Взаимодействие ДОО и семьи с позиции компетентностного подхода
консультация на тему

Харитонова Асель Сахавадиновна

В данной работе рассмотрены некоторые формы работы с родителями с позиции компетентностного подхода в рамках реализации компетентносто-ориентированного образования в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОО и семьи с позиции компетентностного подхода

Автор: воспитатель высшей

квалификационной категории

МБОУ «Промышленновская СОШ №2» (детский сад)

Абдрахманова Асель Сахавадиновна

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования – дошкольной образовательной организации. Развитие данной системы определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит ломка традиционных взглядов на природу детского развития, ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества.

Все это, требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования, внедрение научно-методических разработок, рассматривающих инновационную деятельность, обеспечивающую формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому очень важной, на сегодняшний день, является проблема реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании.

Основные положения компетентностного подхода в российском образовании нашли отражение в «Стратегии модернизации содержания общего образования», в которой понятие компетентности было определено в качестве центрального, узлового понятия. Компетентностный подход, компетентность, компетенция всесторонне рассматривались в психолого-педагогических исследованиях многих авторов: В.А.Болотова, В.В.Башева, И.А.Зимней, М.В.Крулехт, Л.В.Свирской, Г.А.Федотовой, И.Д.Фрумина, Р.М.Шерайзиной, А. В.Хуторского, Б. Д.Эльконина, и др.):

- компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б. Д. Эльконин);

- компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» (А. М. Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П. Г. Щедровицкий);

- компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В. В. Башев);

- компетентность как актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека (И. А Зимняя);

- компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В. А. Болотов);

- компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И. Д. Фрумин).

Но в целом, компетенция - общая способность человека мобилизовать в деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий

Существуют некоторые психолого-педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного образования в ДОУ:

- субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;

- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т. е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

- вовлечение семьи.

Таким образом, одним из условий реализации компетентностно-ориентированного образования в ДОУ является взаимодействие с семьей.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Следовательно, первая школа воспитания растущего человека – семья. Семья – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".

Детский сад – это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников (совместная работа в триаде "Семья – ребенок – детский сад").

Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей – в ряду самых актуальных на сегодняшний день.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

Далее я вам предлагаю рассмотреть традиционные и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ под углом компетентностного подхода.

1 форма. Презентация дошкольного учреждения

Традиционный подход – родители получают достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, о платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопед, психолог, инструктор по плаванию и закаливанию, социальный педагог).

Компетентностный подход помимо информационной составляющей способствует активизации поведения родителей – включение в различные виды деятельности, организация экспертизы с их стороны, а также внесение предложений.

2 форма. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Традиционный подход – родители имеют представления о содержании и технологиях работы.

Компетентностный подход позволяет воспитателю включить в занятия элементы беседы со взрослыми (ссылаясь на компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать гостю новое).

3 форма. Педагогический совет с участием родителей

Традиционный подход – содержание педагогического совета направлено на привлечение взрослых к активному осмыслению проблем воспитания в семье, но обязательно с учетом индивидуальных потребностей детей.

Компетентностный подход предполагает участие родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении заседания, когда они могут выступать в качестве экспертов и критиков.

4 форма. Интервью с родителями

Традиционный подход – эта форма дает педагогу возможность установить не только соответствующую атмосферу в общении с родителями, но и обратную связь – в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

В рамках компетентностного подхода повышение эффективности интервью возможно и при обратной связи, и при условии его применения и демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями).

5 форма. Педагогические ситуации

Традиционный подход – педагогические ситуации связаны с обсуждением вопросов, которые позволяют активизировать поведение родителей, сделать общение полезным для обеих сторон.

В рамках новой философии компетентностного подхода применение ситуаций целесообразно в случае решения типичной для конкретной семьи обстановки и при участии семей воспитанников.

6 форма. Телефон доверия

Традиционный подход – позволяет родителям в игровой форме задавать любые интересующие вопросы и устно, и письменно. На основе анализа воспитатель планирует дальнейшую работу.

С позиции компетентностного подхода такая форма работы будет более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают – педагог отвечает, педагог спрашивает – родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность.

7 форма. Посещение семьи

Считается традиционным мероприятием, когда воспитатель каждой возрастной группы знакомится с условиями жизни и воспитания своих подопечных на дому.

Инновационным оно может стать при условии активизации родителей при непосредственном их участии в данном процессе: взаимопосещений, родительских «десантов» и др.

8 форма. Педагогические беседы с родителями

В практике работы ДОУ применимы как форма установления связи воспитатель-семья. Форма эта сочетается и с другими приемами, например, с посещениями на дому, родительскими собраниями, консультациями.

Эффективность бесед может быть повышена при их целевом характере (по запросу родителей), внесении в содержание элементов дискуссии, проблем.

9 форма. Тематические консультации

Плановые консультации проводятся в детских садах систематически и в каждой возрастной группе, и для всех родителей.

При инновационном подходе эффективность может быть повышена при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем.

10 форма. Собрания-встречи, круглый стол

Суть их в том, что здесь обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания с привлечением специалистов. На заседания приглашают родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. 

Эффективность данной формы также существенно повысится, если педагог применит активизирующие методики. Имеются в виду:

• групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей;

• видеокоррекция, связанная с проигрыванием заданий, сопровождаемых видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка. Запись затем просматривается и анализируется;

• игры, моделирующие проблемы и решения в триаде ребенок-педагог-родитель;

• совместные действия, основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий;

• конструктивный спор, который поможет сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций;

• вербальная дискуссия, обучающая культуре диалога в семье, обществе.

