Проект «Рисунки помогают красиво говорить»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
«Составление описательных рассказов с использованием мнемотехники
как средство развития связной речи старших дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Рисунки помогают красиво говорить»
на тему «Составление описательных рассказов с использованием мнемотехники
как средство развития связной речи старших дошкольников».
Актуальность.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я решила использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Проблема. Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.
Такой формой мною была выбрана мнемотехника, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Цель: Обучать составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы как средство развития связной речи старших дошкольников.
Задачи:
- Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания об окружающем их мире.
- Развивать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
- Упражнять детей в умении составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
- Совершенствовать навыки детей подбирать к предмету слова - эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
- Способствовать преодолению робости, застенчивости, научиться свободно держаться перед аудиторией.
- Воспитывать доброе отношение к друзьям, побудить желание помочь своим друзьям.
Ожидаемый результат:
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
-владеют умением составлять описательные рассказы, как по картине, так и из личного опыта, придумывать интересные истории;
-словарный запас вышел на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Продолжительность: краткосрочный, 4 недели.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
Тип проекта: педагогический, творческий, практический для детей старшего возраста.
План – график реализации проекта.
Этапы проекта | Задачи проекта | Механизм реализации проекта | Участники | Сроки |
Организационно-подготовительный | 1.Изучить литературу по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов. 3.Распределить возможности участия родителей в реализации проекта. 4.Подготовка материальной и методической базы. | 1.Пройти обучение на курсах повышения квалификации. 2. Самообразование по вопросу использования мнемотехники в развитии речи. 3. Изучить передовой педагогический опыт, передовые технологии, методики по данному вопросу. 4.Вовлечь родителей в образовательный процесс. 5. Использовать в работе ИКТ. | 1неделя | |
Теоретичес- кий | Ресурсное обеспечение Разработать цикл мнемотаблиц и апробировать их в проекте с использованием интерактивной доски. Разработать систему занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию описательных рассказов с помощью мнемотаблиц. Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, дидактические игры, демонстрационный материал | Выставка мнемотаблиц по теме проекта | Воспитатель | 2 неделя |
Практичес- кий | Работа с родителями Провести консультацию для родителей по теме проекта. Оформить папки –передвижки. Работа с педколлективом Организовать мастер-класс для педагогов по применению мнемотаблиц. Составить простейшую мнемотаблицу совместно с детьми. Учить: - составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: - составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы с воспитателем и самостоятельно; - соотносить слова, обозначающие названия животных, с названием их детенышей. Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках). Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы. Упражнять детей в описывании весеннего тающего снега. Закрепить знания детей о весне о перелетных птицах. Формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы. Воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них. Помочь составить описательный рассказ о понравившемся дереве на участке. Воспитывать доброе отношение к природе, любовь к растениям и деревьям. Предложить детям дома составить простейшую мнемотаблицу о своей семье, при затруднении с помощью родителей. Рассказать о своей семье с помощью своей мнемотаблицы. Принести готовые таблицы в садик. Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице. Предложить детям самим составить таблицу. Составить мнемотаблицу. Рассказать детям о своем друге. Остальным угадать о ком рассказывют. День открытых дверей: Просмотр родителями открытого занятия по теме «Моя семья» Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о своей семье по мнемотаблице. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ. Воспитывать уважение ко всем членам своей семьи. Совместный продукт родителей и детей. | «Как учить ребенка описывать увиденное». Папка передвижка «Что такое мнемотехника?» «Составляем и используем мнемотаблицы дома». Мастер-класс с использованием интерактивной доски. «Применение мнемотехнологий в обучении составления описательных рассказов» Публикация статьи на тему «Мнемотехника как целостный педагогический процесс» Консультации: «Развиваем и обогащаем словарный запас детей». Работа на занятиях по развитию речи. Составление описательного рассказа об игрушках. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» с использованием интерактивной доски. Работа с детьми в совместной деятельности на прогулке. «Тает снег» «Скворцы прилетели». «Деревья на участке» Самостоятельная деятельность детей, организованная педагогом. Дидактическая игра. «Моя семья» Дидактическая игра. «Времена года». Дидактическая игра. «Мой друг»
«Моя семья». Создание альбома «Моя семья» | Родители Родители. Воспитатели. Воспитатель, дети Дети. Дети. Дети. Дети Дети родители Дети. Дети. Дети, родители Дети, родители. | 3 неделя Каждую среду |
Презентация | Подготовить презентацию по применению мнемотехники с детьми 5-6 лет | Презентация опыта, видеоматериалы. | Воспитатели | |
Аналитичес- кий | У детей обогатился словарный запас, воспитанники стали с большей охотой рассказывать, составлять рассказы, при этом им помогала мнемотаблица. Дети сделали первые шаги в самостоятельном создании мнемотаблицы, которые, конечно еще необходимо совершенствовать. |
Вывод.
Разрабатывая проект «Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» я пыталась решить проблемы развития описательной речи у детей старшего возраста. Дети становятся уверенными, с большей охотой рассказывают именно с помощью мнемотаблицы. Но еще ставлю задачей будущего подводить детей к самостоятельному составлению мнемотаблиц – дети предлагают, воспитатель рисует схему, а затем попытки детей составить мнемотаблицу самостоятельно. Сначала - по описанию отдельного предмета, потом небольшого рассказа. Считаю, что результаты конечной диагностики покажут, что это метод эффективный
Используемые источники:
http://ds9.detkin-club.ru/editor/13/files/0bb31019d84ed90f28a27a1fec2d77a9.pdf.
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00565009_0.html
http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/pedagogicheskij-proekt-ispolzovanie-innovacionnyx-i-razvivayushhix-texnologij-v-razvitii-rechi-doshkolnikov.html
1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
3. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003
4. Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985.
5. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
6. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
7. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». - 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Поможем малышам красиво говорить"
Проект "Поможем малышам красиво говорить" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Реализация проекта осуществляется в рамках семейного клуба "Гов...
Педагогический проект Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».
Внешние участники: воспитатели средней группы.Масштаб: ноябрь 2016г. – апрель2017г. (долгосрочный)Целевая группа: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.Вид проекта: творчески...
" Рисунки помогают красиво говорить"
В данном собрании говорится как с детьми можно легко учить стихи с помощью мнемотаблиц....
Проект "Правильно дышу-красиво говорю"
Проект разработан совместно с воспитателями подготовительной к школе группе. В нем представлены картотеки для развития речевого дыхания....
Проект "Правильно и красиво говорим".
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР-посредством дидактических игр и упражнений....
ПРОЕКТ «Смотрим, думаем - красиво говорим»
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи детей дошкольного возраста 6-7 лет....
Педагогический проект: "Думаем, творим, красиво говорим"
Проект представляет организацию системы работы по формированию речи детей и воспитанию ценностного отношения к литературе, как источнику эмоциональных переживаний. Один из эффективных мето...