"Применение малых фольклорных форм в период адаптации детей к условиям детского сада"
статья (младшая группа) на тему
Материал в помощь воспитателям в период адаптации детей к условиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья рекомендации в помощь воспитателям в период адаптации. | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
"Применение малых фольклорных форм в период адаптации детей к условиям детского сада"
Одна из главных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск результативных, эффективных методов и приемов подхода к малышу, которые позволят установить с ним двусторонний контакт. Детский возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через поэтические произведения.
С поиском современных моделей воспитания, в настоящее время возрастает интерес к малым стихотворным формам, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Стихи - одно из действенных и ярких ее средств, имеющие огромные дидактические возможности. Знакомство с поэтическими произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование поэтических произведений в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Первое знакомство ребенка с поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток. Несмотря на то, что они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, таят в себе великие жанровые богатства.
Стихи для детей, созданные взрослыми, включают в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Эта область поэтического творчества представляет собой одно из средств педагогики.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Все это позволит многое дать малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в развитии и учитывать это при ознакомлении их с поэзией.
Особую значимость приобретают стихотворные произведения в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по маме, по дому, еще не может общаться с другими детьми, малознакомыми взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще незнакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Воспитатели могут использовать стихи, чтобы побудить детей двигаться:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Дети в детском саду, особенно в период привыкания, часто отказываются от еды. Она им непривычна и отличается от маминой. Удачно подобранные стихи могут помочь во время кормления. Чтобы не кормить детей насильно, отвлекаем внимание ребенка прочтением потешки, с тем, чтобы малыш распробовал предлагаемую пищу.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Взрослый должен сначала рассказать и показать, что и как делать. Только после этого действия становятся осмысленными и содержательными. Причем, показывая те или иные действия, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, каждый раз подставлять его имя, поддерживать и поощрять попытки к самостоятельным действиям. Взрослый является для ребенка центром его предпочтений, благодаря этому он наделяет привлекательностью те действия, которые совершает. Именно эти действия становятся выбираемыми и нужными потому, что их совершает взрослый.
Нельзя забывать, что словарный запас детей дошкольного возраста невелик, стихи должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие побуждают детей к действию, произнесенные на распев, негромко, ласково, успокаивают их, настраивают на сон, отдых.
Простота и мелодичность звучания помогают детям запомнить стихи и потешки. Поэтическое слово действует на детей сильнее, в первую очередь, на чувства, вызывает эмоциональное отношение к содержанию.
В раннем возрасте важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогают малые формы поэтических произведений, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Ритмичность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить их, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Таким образом, поэзия активно входит в круг детского чтения и хорошо воспринимается детьми раннего и дошкольного возраста.
Применение малых поэтических форм как средства организации поведения детей раннего возраста перестраивает естественное поведение ребенка, помогает ему овладеть новыми формами поведения. Эти художественные произведения выполняют следующие функции:
- являются средством отвлечения от одного (нежелательного) действия или ощущения ребенка и его переключения на новое, важное для развития действие, занятие;
- стимулируют переход (трансформацию) отрицательной эмоции к противоположной. Иными словами, такие произведения служат средством остановки аффекта и отстранения от него.
Удачно подобранная и выразительно представленная потешка помогает установить контакт с детьми, вызвать у них положительные эмоции и симпатию к воспитателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....
Нетрадиционные техники в период адаптации детей к условиям детского сада
Известно, что когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды воспринимаются насторо...
Памятка для родителей в период адаптации детей к условиям детского сада
Этот материал можно использовать в период адаптации для родителей....
"Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям детского сада"
Консультация для педагогов...
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада
Консультация для педагогов дошкольного учреждения...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Понятие адаптации Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Понятие адаптации Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...