11 форма. Конференции с участием родителей

Конференции с участием родителей, когда речь идет о работе дошкольного учреждения с семьей, направлены на обобщение и распространение опыта семейного воспитания.

Если же подходить с инновационных позиций, в ходе конференций педагоги, специалисты, родители в занимательной форме смогут моделировать и проигрывать жизненные ситуации. Это не только даст возможность родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и будет способствовать установлению доверительных отношений и с педагогами, и со специалистами.

12 форма. Общие родительские собрания

При традиционном подходе в повестку дня обычно включают организационные вопросы, касающиеся совместной работы всего дошкольного учреждения. Как правило, их планирует и проводит заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями.

Инновационным моментом в данном процессе может стать активизирующая роль родителей с внедрением следующих технологий: элементов тренинга, мастер-классов, семинаров-практикумов, семинаров, видеотренингов, видеопрезентаций, показа видеозаписей, сделанных на занятии. Работая по такой схеме, за короткое время можно добиться от родителей поразительных результатов, основанных на их активности, заинтересованности.

13 форма. Эпизодические привлечения родителей к посещению детского сада

Цель этого мероприятия должна сводиться не только к их участию в работе дошкольного учреждения (в специально отведенные дни дежурств), но и к совместным с детьми экскурсиям, прогулкам, досугам и развлечениям.

Продуктивность работы также можно повысить с позиций компетентностного подхода. Если посещение детского сада связывается с постановкой перед родителями конкретных задач; с наблюдением за деятельностью воспитателя, поведением своего ребенка, играми детей, отношениями как между сверстниками, так и между взрослыми и детьми; с присутствием на занятиях и ознакомлением с бытовыми условиями группы детского сада.

14 форма. Школа для родителей

При традиционной форме родители выступают в качестве объектов учения, где им предлагаются основы педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания, предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье, привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях.

В инновационном аспекте в качестве лекторов в подобные школы могут быть привлечены родители.

15 форма. Читательские конференции на тему книг о воспитании

Их организуют библиотеки, приглашая на встречи родителей с детьми. Здесь, совместно с писателями, поэтами, социологами, обсуждаются тематические книги и публикации.

Новационным моментом может стать то, что организаторами конференции выступят родители, а дети и педагоги – ее участниками.

16 форма. Тематические выставки

Их цель – пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района.

Для повышения результатов работы эта форма может быть направлена на презентации творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей. Площадки для выставок предоставляют родители.

17 форма. Тематические листовки

В традиционной форме связаны с пропагандой определенных идей и событий.

В инновационном аспекте инициатива выпуска листовок принадлежит родителям. Именно они выбирают тему, проверяют содержание (на предмет актуальности, научности, достоверности), осуществляют корреляцию данных по запросу других родителей.

18 форма. Анкетирование

Его суть: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках.

Для повышения эффективности опросного метода анкету могут составлять сами родители. За достоверность информации будет отвечать родительский комитет (инициативная группа). Обрабатывать же информацию должны родители; это позволит получать более достоверные данные.

19 форма. Наглядная педагогическая информация

Традиционные средства наглядной педагогической информации, как известно, это разнообразные стенды, уголки краткой информации.

В плане компетентностного подхода мы предлагаем дополнить стенды настольной тематической информацией, составленной по запросам и заявкам родителей. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами, – заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет, где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Активизирующим элементом может стать и комплектация библиотеки по инициативе родителей (в том числе и виртуальная), и аннотации, подготовленные ими же (в том числе и на сайте детского сада).

20 форма. Раздел детского творчества в приемной

Что мы обычно видим? Теме занятия, программному содержанию отведено место в специальном кармашке, а детские работы, окантованные в рамки, висят на стенде.

Усилить воздействие возможно, если в приемной будет предусмотрено место для домашнего творчества детей, в том числе совместного со взрослыми. Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. За педагогом остается комментирующий материл, например, запись такого содержания: «Данные работы выполнены в технике коллажа, оригами, карвинга». Тогда участие в выставке – как групповой, так и индивидуальной – также станет частью портфолио ребенка.

Таким образом, подводя итог выступления можно сказать, что такие формы взаимодействия с семьей с позиции компетентностного подхода позволяют родителям повышать психолого-педагогическую культуру, становится более компетентными в вопросах воспитания и развития детей, так как они из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно превращаются в активных участников встреч и помощников воспитателя и администрации ДОУ и тем самым создается атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей становится более гибкой, потому что они являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей.

Но вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Желательно, чтобы бабушки и дедушки также стали частыми гостями в группе. Ведь добротой и лаской они смогли бы заполнить нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход педагога при ознакомлении дошкольников с русской традиционной куклой

Проблемы, пути реализации и перспективыкомпетентностного подхода в образовании...

Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям явл...

Реализация компетентностного подхода в работе с семьей с использованием инновационных форм

На современном этапе в условиях введения ФГОС дошкольного образования ДОО  должна выступать объединяющим и координирующим звеном в процессе интеграции воспитательного воздействия всех субъе...

Консультация для воспитателей «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»

Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:1) Работа с семьей внутри детского сада2) Работа с семьей за пределами детского сада.Всем хорошо известна первая группа, но мало ...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...