Консультация для родителей. Игровой пальчиковый массаж как средство речевого и интеллектуального развития дошкольника.
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_palchikovyy_massazh_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 76.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Игровой пальчиковый массаж
как средство речевого и интеллектуального развития дошкольника.
Ещё несколько лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками. Сейчас же не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняет бытовая техника. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии мелкой моторики рук.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголок, вязальных спиц и пр., застёгивание и расстёгивание пуговиц и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. Первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов сказал очень верные слова о важности развития моторики рук: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Это значит, что если мы хотим вырастить умного ребёнка, то обязательно нужно развивать движения его рук, или другими словами – мелкую моторику.
Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Попросите ребёнка выполнить следующие несложные упражнения.
- Прочтите малышу потешку, выполняя при этом несложные движения пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
- Предложите вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
- У ребёнка должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
- Дошкольник должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
- Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
- Попросить малыша развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
- На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
- Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
- Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
- Предложите ребёнку обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
- Дайте задание заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.
Теперь подведите итоги. Если в 3 года ребёнку дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с ребёнком нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.
Пальчиковый самомассаж - это очень эффективный метод развития крупной и мелкой моторики у детей, а так же речи и познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. На вопрос о необходимости пальчиковых игр легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребёнка. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Какими бы полезными и необходимыми для активизации речевых центров в головном мозге малыша не были игры с пальчиками, они не смогут способствовать развитию речи ребёнка, если с ним не будут разговаривать. Значительный эффект можно получить, сопровождая пальчиковые игры комментариями. Ещё лучше рассказывать в это время стихотворения и включать элемент игры.
Игровой пальчиковый самомассаж - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев, короткий, весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях или на тыльных поверхностях кистей рук), а текст пьесы сопровождается несложными и понятными рифмованными строчками. Но для того чтобы разыграть такой спектакль, ребёнку необходимо в своём воображении создать яркий образ. Содержание массажного приёма, т.е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.
При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, но через время возвращайтесь к уже знакомым.
Я предлагаю вам увлекательные игры и упражнения с пальчиками, которые способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а также помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кроме огромной пользы для развития познавательных способностей ребёнка, пальчиковые игры также помогают наладить с ребёнком доброжелательные отношения. Занимайтесь, играйте с ребёнком ежедневно.
Успехов вам, уважаемые родители!
Знакомство с пальчиками.
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони),
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак).
Эти два – всему указка,
Всё покажут без подсказки (продемонстрируйте указательные пальцы).
Эти – два середничка,
Два здоровых бодрячка (покажите средние пальцы).
Ну, а эти – безымянны,
Молчуны, всегда упрямы (вытяните безымянные пальцы).
Два мизинца-коротышки,
Непоседы и плутишки (покажите мизинцы).
Пальцы главные средь них –
Два больших и удалых (покажите большие пальцы,
остальные пальцы сожмите в кулак).
«Медведь».
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Правая рука:
Шёл медведь к своей берлоге (мизинец),
Да споткнулся по дороге (безымянный),
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил» (указательный).
Так подумал и пошёл (большой)
Левая рука:
Он на поиск диких пчёл (большой).
Все медведи – сладкоежки (указательный)
Любят есть медок без спешки (средний),
А наевшись, без тревоги (безымянный),
До весны сопят в берлоге (мизинец).
«Зоопарк».
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.
Дети любят всех зверей (большой палец):
Птиц, и ящериц, и змей (указательный палец),
Пеликанов, журавлей (средний палец),
Бегемотов, соболей (безымянный палец),
Голубей и глухарей (мизинец),
Меняем руку.
И клестов, и снегирей (большой палец).
Любят горного козла (указательный палец),
Обезьянку и осла (средний палец),
Дикобраза и ежа (безымянный палец),
Черепаху и ужа (мизинец).
«Репка».
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги.
Правая рука: Тянут – тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку (указательный).
Вот пришла бы (большой)
Левая рука: Наша внучка (большой).
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний).
