Нетрадиционные техники в период адаптации детей к условиям детского сада
консультация на тему
Известно, что когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды воспринимаются настороженно или враждебно: незнакомые взрослые и дети, незнакомые игрушки, всё — незнакомое. От того, как будет организована образовательная среда в детском саду, будет зависеть вид адаптации ребёнка.
Психологами установлено, что в возрасте 2-3 лет происходит формирование таких важных качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность и автономность. Эти качества можно считать базовыми для формирования активной адаптации. Так как их формирование происходит на фоне активного освоения ребёнком цветового спектра, то от того, как будет организована цветовая образовательная среда, будет зависеть, насколько полно сформулируются вышеперечисленные качества и уровень психологической безопасности в первой младшей группе детского сада. В этом заключается актуальность выделенной проблемы — необходимость создания психологически безопасной цветовой образовательной среды в период первичной социализации детей 2-3 лет.
Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki_adaptatsii.docx | 357.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста
Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
При проведении занятий я учитываю специфику работы с маленькими детьми. Ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризы, агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации.
При адаптации детей раннего возраста я предлагаю использовать нетрадиционные методы и приемы. Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.
Нетрадиционные методы и приемы
При поступлении ребенка в ДОУ беседуем с родителями о том, какие песенки, мультфильмы предпочитает ребенок. Чтобы отвлечь детей, включаем аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов и сказок, а также звуки природы.
- Шумовые игрушки. Наиболее эффективным, а иногда и единственным прием работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Мы предлагаем шумовые игрушки, сделанные из различного цвета бусинок, бисера, можно порезать и дождик из фольги. Дети будут не только прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать содержимое, потому что сама ёмкость - игрушка обязательно должна быть прозрачной. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.
- Водные игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация. Игра, которую я вам предлагаю называется: "Рыбаки и рыбки". Дети с сочками становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сочка вылавливают рыбок, кладут их рядом на поверхность. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки.
-Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. В этом случае хорошо использовать и лазер: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что привлекает внимание ребёнка.
Это не статичная подвижная наглядность, которая обязательно заинтересует и отвлечет его.
- Пескотерапия. Эти упражнения развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность.
В данном случае я предлагаю заменить песок крупой – пшеном. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышу потрогать воду руками, или построить из пшена замок, сварить кашу - малашу, и просто погрузить руки в крупу. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
- Тестопластика. Наряду с задачами по адаптации малышей решается ряд других задач. Всё взаимосвязано в работе с детьми. Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий (лепка из солёного теста) ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми, а диалог со сверстниками, пусть на самом «примитивном» уровне» - великое подспорье в адаптации маленького человека к новой среде!
- Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами). Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, в данном случае зубная паста, которая наносится на ладони. Очень увлекает малышей рисование мокрыми пальчиками на зеркале, покрытом тонким слоем зубной пасты. По мере нанесения «узоров», ребёнок начинает видеть в отражении себя – это своего рода сюрприз! Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально – положительное отношение к деятельности.
В заключении хочется сказать, анализ работы МБДОУ за последние годы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....
"Применение малых фольклорных форм в период адаптации детей к условиям детского сада"
Материал в помощь воспитателям в период адаптации детей к условиям детского сада....
Памятка для родителей в период адаптации детей к условиям детского сада
Этот материал можно использовать в период адаптации для родителей....
"Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям детского сада"
Консультация для педагогов...
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада
Консультация для педагогов дошкольного учреждения...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Понятие адаптации Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Понятие адаптации Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...