Условия развития познавательной активности
занимательные факты по теме

Полонникова Надежда Михайловна

 

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает познавательная активность ребенка. У него возникают предпосылки для развития продуктивной формы мышления и, конечно, очень важно какой именной деятельностью занят дошкольник.

Как отмечают многие специалисты,  взрослые могут уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает познавательная активность ребенка. У него возникают предпосылки для развития продуктивной формы мышления и, конечно, очень важно какой именной деятельностью занят дошкольник.

Как отмечают многие специалисты,  взрослые могут уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения.

Такими причинами могут выступать, например,

1. отрицательное отношение к экспериментированию: «Пусть лучше книжки посмотрит, чем в песке возиться», «Не трогай!» т.е. отрицание опытной деятельности, как таковой;

2. отрицательное отношение к проявлениям исследовательского поведения и любознательности в определенных областях: «Это опасно» (без объяснения почему) или «Ты еще маленький» (возможно, родители просто не умеют объяснять ребенку даже очевидные вещи), «Это не для девочек»  и т.д.;

3. формирование глобальной установки на запрет к исследованию и любознательности: «Не задавай лишних вопросов» (а кто сказал, что для ребенка это лишние вопросы?) или «Не смотри по сторонам. Лучше бы под ноги глядел» (лучше, чем учится наблюдать?) и прочее.

По мнению многих психологов и педагогов, главный путь развития исследовательского поведения ребенка – это его собственная исследовательская практика, построенная на спонтанном желании изучать окружающее.

 Таким образом, для родителей сформулировали несколько правил, позволяющих поддерживать и развивать исследовательские умения:

1. поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обуславливает потребность в исследовании. Например: какой бывает ветер и зачем он нужен людям?

2. предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Например: позвольте ребенку поэкспериментировать с красками – смешивать их, добавлять больше или меньше воды, рисовать кистью и пальчиками, делать трафареты и т.д.  Чтобы такой простой эксперимент не превратился в конечном итоге в баловство, объясните ребенку правила: краски брать только чистой кисточкой, смешивать не в контейнере с краской, а на палитре или тарелочке, приготовить тряпочки для вытирания клякс или случайно пролитой воды, тщательно  вымыть ручки с мылом и т.д.

3. если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясняйте, ПОЧЕМУ Вы это запрещаете, и помогите определить, что можно или как можно. Например: нельзя рвать, сгибать комнатные растения, но их можно разглядывать, поливать, рыхлить землю, опрыскивать. При чем, взрослый должен сам показывать алгоритм, в его присутствии ребенок должен повторять действия, чтобы в дальнейшем Вы могли дать ребенку почувствовать себя самостоятельным и ответственным и он уже без вашего участия уже мог ухаживать за некоторыми СВОИМИ цветочками, соблюдать режим полива и освещения.

4. побуждайте малыша с раннего детства доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Это научит ребенка целеполаганию, ответственности, прогнозированию и т.д. Например, если ребенок сложит разбросанные карандаши в коробку, то вы вместе с ним сможете увидеть ВСЕ ли карандаши на месте или некоторые нужно еще поискать. Похвалите ребенка за его старание: Ты уже сложил ВСЕ карандаши?! Ты собрал карандаши САМ?!  И т.д.

Можно расспрашивать о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг, - рассуждая и аргументируя, он приобретает умение формулировать выводы.

Так же, поддержать и развить познавательный интерес детей к объектам и явлениям окружающего мира возможно, поощряя и стимулируя исследовательскую активность коллекционировании, выполнении мини-экспериментов (например: вырасти лук в разных условиях, путем проращивания луковицы в земле и воде).

Обязательно обращайтесь к воспитателю: возможно, что некоторые эксперименты, опыты или другую практическую деятельность ваш ребенок захочет повторить дома и, конечно, показать свои успехи Вам. Поддержите ребенка в его начинаниях.

Рекомендуемая литература:

1. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка (от рождения до шести лет). СПб.: Речь, 2010.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

3. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. – М.: Сфера, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Обогащение предметно-развивающей среды как условие развития познавательной активности старших дошкольников на примере проекта "Мой любимый город"

Обогащение предметно-развивающей среды как условие для гармоничного развития юного петербуржца в старшей и подготовительной группах детского сада...

Консультация«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»

Консультация "Исследовательская и эксперементальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности"...

«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследования пр...

Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности

Цель: освоение организации  исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...

Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности

Цель: освоение организации  исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...