Инновационный потенциал традиционных форм работы с позицией компетентного подхода.
классный час на тему
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в ФГТ, «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Актуальность обуславливается следующим: что родители испытывают затруднения в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, им необходима педагогическая помощь.
Целью проведенной работы стало повышение компетенции родителей в вопросах дошкольного воспитания с использованием инновационных методов, привлечение их к работе дошкольного учреждения.
Исходя, из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении
2. Помочь родителям получить необходимую сумму знаний по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
3. Научить родителей использовать полученные знания на практике.
4. Привлечь родителей к активному взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением .
В ходе работы были определены и использованы следующие методы:
1. Теоретический (изучение литературы по проблеме);
2. Социолого-педагогический (изучение психолого-педагогической документации, беседы с родителями, воспитателями, изучение опыта работы других дошкольных учреждений и др.);
3. Экспериментальный (использование в работе с родителями инновационных методов и форм ).
Таким образом, итогом проведенной работы является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Формы работы с родителями в ДОУ
Анализ психолого-педагогической литературы.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
В противоположность Я.А. Коменскому, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А. Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.
В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 года, говорилось: «Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 года, говорилось: «Дошкольное детское учреждение — ясли — сад — создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.»
В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР -организуется лаборатория семейного воспитания. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой и др. были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В 40-60-е годы, проблема "борьбы" дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.
В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.
Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.
В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Это происходит по нескольким причинам:
1. не желание что-то менять;
2. устойчивые штампы в работе;
3. большая затрата времени на подготовку и т.д.
4. не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
5. при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
6. довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
7. недостаточное знание специфики семейного воспитания;
8. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
9. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
10. у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Учитывая данные причины, работу с родителями стараемся выстраивать хотя и в традиционных формах, но с применением инновационных методик и технологий.
Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями
К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, листы отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, анализ посещаемости родителями , проводимых мероприятий и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
1. проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
2. возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
3. ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
4. увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
5. стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
6. размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
7. повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Все многообразие форм можно условно разделить на две большие подгруппы:
1. работа с семьей внутри детского сада
2. работа с семьей за пределами детского сада
Начнем с первой подгруппы – непосредственной работы дошкольного учреждения с семьей. Какой результат получают родители при традиционном подходе, когда речь идет о презентации дошкольного учреждения? Достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, о платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами. Компетентностный подход помимо информационной составляющей способствует активизации поведения родителей – включение в различные виды деятельности, организация экспертизы с их стороны, а также внесение предложений. Что дает непосредственная образовательная деятельность с детьми в ДОУ в традиционной форме? В основном представления о содержании и технологиях работы. Компетентностный же подход позволит воспитателю включить в непосредственную образовательную деятельность элементы беседы со взрослыми (ссылаясь на компетентность в каких – то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказывать гостю новое). Эффективность компетентностного подхода зрима во всех ситуациях педагогического процесса: и при проведении советов и ситуаций, и в интервью с родителями, и в ходе собраний и круглых столов.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования инновационных форм в работе с родителями, решила выстроить свою работу следующим образом:
1.Провести анализ используемых форм в работе с родителями ДОУ и мониторинг посещения мероприятий для родителей;
2.Проведение работы с родителями с использованием инновационных методик и технологий;
3.Анализ результатов работы с родителями.
В нашем детском саду лидируют следующие традиционные формы работы с родителями с внедрением новых методов и технологий:
1. Групповые собрания родителей
2. Индивидуальные консультации
3. Педагогические беседы с родителями
4. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи
5. Папки–передвижки
6. Анкетирование
7. Доска объявлений
8. Ящик для предложений
9. Посещение семьи
10 Библиотека игр
11 Советы врача.
12 Дни добрых дел.
Самыми популярными формами взаимодействия с родителями в детском саду с внедрением инновационных форм работы с родителями с позиции компетентностного подхода являются следующие:
1. Общее родительское собрание ДОУ
На общих родительских собраниях обсуждаем проблемы воспитания детей с использованием презентаций. В результате такой формы работы родителей знакомим с Публичным докладом, Уставом учреждения, Программой развития и коллективом педагогов. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Для родителей проводим экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения; издаем буклеты; организуем выставки работ детей; проводим дегустацию блюд; дети выступают на собраниях с праздничными концертными номерами. Привлекаем для выступления перед родителями специалистов ДОУ и других организаций, так например, в прошлом и этом учебном году на общих родительских собраниях выступили Шкляева С.А, главный педиатр ЦРБ, медицинская сестра Бабикова Э.Л., учитель – логопед Новикова Н.Н.
2. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)
Очень весело, задорно, интересно проходят совместные мероприятия такие, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Праздник урожая», вечер взаимодействия «Как мы весну встречали».
3. Уголок для родителей.
Красиво и оригинально оформляем родительские уголки. В нем размещаем полезную для родителей и детей информацию: режим дня 21
группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей, плакаты со справочной информацией (родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности, информационные листы ( информация о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.), поздравления на праздники, например к Дню 8 Марта, К Новому году, поздравления с 23 февраля и др.
4. Консультации для родителей
В качестве инновационного аспекта к консультациям привлекаются не только педагоги, учителя, врачи и другие представителе профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители), но и сами родители в соответствии с их компетенцией.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о инновационном потенциале традиционных форм работы с родителями в ДОУ с позиции компетентностного подхода является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью родителей повышать психолого-педагогическую культуру, узнать много нового о воспитании ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, познакомиться с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители хотят видеть ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдать процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Разработанная нами система работы с родителями доказала свою эффективность по внедрению в традиционные формы работы с родителями инновационных форм с позиции компетентностного подхода. Цель работы достигнута, обобщен опыт работы по данному направлению в ДОУ, о чём свидетельствуют положительные результаты, проведенного мониторинга в конце года, который позволил сделать вывод о том, что родители довольны работой педагога и самих родителей.
Таким образом, подведя итоги проделанной работы об инновационном потенциале традиционных форм работы с родителями в ДОУ с позиции компетентностного подхода, можно сделать вывод:
- родители получают необходимую сумму знаний по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
- полученные знания родители активно используют в повседневной жизни.
- удалось привлечь родителей к активному взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением .
- родители стали активными участниками воспитательно – образовательного процесса, повысилась их компетентность в области педагоги и психологии детей дошкольного возраста;
Представленный опыт работы может быть использован другими педагогами, работающими с родителями в образовательных учреждениях.
Включение в работу с родителями инновационных методов дали хороший результат. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в ФГТ, «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Актуальность обуславливается следующим: что родители испытывают затруднения в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, им необходима педагогическая помощь.
Целью проведенной работы стало повышение компетенции родителей в вопросах дошкольного воспитания с использованием инновационных методов, привлечение их к работе дошкольного учреждения.
Исходя, из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении
2. Помочь родителям получить необходимую сумму знаний по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
3. Научить родителей использовать полученные знания на практике.
4. Привлечь родителей к активному взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением .
В ходе работы были определены и использованы следующие методы:
- Теоретический (изучение литературы по проблеме);
- Социолого-педагогический (изучение психолого-педагогической документации, беседы с родителями, воспитателями, изучение опыта работы других дошкольных учреждений и др.);
- Экспериментальный (использование в работе с родителями инновационных методов и форм ).
Таким образом, итогом проведенной работы является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Формы работы с родителями в ДОУ
Анализ психолого-педагогической литературы.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
В противоположность Я.А. Коменскому, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А. Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.
В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 года, говорилось: «Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 года, говорилось: «Дошкольное детское учреждение — ясли — сад — создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.»
В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР -организуется лаборатория семейного воспитания. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой и др. были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В 40-60-е годы, проблема "борьбы" дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.
В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.
Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.
В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Это происходит по нескольким причинам:
- не желание что-то менять;
- устойчивые штампы в работе;
- большая затрата времени на подготовку и т.д.
- не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
- при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
- довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
- у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Учитывая данные причины, работу с родителями стараемся выстраивать хотя и в традиционных формах, но с применением инновационных методик и технологий.
Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями
К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, листы отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, анализ посещаемости родителями , проводимых мероприятий и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Все многообразие форм можно условно разделить на две большие подгруппы:
1. работа с семьей внутри детского сада
2. работа с семьей за пределами детского сада
Начнем с первой подгруппы – непосредственной работы дошкольного учреждения с семьей. Какой результат получают родители при традиционном подходе, когда речь идет о презентации дошкольного учреждения? Достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, о платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами. Компетентностный подход помимо информационной составляющей способствует активизации поведения родителей – включение в различные виды деятельности, организация экспертизы с их стороны, а также внесение предложений. Что дает непосредственная образовательная деятельность с детьми в ДОУ в традиционной форме? В основном представления о содержании и технологиях работы. Компетентностный же подход позволит воспитателю включить в непосредственную образовательную деятельность элементы беседы со взрослыми (ссылаясь на компетентность в каких – то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказывать гостю новое). Эффективность компетентностного подхода зрима во всех ситуациях педагогического процесса: и при проведении советов и ситуаций, и в интервью с родителями, и в ходе собраний и круглых столов.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования инновационных форм в работе с родителями, решила выстроить свою работу следующим образом:
1.Провести анализ используемых форм в работе с родителями ДОУ и мониторинг посещения мероприятий для родителей;
2.Проведение работы с родителями с использованием инновационных методик и технологий;
3.Анализ результатов работы с родителями.
