Формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
методическая разработка

Гареева Светлана Вячеславовна

Аннотация

Актуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Практическая значимость. Важная составляющая деятельности в период адаптации – это взаимодействие с родителями.

Инновационная направленность заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО

Степень распространения представленных материалов. Данные формы работы используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Необходимое условие успешной адаптации лежит в сотрудничестве педагогов и родителей, уважительном отношении друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей во время адаптации детей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. С целью обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) используем активные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.  Выделяют две основные группы форм общения педагогов с родителями дошкольников: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы подразделяются:

  • Коллективные – это родительские собрания, конференции, «Круглые столы».
  • Индивидуальные, к ним относятся педагогические беседы с родителями, тематические консультации. Педагогическая беседа одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя, и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

  • Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки, ширмы.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. С помощью этих форм общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методом их активизации. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Выделяются следующие нетрадиционные формы взаимодействия:

  • Информационно-аналитические, целью которых является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях адаптации к дошкольному учреждению и построение грамотного общения с родителями.
  • Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. К досуговым формам взаимодействия относятся: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, конкурсах, акции.
  • Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. К этим формам проведения общения относятся: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии.
  • Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. К этой форме организации общения относятся: информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, родительские клубы. Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их особенность заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок. К этой группе организации общения относятся: выпуск газет, организация мини-библиотек, информационные стенды.

     Я поставила перед собой цель: помочь легко адаптироваться к условиям детского сада не только детям, но и их родителям, сделав родителей активными участниками педагогического процесса, оказывая им помощь в реализации ответственности за воспитание детей.

Для достижения данной цели и координации деятельности дошкольного учреждения и родителей мы работали над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия детского сада и семьи для успешной адаптации малышей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общность интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку всех членов воспитательного процесса.
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....

буклет "Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Буклет поможет родителям как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ...

Нетрадиционные техники в период адаптации детей к условиям детского сада

Известно, что когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды воспринимаются насторо...

"Применение малых фольклорных форм в период адаптации детей к условиям детского сада"

Материал в помощь воспитателям в период адаптации детей к условиям детского сада....

Памятка для родителей в период адаптации детей к условиям детского сада

Этот материал  можно использовать в период адаптации для родителей....

Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»      Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»...