Семинар для воспитателей «Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».
методическая разработка
Данная разработка может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад
№1 г. Починка
Семинар для воспитателей
«Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».
Воспитатель высшей категории Александрова Светлана Владимировна
г. Починок 20019г.
Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Цель и задачи
Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи семинара:
1. Формировать готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Примерный план совместных мероприятий с педагогами
месяц | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
октябрь | Консультация «Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду» | Консультация «Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности» | Консультация «Как активизировать познавательную деятельность детей» |
февраль | Мастер – класс «Экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской деятельности «Дюймовочка и мир за окошком» | Мастер – класс «Три вопроса» | Открытое занятие «Волшебные узоры» |
март | Примерный перечень оборудования для лаборатории (методические рекомендации для воспитателей) | Семинар – практикум «Проекты в опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста» | Представление методического пособия «Коллекция опытов для детей» |
апрель | Открытое занятие «Невидимка – воздух» | Открытое занятие «Воздух и вода» | Мастер – класс «Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...

Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения
Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовател...

Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»
В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творче...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речевое развитие детей является одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений....

«Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника» Консультация для воспитателей
Для успешного развития речи ребёнка необходимо комплексное воздействие всех компонентов, влияющих положительно на её качественную и содержательную сторону. Одним из таких средств является театра...
Статья для родителей и воспитателей "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников 1.10.2021 г
Статья "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников"...

"Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников"
quot;Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников"Еще несколько лет назад проблема речевого развития детей дошкольного возраста не была столь острой, как...