«Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»
презентация к занятию (старшая группа) по теме
Департамент Образования г. Братск
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр Развития Ребенка – Д./С №9»
«Солнечный город»
«Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»
Подготовил:
Мазур Т.С.
II кв. категория
Братск 2012 г.
2 слайд: «Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»
3 слайд: Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральные, многофункциональные по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
4 слайд:
Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец.
5 слайд:
Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
6 слайд:
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
7 слайд:
Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ перед педагогами ставится следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
8 слайд:
Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.
Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
9 слайд:
С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка.
Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.
10 слайд:
Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек».
При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
11 слайд:
Величание для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый , смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
12 слайд:
Величание для девочки:
Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась
И с рассветом просыпалась.
Маме с солнцем улыбнулась-
Лучики лица коснулись.
Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).
13 слайд:
В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.
14 слайд:
Например:
Дочка, маму слушайся!
Как у доченьки моей
Ворох золотых кудрей!
Как у ласточки моей
Речи плавные как ручей!
А в очах – озера синь,
А стан будто у осин!
Она прытка словно лань,
А душа – цветущий май!
Радость –доченька моя.
«Еду-еду к бабе ,к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
В старом лапоточке ,..»
15 слайд:
В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.
16 слайд:
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды.
17 слайд:
Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве.
18 слайд:
Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.
19 слайд:
Например:
Для мальчиков:
« … Будем рано разбужать, на работку посылать,
На работу на таку, да на веселую страду,
Будем сено косить, да будем в кучки носить»
Будешь большой,
Будешь рыбку ловить,
Тетерьку ловить,
Будешь лес рубить,
Тятьку, мамку кормить»
Для девочек:
Аленка- малёнка
Шустра, быстра:
Грибов насобирала,
Носок довязала,
Сарафан дошила,
Воды наносила.
Везде поспела
В охотку ей дело.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке- платок,
Братьям-соколам-
По козлиным сапогам ,
Сестрицам -лебедицам-
До по новым рукавицам.
Баю баюшки бай бай .
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна,
При народе будь скромна.
Спи дочка, до вечера,
20 слайд:
Еще одним важным полоролевым средством воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.
21 слайд:
Игра – это школа воспитания, но и еще ведущий вид деятельности. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта , обычаями и трудом мужчин и женщин.
22 слайд:
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»
По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
23 слайд:
Подвижные игры, выполняя различные функции (развивающую,
познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре.
24 слайд:
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
25 слайд:
Основным условием успешного внедрения народных игры в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
26 слайд:
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
27 слайд:
«В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны»
А. П. Усова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_mazur.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
тема: «Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»
« Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина ». В.А.Сухомлинский
Цель: Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Фолькло́р ( англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка(песни , инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
« Гуркота , гуркота , а Митеньке дремота » « Спи Ванюшка, спи родной » « Сынко , голубочек». «Моя доченька уснёт » «Спи, доченька маленька » «А баиньки , баиньки дочку маненьку »
Величание для мальчика: Мой сыночек, мой дружочек, Мой сиреневый цветочек, Молодец да удалец, В волосах твоих венец. Храбрый , смелый богатырь, Ты добро приносишь в мир.
Величание для девочки: Моя девочка – прелестница, Мастерица и кудесница! Зорькой алой умывалась И с рассветом просыпалась . Маме с солнцем улыбнулась- Лучики лица коснулись .
Пестушки для девочек: Дочка, маму слушайся! Как у доченьки моей Ворох золотых кудрей! Как у ласточки моей Речи плавные как ручей! А в очах – озера синь, А стан будто у осин! Она прытка словно лань, А душа – цветущий май! Радость –доченька моя.
Пестушки для мальчиков: Еду-еду к бабе ,к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке, В старом лопаточке… Токи-токи- тошки , Кую , кую ножки. Ножки у Антошки Едут по дорожке, Дорожка кривая, Ни конца, ни края…
« … Будем рано разбужать , на работку посылать, На работу на таку , да на веселую страду, Будем сено косить, да будем в кучки носить.» Будешь большой, Будешь рыбку ловить , Тетерку ловить, Будешь лес рубить, Тятьку , мамку кормить»
Аленка – маленка . Шустра, быстра: Грибов насобирала, Н осок довязала, Сарафан дошила, Воды наносила. Везде поспела, В охотку ей дело…
Игра – ведущий вид деятельности ребёнка «Игра – неповторимый, суверенный мир Детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого» С.А. Шмаков.
Значение русских народных игр Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.
Актуальность: Народные игры- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, где проявлялись лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других .
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Шутки и юмор характерны для этих игр. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, справедливости настойчивости в преодолении трудностей .
Воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно через игру . Именно поэтому народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Преимущество - это включенность в процесс «здесь и сейчас». А ещё в игре хорошо развивается фантазия ребёнка, и он легче приучается к правилам. Играть нужно обязательно!
«В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны» Александра Платоновна Усова
Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой- И пусть обаянье поэзии детства, Проводит вас в недра землицы родной! Н.А Некрасов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД Тема: « Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»
доклад к педагогическому совету...
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с позиции гендерного воспитания (опыт работы, 1 мл.группа)
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть доста...
Инновационный потенциал традиционных форм работы с позицией компетентного подхода.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА.
Изменения, происходящие в дошкольном образовании, прослеживаются во всей работе ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребёнка...
Взаимодействие ДОО и семьи с позиции компетентностного подхода
В данной работе рассмотрены некоторые формы работы с родителями с позиции компетентностного подхода в рамках реализации компетентносто-ориентированного образования в ДОУ....
Доклад "ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ" (ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА)
Проблема формирования гендерной идентичности современных детей и подростков является актуальной и получила широкое освещение в научной литературе. Однако результаты теоретическ...