Эссе на тему: «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста.»
статья (старшая группа) на тему
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка, как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. На климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:
-когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
-когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
-когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу “разлюбить” ребёнка или уйти из семьи;
-когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;
-когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка.
Нам, как педагогам наиболее важно помочь родителям понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.
Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. К сожалению, не каждый родитель осознает это. Да и те кто понимает, но не знает как изменить ситуацию, редко придет к педагогу за помощью.
По этому, на мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей. С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.
В своей группе я использую некоторые современные формы работы с родителями: анкетирование, "почтовый ящик", информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», устные журналы, онлайн консультирование, акции, участие родителей в конкурсах, выставках.
Не менее эффективными способами повышения компетенции родителей в вопросах образования и воспитания, я считаю консультации, тренинги и семинары, на которых в теории затрагиваются проблемы воспитания детей, приводятся классификации и статистики, а так же рассказываются пути решения тех или иных обобщённых проблем. После таких консультаций, некоторые родители ранее думавших, но не решавшихся обратиться за помощью, всё же могут обратиться к педагогу. И даже те, кто не придёт сам, могут сделать для себя некоторые выводы и попытаться изменить модель воспитания в семье.
На просвещении родителей далеко не заканчивается поддержка и помощь семьи в эмоциональном благополучии ребенка. По моему мнению, в наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Все большее образовательное значение придаётся ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребёнку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей, приобретению формального опыта, не связанного с чувствами, эмоциональными переживаниями.
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому работа, направленная на эмоциональное развитие ребенка очень актуальна и важна. Мы, педагоги и родители, должны помочь понять дошкольнику свои чувства, научит называть и показывать свои эмоции, чтобы не получить потом безразличное, бесчувственное общество.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в семье и в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста.»
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка, как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. На климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:
-когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
-когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
-когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу “разлюбить” ребёнка или уйти из семьи;
-когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;
-когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка.
Нам, как педагогам наиболее важно помочь родителям понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.
Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. К сожалению, не каждый родитель осознает это. Да и те кто понимает, но не знает как изменить ситуацию, редко придет к педагогу за помощью.
По этому, на мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей. С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.
В своей группе я использую некоторые современные формы работы с родителями: анкетирование, "почтовый ящик", информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», устные журналы, онлайн консультирование, акции, участие родителей в конкурсах, выставках.
Не менее эффективными способами повышения компетенции родителей в вопросах образования и воспитания, я считаю консультации, тренинги и семинары, на которых в теории затрагиваются проблемы воспитания детей, приводятся классификации и статистики, а так же рассказываются пути решения тех или иных обобщённых проблем. После таких консультаций, некоторые родители ранее думавших, но не решавшихся обратиться за помощью, всё же могут обратиться к педагогу. И даже те, кто не придёт сам, могут сделать для себя некоторые выводы и попытаться изменить модель воспитания в семье.
На просвещении родителей далеко не заканчивается поддержка и помощь семьи в эмоциональном благополучии ребенка. По моему мнению, в наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Все большее образовательное значение придаётся ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребёнку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей, приобретению формального опыта, не связанного с чувствами, эмоциональными переживаниями.
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому работа, направленная на эмоциональное развитие ребенка очень актуальна и важна. Мы, педагоги и родители, должны помочь понять дошкольнику свои чувства, научит называть и показывать свои эмоции, чтобы не получить потом безразличное, бесчувственное общество.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в семье и в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально - волевая сфера развития ребенка дошкольного возраста
План работы на 2013 - 2014г....
Эссе «Поддержка и помощь семьи в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста»
Мне кажется, что главными проблемами современной жизни являются: необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей и все это приводят ...
Конкурс. Эссе «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития детей дошкольного возраста»
Педагогическое кредо: Воспитатель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение....
Памятка для родителей на тему : « Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.»
Данный материал будет интересен для родителей....
СТАТЬЯ "ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В статье рассмотрены понятия и различия полной и неполной семьи, а также влияние структуры семьи на формирование благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста....
Презентация "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС ДО"
Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом. Требованиями ФГОС предусмотрены такие условия реал...