Обогащение предметно-развивающей среды как условие развития познавательной активности старших дошкольников на примере проекта "Мой любимый город"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Гала Борисовна

Обогащение предметно-развивающей среды как условие для гармоничного развития юного петербуржца в старшей и подготовительной группах детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_galina_borisovna._tezisy_4.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность изучения истории и культуры Санкт-Петербурга трудно переоценить. Эта тематика настолько разнообразна и интересна, что может быть отражена в любом из центров предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста и сразу во всех одновременно. Обогатить среду, наполнить ее разнообразными материалами, возбудить интерес  у воспитанников и, как следствие, развивать познавательную активность детей по отношению к Петербургу  – вот цель воспитателя, работающего над проектом «Мой любимый город».

Данный проект позволяет старшим дошкольникам узнать и полюбить свой город, свою Родину, историю и культуру своей страны, стать истинным патриотом Санкт-Петербурга и всей России.

У детей развивается интеллект, формируется живой интерес к Петербургу, к его облику, к происходящим  в городе событиям. Создается эмоциональный настрой на город и на ощущение себя как петербуржца, формируются активные познавательные процессы, способствующие развитию речи и формированию математических представлений.

На протяжении 2-х лет в моей старшей и затем подготовительной группах реализуется проект

 « Мой любимый город»,позволяющий разносторонне развивать моих воспитанников,

 сначала пробудить  интерес к Санкт-Петербургу, а затем постепенно обогащать их знания по теме, используя различные методики и технологии.

Здесь передо мной как воспитателем ставится задача осуществления  партнерства детей со взрослыми – воспитателем и родителями. Предметно-развивающая среда постепенно  наполняется различными материалами по теме, стимулирующими познавательную активность каждого ребенка.  

Совместно с детьми изготавливаются различные поделки, газеты по теме, сшиваются фотоальбомы по семейно-петербуржской тематике, решаются математические и логические, ассоциативные задания, кроссворды, новые развивающие игры (как покупные, так и изготовленные самостоятельно) .

Постоянно выставлена экспозиция регулярно меняющихся творческих работ, сделанных как самими детьми, так и с помощью их родителей. В большом объеме представлены различные красочные книги о Петербурге, картины, фотографии города, его достопримечательностей. Отдельно детьми используются различные петербуржские задачники, деревянные и бумажные конструкторы и пазлы о городе, викторины, домино и другие игры.

Реализацию проекта завершает открытое мероприятие, посвященное Петербургу, с присутствием родителей, других педагогов, которое может быть представлено как викторина, путешествие, экскурсия или КВН с возможным участием Петра 1. Это своеобразный отчет Петру 1 о наших достижениях.

Обычно моим детям очень нравится рассматривать книги, наглядный материал о Петербурге, играть в ими же придуманные игры о петербуржских достопримечательностях «Ассоциации», «Узнай по силуэту», «Добавь то,чего не хватает», придумывать сказки о городе. Обычно я записываю их  фантазии и затем мы все это оформляем в специальной газете. Всех проводимых конкурсов не перечесть, они могут быть приурочены ко многим памятным датам Петербурга, например, ко Дню снятия блокады Ленинграда, ко дню рождения города, ко Дню Великой Победы 9 мая.

Таким образом, путем насыщения и обогащения предметно-развивающей среды по всем направлениям, я сначала формирую интерес детей к Петербургу и, как следствие этого интереса, их познавательную активность.

Самой большой трудностью в реализации этого проекта считаю инертность многих родителей, не выезжающих со своими детьми в центр города, не бывающих в музеях и театрах Петербурга. Но постепенно эта инертность уходит, родителям становится удивительно, что их ребенок живо интересуется своим городом. С этой минуты родители начинают смотреть в одну сторону с воспитателем в отношении воспитания истинного петербуржца, перестают считать, что «еще рано» и начинают сами закреплять знания своих детей, посещая музеи, театры, выставки, парки Петербурга с обязательным фотоотчетом о прогулках и экскурсиях, из которых создается большой фотоальбом, любимый всеми детьми.

В результате реализации этого проекта предметно-развивающая среда находится в постоянной динамике, изменяется во времени и в пространстве, наполняется и обогащается предметами продуктивной деятельности воспитанников. У каждого ребенка есть возможность сравнить и оценить то , что им было сделано раньше, и что он может сделать теперь, спустя год-два, сравнить свои знания и умения.

Для реализации проекта воспитатель должен сделать подачу всего материала о Санкт-Петербурге максимально адаптированной,  интересной и понятной для всех детей, ничто не должно ограничивать их свободный доступ к заинтересовавшим альбомам, играм, книгам и т.п.

К концу пребывания в детском саду старшие дошкольники получают и закрепляют знания о Санкт-Петербурге, его истории и культуре, достопримечательностях, развивается речь, логика, ассоциативное мышление, пополняется лексический запас, формируется кругозор и желание получать ответы на постоянно возникающие вопросы, ребенок становится интересующейся личностью, гордится родным городом и своей страной в целом. Дети учатся делать выводы и давать оценку своим действиям и действиям своих товарищей, развивается фантазия и эстетический вкус, формируются нравственные понятия и этика поведения петербуржца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Познавательно - речевая среда как условие развития речи у старших дошкольников на логопункте ДОУ

Познавательно - речевая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в с...

«Создание предметно-развивающей среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

В презентации представлен опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для эксперементирования в старшей группе ДОУ как средства развития познавательной активности дошкольников. Описаны оп...