В нашем детском саду лидируют следующие традиционные формы работы с родителями с внедрением новых методов и технологий:
1. Групповые собрания родителей
2. Индивидуальные консультации
3. Педагогические беседы с родителями
4. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи
5. Папки–передвижки
6. Анкетирование
7. Доска объявлений
8. Ящик для предложений
9. Посещение семьи
10 Библиотека игр
11 Советы врача.
12 Дни добрых дел.
Самыми популярными формами взаимодействия с родителями в детском саду с внедрением инновационных форм работы с родителями с позиции компетентностного подхода являются следующие:
1. Общее родительское собрание ДОУ
На общих родительских собраниях обсуждаем проблемы воспитания детей с использованием презентаций. В результате такой формы работы родителей знакомим с Публичным докладом, Уставом учреждения, Программой развития и коллективом педагогов. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Для родителей проводим экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения; издаем буклеты; организуем выставки работ детей; проводим дегустацию блюд; дети выступают на собраниях с праздничными концертными номерами. Привлекаем для выступления перед родителями специалистов ДОУ и других организаций, так например, в прошлом и этом учебном году на общих родительских собраниях выступили Шкляева С.А, главный педиатр ЦРБ, медицинская сестра Бабикова Э.Л., учитель – логопед Новикова Н.Н.
2. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)
Очень весело, задорно, интересно проходят совместные мероприятия такие, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Праздник урожая», вечер взаимодействия «Как мы весну встречали».
3. Уголок для родителей.
Красиво и оригинально оформляем родительские уголки. В нем размещаем полезную для родителей и детей информацию: режим дня 21
группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей, плакаты со справочной информацией (родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности, информационные листы ( информация о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.), поздравления на праздники, например к Дню 8 Марта, К Новому году, поздравления с 23 февраля и др.
4. Консультации для родителей
В качестве инновационного аспекта к консультациям привлекаются не только педагоги, учителя, врачи и другие представителе профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители), но и сами родители в соответствии с их компетенцией.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о инновационном потенциале традиционных форм работы с родителями в ДОУ с позиции компетентностного подхода является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью родителей повышать психолого-педагогическую культуру, узнать много нового о воспитании ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, познакомиться с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители хотят видеть ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдать процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Разработанная нами система работы с родителями доказала свою эффективность по внедрению в традиционные формы работы с родителями инновационных форм с позиции компетентностного подхода. Цель работы достигнута, обобщен опыт работы по данному направлению в ДОУ, о чём свидетельствуют положительные результаты, проведенного мониторинга в конце года, который позволил сделать вывод о том, что родители довольны работой педагога и самих родителей.
Таким образом, подведя итоги проделанной работы об инновационном потенциале традиционных форм работы с родителями в ДОУ с позиции компетентностного подхода, можно сделать вывод:
- родители получают необходимую сумму знаний по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
- полученные знания родители активно используют в повседневной жизни.
- удалось привлечь родителей к активному взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением .
- родители стали активными участниками воспитательно – образовательного процесса, повысилась их компетентность в области педагоги и психологии детей дошкольного возраста;
Представленный опыт работы может быть использован другими педагогами, работающими с родителями в образовательных учреждениях.
Включение в работу с родителями инновационных методов дали хороший результат. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД Тема: « Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»
доклад к педагогическому совету...
Консультация для воспитателей «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»
Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:1) Работа с семьей внутри детского сада2) Работа с семьей за пределами детского сада.Всем хорошо известна первая группа, но мало ...
Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями.Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.
Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф...
Традиционные и не традиционные формы работы учителя логопеда в ДОУ.
Разнообразие форм работы учителя логопеда в ДОУ....
Инновационный подход к традиционным формам работы с семьей
Инновационный подход к традиционным формам работы с семьей...
Традиционные и не традиционные формы работы с родителями по здоровьесберегающей деятельности.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна.Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми. Наздоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является с...
Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»
Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»Цель проекта. Целью создания системы родительск...