Помощь семьи в преодолении трудностей ребенка с особенностями в развитии.
материал (младшая группа) по теме

Иванова Светлана2012

 

       Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, период интенсивного социального развития, то есть  вхождения в человеческое общество, присвоение нравственных ценностей. Именно в этот момент надо заложить основы развития и воспитания личности ребенка, сформировать базис личностной культуры дошкольника, что даст возможность  ориентироваться в окружающей  природе, в предметах, сделанных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности, в самом себе, в людях. Дошкольники с выраженными интеллектуальными нарушениями значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников. Отмечается их зависимость от взрослых: не могут самостоятельно одеваться и раздеваться; не владеют навыками самообслуживания (опрятности) и др. Наряду с этим плохо ориентируются в ближнем и дальнем пространстве окружающей среды, испытывают коммуникативные трудности в обществе знакомых и незнакомых людей. Преодоление этих и других проблем требует  постоянного сопровождения таких детей и помощи взрослого.       

     Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии  существенно дополняет комплекс лечебно – педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

    В большинстве случаев родителям, не получившим специальной подготовки, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Более  половины семей отрицательно влияют на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике[1].

    Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их  способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей  правильно   оценивают возможности своих детей. Воспитанием детей занимаются в основном только матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе[2].

     Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка», либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка.

    Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности. Гипертрофированный страх  за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях  речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

     Эмоциональное отвержение чаще имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставания в психическом развитии и дивиантном  поведении в более старшем возрасте.

     Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерные сильные реакции на отклонения в поведении  ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

     Традиционные представления о детях с нарушением интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать только сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке.

     С учетом современного подхода Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать на основе следующих принципов:[3]

1. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

2. Каждый ребенок является уникальной личностью.

3. Нарушение интеллектуального развития  - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток,  значит, это проблема окружения, а не больного.

4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей

5. Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте представим ему такую возможность!

        Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но также адекватная адаптация семьи к его состоянию. Семья, для того чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, должна знать его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние. Семья должна знать, что больной ребенок, как это не парадоксально, является не обузой для нее, а источником духовного роста. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуманнее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся  или не учатся. Ребенок пробуждает в семье ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

     Семья ребенка с особенностями в развитии должна осознавать и  не забывать про важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать  все средства, чтобы воспитывать ребенка жизнерадостным, активным, уверенном в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.

   Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость   одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.

     Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.

    Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности  ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами. Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те приемы, которые оказались эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.

   Надо учить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить  ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать где и как  покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.

    Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе  такого воспитания у ребенка развивается познавательная деятельность, внимание, память, мышление, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей  должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама  комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах,  в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

     Таким образом, воспитание ребенка  с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим направлениям:

 - постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям  ребенка;

  -  создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

 - формирование эмоционально – положительного, предметно – практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

    Общие  стратегии нормализации жизни семьи ребенка с особенностями в развитии:

  • Не замыкайтесь в своем горе. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от своих близких. Держите их в курсе проблем  вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, а не пессимистами.
  • Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте, что это ваш ребенок и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи[4].

     Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования  патологического поведенческого стереотипа. Критерием  правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Категория статьи: работа с родителями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №32

д/с «Аист» г.Сургут

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                коррекционной группы №3   Иванова С.В.

Помощь семьи  в преодолении трудностей ребенка с особенностями  в развитии.

       Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, период интенсивного социального развития, то есть  вхождения в человеческое общество, присвоение нравственных ценностей. Именно в этот момент надо заложить основы развития и воспитания личности ребенка, сформировать базис личностной культуры дошкольника, что даст возможность  ориентироваться в окружающей  природе, в предметах, сделанных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности, в самом себе, в людях. Дошкольники с выраженными интеллектуальными нарушениями значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников. Отмечается их зависимость от взрослых: не могут самостоятельно одеваться и раздеваться; не владеют навыками самообслуживания (опрятности) и др. Наряду с этим плохо ориентируются в ближнем и дальнем пространстве окружающей среды, испытывают коммуникативные трудности в обществе знакомых и незнакомых людей. Преодоление этих и других проблем требует  постоянного сопровождения таких детей и помощи взрослого.      

     Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии  существенно дополняет комплекс лечебно – педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

    В большинстве случаев родителям, не получившим специальной подготовки, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Более  половины семей отрицательно влияют на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике[1].

    Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их  способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей  правильно   оценивают возможности своих детей. Воспитанием детей занимаются в основном только матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе[2].

     Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка», либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка.

    Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности. Гипертрофированный страх  за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях  речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

     Эмоциональное отвержение чаще имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставания в психическом развитии и дивиантном  поведении в более старшем возрасте.

     Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерные сильные реакции на отклонения в поведении  ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

     Традиционные представления о детях с нарушением интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать только сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке.

     С учетом современного подхода Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать на основе следующих принципов:[3]

1. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

2. Каждый ребенок является уникальной личностью.

3. Нарушение интеллектуального развития  - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток,  значит, это проблема окружения, а не больного.

4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей

5. Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте представим ему такую возможность!

        Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но также адекватная адаптация семьи к его состоянию. Семья, для того чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, должна знать его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние. Семья должна знать, что больной ребенок, как это не парадоксально, является не обузой для нее, а источником духовного роста. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуманнее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся  или не учатся. Ребенок пробуждает в семье ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

     Семья ребенка с особенностями в развитии должна осознавать и  не забывать про важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать  все средства, чтобы воспитывать ребенка жизнерадостным, активным, уверенном в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.

   Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость   одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.

     Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.

    Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности  ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами. Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те приемы, которые оказались эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.

   Надо учить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить  ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать где и как  покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.

    Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе  такого воспитания у ребенка развивается познавательная деятельность, внимание, память, мышление, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей  должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама  комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах,  в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

     Таким образом, воспитание ребенка  с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим направлениям:

 - постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям  ребенка;

  -  создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

 - формирование эмоционально – положительного, предметно – практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

    Общие  стратегии нормализации жизни семьи ребенка с особенностями в развитии:

  1. Не замыкайтесь в своем горе. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  2. Не скрывайте ничего от своих близких. Держите их в курсе проблем  вашего ребенка.
  3. Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  4. Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, а не пессимистами.
  5. Научитесь справляться со своими чувствами.
  6. Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях.
  7. Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными
  8. Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
  9. Не забывайте, что это ваш ребенок и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  10. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи[4].

     Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования  патологического поведенческого стереотипа. Критерием  правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Литература:

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.,1988.  - 150 с.

2. Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей.// Дефектология. - 1972 - №5. с. 66 - 70.  -  230  с.

3. Выготский Л.С. Собран. соч.5том. - М.: Педагогика, 1983. с.5  - 112.  -  250 с.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб,  2003. с.100  - 108.  -  350 с.

5. Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. - 1934 с.

6.Психология развития /Сост. и общ. Ред. Строганова Е.А. – Спб: Питер. 2001 – 152с.

7. Обухова Л.Ф. Детская  психология / теория, факты, проблемы. –М.: - 1960. – 327 с.

8. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 19 8 5.  -  200 с.

9. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.1993. с. 4 - 8.  -  95 с.

10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. - НПО, Образование, 1995. - 390 с.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986. С. 34 - 40. – 340 с.

12.Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М.,2004. -  88 с.

13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок, психологическая

готовность к школе. - М.,1987.  - 130 с.

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.  - 143 с.

15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -

М.,2005.15.  Коррекционно-воспитательная работа в специальных детских учреждениях// Под ред. Морозовой Н.Г. - М., 1976. С.8 -  92.  -  252 с.

16. Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у

умственно отсталых детей в д.у./Сб. Коррекционно-воспитательная работа в

подготовительных группах специальных детских учреждениях для детей с нарушением интеллекта. - М.,1990. - с.149 - 160.  - 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»

Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами  игрового взаимодействия с детьми, ко...

Помощь семье в адаптации ребенка к детскому саду.

С чего начинается социализация маленького ребёнка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми – ...

ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью в...

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"

Консультация для родителей "Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком"...

Эссе на тему: «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста.»

От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш.В. А....

Помощь семьи в адаптации ребенка к ДОУ

рекомедации родителям воспитанников младшей группы ДОУ...

Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"

Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"...