Консультация "Чистоговорки помогают нам красиво говорить"
консультация

Востокова Надежда Николаевна

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._po_chistogovorkam.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Чем меньше ребёнок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме».

 Филолог Корней Чуковский.

Существует более рациональное объяснение этому факту, основывающееся на работах исследователей биоритмов человека. Поскольку рифмованная речь основанная на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой изобретательного отношения ребёнка к рифме. Самый близкий к этому явлению ритм – биение сердца, который, как известно, является врождённым биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь – врождённое качество.

        Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи..

В начале работы необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берётся последний слог в слове и повторяется в напчале чистоговорки столько раз, сколько в этом слове слогов. Получается «основа» чистоговорки, на которой идёт работа отработка звука.

Пример: Са-Са-Са-идёт лиСА

  1. «Интонационное выделение слова»

Цель: учить ребёнка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

  1. вариант. Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребёнком (например, СА-СА-СА-идёт киСА).

Затем взрослый спрашивает ребёнка: «СА-СА-СА – идёт КТО?», голосом выделяя слово-вопрос. Ребёнок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

        Например: СА-СА-СА – идёт КИСА.

  1. вариант. Взрослый задаёт к чистоговорке вопрос, а ребёнок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

Взрослый: СА-СА-СА- ЧТО ДЕЛАЕТ киса?

Ребёнок: СА-СА-СА – ИДЁТ киса.

  1. «Добавь слог»

Цель: учить ребёнка заканчивать слово слогом с заданным звуком.

Задача: автоматизировать звук в слогах.

  1. вариант. Взрослый: Я произнесу чистоговорку, а ты добавь в конце слог.

Например: КА-КА-Ка. – бел…(лампоч..); КА-КА-КА-коляс…

Ребёнок: КА.

Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, взрослый может обозначить последний слог фишкой и поднимать её каждый раз, когда надо произносить слог.

  1. вариант. Взрослый просит ребёнка добавить слог в конце чистоговорки. Ребёнок добавляет слог самостоятельно и по возможности повторяет всю чистоговорку.

        лягушКА

белКА

сосКА                                        лампочКА

собаКА

колясКА

  1. «Выбери чистоговорку с заданным звуком»

Цель: учить ребёнка определять заданный звук в чистоговорке, формировать навыки работы со словами сложной слоговой структуры.

Задача: развивать фонематический слух, учить определять наличие звука в слове и фразе, развивать понимание слоговой структуры слова, автоматизировать звук в словах и фразе.

Взрослый: сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты скажи, в какой из них есть звук «Л».

Затем ребёнку предлагается тоже самое на слух.

Предлагаемые чистоговорки обязательно должны включать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части.

 Например: ЛА-ЛА – пиЛА.

свёкЛА                          пчеЛА

метЛА

                         коаЛА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей "Мама, папа помогите мне красиво говорить."

Методические рекомендации для родителей, позволяющие родителям самостоятельно, в домашних условиях, заниматься с детьми.  Данные методические рекомендации помогут родителям выполнять пальчиковые,...

Методическая разработка "Как картинки помогают правильно и красиво говорить"

 Методическая разработка раскрывает актуальность и эффективность использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. В ней содержатся основные правила, ко...

Проект «Рисунки помогают красиво говорить»

«Составление описательных рассказов с использованием мнемотехникикак средство развития связной речи старших дошкольников»....

" Рисунки помогают красиво говорить"

В данном собрании говорится как с детьми можно легко учить стихи с помощью мнемотаблиц....


 

Комментарии

Ляхова Надежда Николаевна

Надежда, спасибо,Вам,огромное за материал!

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Надежда Николаевна! Очень благодарна Вам за размещение этого материала. Особенно важно для меня интонационное выделение слова. Давно искала такой материал. Взяла себе в логопедическую копилку. Удачи Вам в творчестве!!!!

Машинина Евгения Евгеньевна

image
При помощи чистоговорок, дети научатся правильно и чисто произносить буквы и слова! А также чистоговорки -это большой помощник в развитии речи детей!