;
- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
- подготовить книжки – раскраски для награждения за участие в конкурсе.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Место проведения: муз.зал.
План проведения:
- Вступительный этап:
- разминка «Сложи пословицу».
- Основная часть:
- педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
- введение в проблему консультация на тему: «Можно, нельзя, надо!»
- игра «Бабушкин сундук»;
- Подведения итогов круглого стола
- памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;
- рефлексия.
Ход круглого стола
Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас у нас в гостях. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
- Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
- Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
- Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).
Основная часть
Ведущий раскрывает понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Консультация на тему: «Можно, нельзя, надо!» (Приложение 1)
Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
- большая красивая книга русских народных сказок;
- альбом и краски;
- букварь;
- банка варенья, шоколад, конфеты;
- котенок;
- старинные семейные фотографии;
- игрушки бабушек и дедушек;
- открытки памятников города Сургута;
- картинки с изображением орденов и медалей;
- кукла, одетая в военную форму;
- пилотка;
- пряники, ватрушки;
- кулинарная книга;
- спортивные атрибуты;
- перчаточные куклы для кукольного театра;
- рыбий жир.
Обмен опытом, мнениями.
Подведение итогов.
Рефлексия
- Уважаемые родители, просим оценить нашу встречу.
Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 2).
- Наша встреча подошла к концу. Благодарим вас за активное участие.
Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.
Приложение 1
Консультация для родителей
на тему: «Можно, нельзя, надо»
Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет безынициативным».
В. А. Сухомлинский пишет, что "дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени". Чтобы не оказаться в глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя, видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т. д.
Правы ли они? Напомним, что говорил по этому поводу А. С. Макаренко: «Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 - 8 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремления к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах – в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках. И ещё одна мысль, высказанная в этой же связи А.С. Макаренко: у детей необходимо воспитывать привычку выполнять поручения и распоряжения взрослых. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на капризы, упрямство, своеволие и пр.». Высказанные замечательным русским педагогом советы устремлены в будущее ребёнка, ведь послушание – первая ступень дисциплинированности. И чтобы подготовить растущего человека к жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его подчинять своё «я» родительскому требованию. «Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка, настоять, мы уступаем, - сокрушаются мамы и папы. Тут же утешают себя - упрямый, значит волевой.» Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются воля и настойчивость,- глубокое заблуждение. А. С. Макаренко писал: «Воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего–то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и отказ одновременно».
Детское упрямство – признак слабой воли, неумения преодолеть своё желание, мобилизовать себя. Упрямство присуще избалованным детям, не умеющим считаться с родительским словом. В этой связи Е. А. Аркин, известный врач и педагог, указывал: «Корень упрямства лежит очень часто не в ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых». Упрямство – проявление отрицательной черты характера, и её надо искоренять, иначе она может перерасти в негативизм – крайнюю степень упрямства, когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен на того, кто балует ребёнка. Именно те родители, которые чрезмерно уступчивы и щедры в своём потворстве (поощрять, содействовать, не препятствовать чему- либо предосудительному, непозволительному) ребёнку, увы, не имеют авторитета в его глазах. Воспитание не может быть нетребовательным, ибо отсутствие требовательности к растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное.
«Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, - именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.
В.А. Сухомлинский говорил: "Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребёнок делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш ребёнок".
...Вы и ваш ребёнок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним основаны на разумной требовательности, такой требовательности, которая не подавляет, а направляет, не отстаёт от развития ребёнка, а зовет вверх? Присмотритесь, каким растёт ваш сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идёте на уступки ребёнку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие "можно" или и другие, требующие от него волевого напряжения - "нельзя" и "надо"?
Следует помнить, что все дети независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. В дошкольном возрасте у детей воспитываются устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом их нежелательные проявления.
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
-Дайте представление о работе общественных учреждений.
-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
-Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
-Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей " Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка)"
Консультация для родителей о воспитании малышей...
Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребенка)».
Консультация для родителей«Можно, нельзя, надо(о моральном воспитании ребенка)»....
Консультация для родителей Тема: «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребенка)».
Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельн...
Круглый стол «Дети-волонтеры» как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей Тема «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребенка)».
Консультация для родителей Тема «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребенка)»....
Консультация для родителей Тема: «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребенка)».
О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно у...
- Мне нравится (1)