Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
методическая разработка (младшая группа) по теме
Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivya_v_seme_v_opredelyonnyh.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать малыша в детский сад. Что ждет кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.
Пожалуй, один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. Большинство детей начинает посещать детский сад около 2 лет.
В случае если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается:
3 адаптационные группы:
группы | эмоциональное состояние | деятельность | отношения со взрослыми | отношения с детьми | речь | потребность в общении |
1 | слёзы, плач | отсутствует | отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя) | отрицательные | отсутствует или связана с воспоминания-ми о близких. | Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе. |
2 | неуравновешен. заплачет, если рядом нет взрослого. | наблюдение, подражание взрослым. | положительныепо инициативе воспитателя. | отсутствуют или положитель-ные (ответные). | ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых). | Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении. |
3 | спокойное, уравновешен-ное | предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра. | положительные по инициативе ребёнка | положитель-ные | инициативная (сам обращается ко взрослым и детям). | Потребность в общении со взрослым и в самостоятель-ных действиях. |
Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.
Родители уже определились с выбором детского сада, в который будет ходить их малыш, поэтому они переходят к знакомству с детским садом и его персоналом. Это происходит на первой беседе, которую проводит заведующая детского сада.
Цель беседы: получение максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о специфики и приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи; воспитание и развитие ребёнка; о возможностях конструктивного участия родителей в работе детского сада.
На этой беседе родителям дается первичная информация о том, как организуется процесс работы детского сада.
Режим работы
Питание
Оплата
Знакомство с педагогами (устная характеристика личностных качеств)
Знакомство с помещением детского сада и группой, которую будут посещать будущие воспитанники
Установлена дата первого родительского собрания
Родителям предлагается анкета (устная беседа)
Анкета №1:
Как вы относитесь к особым проявлениям вашего малыша: капризам, непослушанию, и т.п. .
Что считаете главным?
сделать его послушным, подчинив себе волей
даете ему возможность для проявления и закрепления самостоятельности
Какие запреты существуют дома? .
.
Чему ребенок уже научился?
как говорит .
как двигается .
что любит делать .
Кто ухаживает за ребенком? .
С кем он больше всего проводит времени? .
Чем члены семьи любят заниматься вместе? .
.
Чему уделяют больше внимания при общении с ребенком?
игре
интеллектуальное развитие
чтение книг
просмотр телевизора
В чем испытываете трудности в воспитании ребенка? С чем они связанны?
.
.
.
.
На какие качества личности ребенка советуете ориентироваться, опираться воспитателям? .
.
Чтобы посоветовали нам – всем тем, кто будет работать с ребенком в детском саду? .
.
.
.
Первое родительское собрание проводим в мае. Оно проходит под названием: «Давайте познакомимся»
Родителям была предложена игра «Знакомство», в которой каждый родитель, поймав мяч, называет свои Ф.И.О. Это позволило установить эмоциональный контакт с присутствующими.
Мы обратились с просьбой к родителям заполнить информационные карты (первичные анкеты), позволяющие воспитателям заочно познакомиться с будущими воспитанниками (см. Анкета №2),
и выявить, чем могут быть полезны детскому саду и группе родители, какую помощь они могут оказать в организации развивающей среды и жизни группы (см. Анкета №3)
Установили график поступления детей в ДОУ
Родителям была дана консультация о том, какие требования предъявляются к ребенку, поступающему в ДОУ или о том, какими навыками должен обладать ребенок к началу посещения детского сада
Родителям были выданы письменные рекомендации, как подготовить ребенка к условиям ДОУ. Всем родителям предложена памятка «Это важно»
Приучать ребенка к условиям детского сада начали постепенно.
Родителям предложили попросить у заведующей детского сада разрешения приходить поиграть на площадку во время прогулки, чтобы малыш посмотрел, как дети гуляют и как с ними занимается воспитатель.
Заранее поговорили с родителями о ребенке. Узнали о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в семье — обо всем том, что, по их мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень помогает в дальнейшей работе с ребенком, помогает найти к нему индивидуальный подход.
Обговорили с родителями о режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка.
В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, родители могут посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.
Однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Объясняем родителям в индивидуальной беседе, что для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
В уголке для родителей разместили информационный материал, который освещает вопрос психологических особенностей детей раннего возраста, так как в группу приходят дети от 1.5 до 3 лет, а значит, и возрастные особенности их различны.
В ходе индивидуальных бесед с родителями выясняли, как изменяется поведение ребенка дома с момента поступления в детский сад.
Мы предложили родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома.
Также родителям был предложен ряд анкет, позволяющих получить наиболее полную информацию о ребенке и его ближайшем окружении.
За поведением ребенка в группе ведется постоянное наблюдение, результаты которого заносятся в дневники развития детей.
В контакте с родителями было начато оформление портфолио дошкольника, в котором размещается вся информация о воспитаннике и его развитии.
По окончанию адаптационного периода, выясняем у родителей их мнение о процессе адаптации ребенка, что позволяет что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
Вывод: как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.
Только согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет "Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада"
Буклет поможет родителям как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ...
Нетрадиционные техники в период адаптации детей к условиям детского сада
Известно, что когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды воспринимаются насторо...
"Применение малых фольклорных форм в период адаптации детей к условиям детского сада"
Материал в помощь воспитателям в период адаптации детей к условиям детского сада....
Памятка для родителей в период адаптации детей к условиям детского сада
Этот материал можно использовать в период адаптации для родителей....
"Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям детского сада"
Консультация для педагогов...
Буклет "Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада"
Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада....
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада
Консультация для педагогов дошкольного учреждения...