Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
методическая разработка (младшая группа) по теме

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivya_v_seme_v_opredelyonnyh.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать малыша в детский сад. Что ждет кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Пожалуй, один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. Большинство детей начинает посещать детский сад около 2 лет.

 В случае если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается:

3 адаптационные группы:

группы

эмоциональное состояние

деятельность

отношения

со взрослыми

отношения с детьми

речь

потребность в общении



1



слёзы, плач



отсутствует

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)



отрицательные

отсутствует или

связана с воспоминания-ми о близких.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.



2


неуравновешен. заплачет, если рядом нет взрослого.


наблюдение, подражание взрослым.



положительныепо инициативе воспитателя.

отсутствуют или положитель-ные (ответные).

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.



3


спокойное, уравновешен-ное

предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.


положительные по инициативе ребёнка



положитель-ные

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

Потребность в общении со взрослым и в самостоятель-ных действиях.

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Родители уже определились с выбором детского сада, в который будет ходить их малыш, поэтому они переходят к знакомству с детским садом и его персоналом. Это происходит на первой беседе, которую проводит заведующая детского сада.

Цель беседы: получение максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о специфики и приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи; воспитание и развитие ребёнка; о возможностях конструктивного участия родителей в работе детского сада.

На этой беседе родителям дается первичная информация о том, как организуется процесс работы детского сада.

Режим работы

Питание

Оплата

Знакомство с педагогами (устная характеристика личностных качеств)

Знакомство с помещением детского сада и группой, которую будут посещать будущие воспитанники

Установлена дата первого родительского собрания

Родителям предлагается анкета (устная беседа)

Анкета №1:

Как вы относитесь к особым проявлениям вашего малыша: капризам, непослушанию, и т.п.                                                                                                       .

Что считаете главным?  

сделать его послушным, подчинив себе волей

даете ему возможность для проявления и закрепления самостоятельности

Какие запреты существуют дома?                                                                      .

                                                                                                                                                  .

Чему ребенок уже научился?

как говорит                                                                                                            .

как двигается                                                                                                         .

что любит делать                                                                                                  .

Кто ухаживает за ребенком?                                                                                            .

С кем он больше всего проводит времени?                                                                   .

Чем члены семьи любят заниматься вместе?                                                                 .

                                                                                                                                                  .

Чему уделяют больше внимания при общении с ребенком?

игре

интеллектуальное развитие

чтение книг

просмотр телевизора

В чем испытываете трудности в воспитании ребенка? С чем они связанны?

                                                                                                                                                  .    

                                                                                                                                                  .  

                                                                                                                                                  .

                                                                                                                                                  . 

На какие качества личности ребенка советуете ориентироваться, опираться воспитателям?                                                                                                                   .

                                                                                                                                                  .

Чтобы посоветовали нам – всем тем, кто будет работать с ребенком в детском саду?                                                                                                                    .

                                                                                                                                                  .

                                                                                                                                                  .

                                                                                                                                                  .

Первое родительское собрание проводим в мае. Оно проходит под названием: «Давайте познакомимся»

Родителям была предложена игра «Знакомство», в которой каждый родитель, поймав мяч, называет свои Ф.И.О. Это позволило установить эмоциональный контакт с присутствующими.

Мы обратились с просьбой к родителям заполнить информационные карты (первичные анкеты), позволяющие воспитателям заочно познакомиться с будущими воспитанниками (см. Анкета №2),

и выявить, чем могут быть полезны детскому саду и группе родители, какую помощь они могут оказать в организации развивающей среды и жизни группы (см. Анкета №3)

Установили график поступления детей в ДОУ

Родителям была дана консультация о том, какие требования предъявляются к ребенку, поступающему в ДОУ или о том, какими навыками должен обладать ребенок к началу посещения детского сада

Родителям были выданы письменные рекомендации, как подготовить ребенка к условиям ДОУ. Всем родителям предложена памятка «Это важно»

Приучать ребенка к условиям детского сада начали постепенно.

Родителям предложили попросить у заведующей детского сада разрешения приходить поиграть на площадку во время прогулки, чтобы малыш посмотрел, как дети гуляют и как с ними занимается воспитатель.

Заранее поговорили с родителями о ребенке. Узнали о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в семье — обо всем том, что, по их мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень помогает в дальнейшей работе с ребенком, помогает найти к нему индивидуальный подход.

Обговорили с родителями о режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, родители могут посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Объясняем родителям в индивидуальной беседе, что для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

В уголке для родителей разместили информационный материал, который освещает вопрос психологических особенностей детей раннего возраста, так как в группу приходят дети от 1.5 до 3 лет, а значит, и возрастные особенности их различны.

В ходе индивидуальных бесед с родителями выясняли, как изменяется поведение ребенка дома с момента поступления в детский сад.

Мы предложили родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома.

Также родителям был предложен ряд анкет, позволяющих получить наиболее полную информацию о ребенке и его ближайшем окружении.

За поведением ребенка в группе ведется постоянное наблюдение, результаты которого заносятся в дневники развития детей.

В контакте с родителями было начато оформление портфолио дошкольника, в котором размещается вся информация о воспитаннике и его развитии.

По окончанию адаптационного периода, выясняем у родителей их мнение о процессе адаптации ребенка, что позволяет что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

Вывод: как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Только согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Буклет поможет родителям как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ...

Нетрадиционные техники в период адаптации детей к условиям детского сада

Известно, что когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды воспринимаются насторо...

"Применение малых фольклорных форм в период адаптации детей к условиям детского сада"

Материал в помощь воспитателям в период адаптации детей к условиям детского сада....

Памятка для родителей в период адаптации детей к условиям детского сада

Этот материал  можно использовать в период адаптации для родителей....

Буклет "Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада....

Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада

Консультация для педагогов дошкольного учреждения...