Влияние массажа пальцев рук на интеллектуальное развитие дошкольника
статья

Кулешова Наталья Владимировна

 

imageМногочисленные исследования специалистов подтверждают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции сло­гов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только речевого аппарата, но и движений пальцев рук, особенно это важно для детей, имеющих проблемы в развитии, как в речевом, так и в интеллектуальном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние массажа рук на интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Последнее вре мя учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма: быст ро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Ребёнок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения вызваны слабостью мышц пальцев руки.

Одним из основных показателей физическо го и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие  движений рук ребенка: чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы. В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Так же существует тесная связь между координацией движений и речью. Многочисленные исследования специалистов подтверждают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции сло гов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только речевого аппарата, но и движений пальцев рук, особенно это важно для детей, имеющих проблемы в развитии, как в речевом, так и в интеллектуальном. 

 Выполняя массаж пальчиков, мы воздействуем  на активные точки, связанные с корой головного мозга. Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта пе рекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая - с правым. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Невропатологи считают, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа и т.д. Если страдает правое полуша рие, то выручает левое, и наоборот.

Поэтому, одной из приоритетных задач воспитания и обучения дошкольника в нашем  ДОУ явля ется подготовка его к школе, развитие  механизмов, необходимых  для овладения письмом, создание условий для развития ручной умелости.

Наши занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обще-развивающие упражнения, работа над дыханием и развитием голоса, простейшие приемы массажа, гим настика для глаз).

В структуру каждого занятия мы  включаем пальчиковые игры или массаж пальцев. В восточной медицине существует убежде ние, что массаж большого пальца повышает функциональную ак тивность головного мозга, указательного — положительно воздей ствует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымян ного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

Поэтому регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее и локальное положительное влия ние на организм.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений ре комендуются различные упражнения и действия с предметами (игры с крупой, бусами, расстеги вание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж (массажными мячами, эластичными кольцами, грецкими орехами). Важно  вовлекать в движения боль ше пальцев, а сами движения производить энергично.

Уважаемые родители,  детские пальчики умелыми становятся не сразу. Начинать работу по развитию мелкой моторики рекомендуется с самого раннего возраста.

Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнас тики и массажа, вы сможете оказать существенную пользу ребенку. Зани маясь с ребенком, придерживайтесь следующих правил:

начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглажи ванием;

движения, выполненные одной рукой, обязательно должны быть по вторены и другой рукой;

движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться;

упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;

не спешите переходить к новому упражнению, важнее четко выпол нить предыдущее, отрабатывая движения каждого пальчика одной и другой руки;

используйте те игры, которые особенно полюбились ребенку;

при массаже пальчиков рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.

Уважаемые родители! Помните, что,  уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,  вы решаете сразу несколько задач: развиваете  речь, косвенным обра зом влияете  на общее интеллектуальное развитие, готовите ребенка к овладению навыкам письма.



- При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.



- Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.

- При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

- При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются:

1. вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения;

2. путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Уважаемые родители!

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений.

- дутье через соломку в стакан с водой;
- надувание воздушных шаров;
- дутье на разноцветные вертушки;
- игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
- пускание мыльных пузырей;
- дутье на одуванчики весной.

При всех этих забавах ребенок непроизвольно учиться делать вдох через нос и выдох через рот.

А как интересно сделать игры для развития выдоха своими руками. Сезонные игрушки: зимой - снежки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесемочках над вырезанными из бумаги цветами; легкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков - вертолетики и самолетики. А для девочек - улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться - ведь сделана она руками домашних.

Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

а. вдох и выдох через нос;
б. вдох и выдох через рот;
в. вдох через нос, выдох через рот;
г. вдох через рот, выдох через нос.

Такую игру мы называем "Осенний туман".

А еще интересно "тянуть" гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребенку, сделать вдох носом и начинать "пение" на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо?

Успехов вам в ваших занятиях - играх!

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.



Предварительный просмотр:

Ритм – это основа речи и чтения 🎓

Ритм – это основа всей жизни человека, потому что ритм — это дыхание, это смена времен года, частей суток, это сердцебиение, ходьба речь!

Малейшее нарушение чувства ритма у детей приводит к нарушению речи, а, как следствие, и нарушению чтения. Ведь невозможно красиво сказать и прочитать, не поставив ударение в нужном слоге, не сделав интонационное ударение, не расставив смысловые паузы. Красивая правильная речь всегда характеризуется правильным ритмическим рисунком.

Именно поэтому дети с малейшим нарушением чувства ритма, будут иметь трудности с освоением чтения, счета, с работой над пространственным восприятием.

Поэтому очень важно обращать внимание на задания с ритмическим компонентом в дошкольном возрасте.

Развитию чувства ритма способствуют:

все игры с музыкальными инструментами, особенно ударными;

повторение ритмов с моторным компонентом (топаем, хлопаем, приседаем в определенной последовательности-ритме);

важно чередовать ритм (быстро-медленно, тихо-громко);

такие упражнения, как кулак-ребро-ладонь, не только способствуют развитию чувства ритма, но и развивают межполушарное взаимодействие;

упражнения с кинезио мячиками и мешочками – это отличный способ развивать чувство ритма на уровне крупной моторики;

и конечно же, все виды заданий на работу с фонематическим слухом и слоговой структурой слова принесут огромную пользу ребенку, готовящемуся освоить чтение и письмо.

Развитие перцептивных действий-основа познания окружающего мира

 

https://disk.yandex.ru/i/vYdiBjwRXUgW-w


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

В данной работе изложена роль различных  игр, направленных на развитие памяти, воображения, внимания у детей дошкольного возраста.  Развивающая игра - эффективное средство формирования таких...

Консультация для родителей: "Влияние массажа рук на интеллектуальное развитие дошкольника"

Массаж для развития пальцев рук.Игры, упражнения для подготовки руки дошкольника....

«Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнк...

Влияние ИКТ на речевое и интеллектуальное развитие дошкольников

Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, звука, видео, запоминать и обрабатывать данн...

Семинар для воспитателей «Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».

Данная разработка может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...

«Влияние игр В. Воскобовича на интеллектуальное развитие дошкольника.»

Выбранная мной тема по самообразованию, над которой я работала в течение учебного года, звучит так: «Влияние игр В.Воскобовича  на интеллектуальное  развитие дошкольника.»Всестор...