Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»
консультация
Чистоговорка — малый жанр фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistogovorki_konsultatsiya.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Еще филолог Н. В. отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. «…Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…». Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка». Поскольку рифмованная речь основывается на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Наиболее близкий к этому явлению ритм — биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь — врожденное качество. Иными словами говоря, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т. е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм.
В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
- помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
- помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
- помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Чистоговорки способствуют:
- совершенствованию звукопроизношения;
- совершенствованию мелкой моторики;
- совершенствованию слоговой структуры слова;
- совершенствованию речевого дыхания;
- развитию темпа речи;
- развитию силы голоса;
- формированию чувства ритма;
Как работать с чистоговоркой?
На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой дома. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз можно просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно перед сном повторить ее с ребенком.
Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:
1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом, или как лисичка (хитро и лукаво, или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т. д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.
2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?
Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (давних друзей, животных, и других).
5. Зеркало. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями. Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Родитель сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребенка – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос ребенка. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.
Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.
А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.
Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.
- Игра «Доскажи словечко»
Родитель произносит «Ры-ры-ры, я несу.» (ребенок отвечает «шары», Вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.
Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем – всю чистоговорку.
- Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т. п.
- Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно-быстро.
- Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаете задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?», «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.
(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо)
- Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
- Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей, ал-ал-ал один пенал, ла-ла-ла два пенала, лов-лов-лов – пять пеналов).
- Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора)
- Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)
- Игра «Скажи ласково» (лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
- Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
- Игра «Не ошибись». Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу. Ра- ракета, ра – пирамидка, ра-гитара. А еще при дифференциации Л – Р можно подбирать перемешанные картинки к определенным слогам.
- Игра «Карусель». Ребенок крутит диски и подбирать картинку к определенному слогу.
- Игра на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.
Например: ор-ор-ор красный помидор, ор-ор-ор –оранжевый помидор, ор-ор-ор – черный помидор, ор-ор-ор – розовый помидор.
Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:
лы-лы-лы забивали мы голы
лу-лу-лу возле окон на полу
ла-ла-ла не заметили стекла
лу-лу-лу мы не били по стеклу
ла-ла-ла только нет в окне стекла
ca-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
сы-сы-сы, сы-сы-сы
Как самому придумать чистоговорку.
Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собственные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.
Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:
Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 4 лет на звук «р».
1. Берем слог «ро»
2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро –ро
3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.
Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро.
Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:
Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!
Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Двигаясь в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Чистоговорки помогают нам красиво говорить"
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, ...
Консультация для родителей: «Как научить ребенка красиво говорить».
Консультация для родителей: «Как научить ребенка красиво говорить»....
Консультация для родителей«Как помочь детям красиво говорить?»
Консультация для родителей. "Как помочь детям красиво говорить?"...
Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»
Чистоговорка — малый жанр фольклора...
Консультация для родителей «Как научить ребенка красиво говорить»
Консультация содержит практический материал для родителей, используя который они могут сделать речь ребенка более красивой и грамотной....
Консультация для родителей "Для чего нужно красиво говорить"
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...
Сценарий родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Чистоговорки помогают нам красиво говорить»
Сценарий родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Чистоговорки помогают нам красиво говорить»...