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка? (мизинец)
Хоть держалась крепко (одноименные пальцы соединить
подушечками друг к другу),
Вытянута репка!
«Птицы, фрукты».
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.
На каждый слог – разминание одной фаланги.
По-пу-гай (мизинец),
во-ро-бей (безымянный),
пе-ли-кан (средний),
со-ло-вей (указательный) -
пти-цы (большой).
А-на-нас (мизинец),
аб-ри-кос (безымянный),
а-пель-син (средний),
ман-да-рин (указательный) -
фрук-ты (большой).
«Щелчки».
Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугались щелчка –
Разбежались кто куда!
«Перестук».
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускаем, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимать один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук,
Сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук,
И без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук.
Вот и слышен перестук!
«Карандаш».
Катание шестигранного карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
«Лягушки».
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква, ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша между двумя
ладонями в вертикальном положении карандаша)
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква, ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша тремя пальцами
правой руки)
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква, ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша тремя пальцами
левой руки)
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква, ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша между двумя
ладонями в горизонтальном положении карандаша)
Мы лягушечек возьмём,
На край стола их уберём. (Убираем «карандаши-лягушки» на край стола).
«Прищепочки».
Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие. На ударные слоги стиха бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу (кроме большого) и обратно. После первого двустишья – смена рук.
1-ый вариант: Вот проснулся, встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне».
2-ой вариант: Кусается больно котёнок - малыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
«Весёлая прищепка».
Прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги, следуя словам стихотворения.
Я - веселая прищепка,
Коль поймаю, держу крепко!
Большой пальчик я поймаю
И немного покачаю!
Указательный поймаю
И немного покачаю!
Средний пальчик я поймаю
И немного покачаю!
Безымянный я поймаю
И немного покачаю!
И мизинчик я поймаю
И его я покачаю!
«Всё на свете мы считаем».
Перебирание крупных бусин одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
Бусы мы перебираем,
Всё на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У неё-то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь, и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
«Пальчики – озорные мальчики».
На каждую строчку катание бусинки между большим и другими пальцами.
Круглую рожицу, а не косую (большой - указательный)
Каждому пальчику я нарисую (большой - средний).
Пальчики, как озорные мальчишки (большой - безымянный),
Целых четыре веселых братишки (большой - мизинец)
Смена руки
Пятый братишка на голову ниже (большой - указательный),
Только умишком и он не обижен (большой - средний).
Даже такое порою бывает (большой - безымянный):
Маленький всем четверым помогает (большой - мизинец)!
«Еловые шишки».
1, 2, 3, 4, 5- буду с шишкой я играть (подкидывать и ловить шишку руками),
Буду с шишкой я играть, между ручками катать (прокатывание между ладоней).
В ручку правую возьму, и сильней её сожму (сжать шишку правой рукой).
Ручку быстро разжимаю, шишку по столу катаю (прокатить шишку по столу левой
рукой).
В ручку левую возьму, и сильней её сожму (сжать шишку левой рукой).
Ручку быстро разжимаю, шишку по столу катаю (прокатить шишку по столу левой
рукой).
«Колобок».
Катание ореха или каштана между ладонями, прокатывание по каждому пальцу.
Я катаю колобок,
У него румяный бок,
Круглый бок, румяный бок,
Вот так чудо – колобок!
«Горошки».
Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошины одну за другой и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берётся на ударный слог.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки,
Руки держат все горошки.
«Кормушка для птиц».
Насыпать в ёмкость горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую ёмкость.
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы -
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
«Катаем горошины».
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной, потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу.
Дома я одна скучала,
горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший,
ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай
И другому передай».
«Помощница».
В чашке смешать два вида крупы. Предложить рассортировать её в две разные чашечки.
Я помощницей расту.
Своей маме помогу.
Я крупу переберу,
Рис от гречки отберу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние ИКТ на речевое и интеллектуальное развитие дошкольников
Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, звука, видео, запоминать и обрабатывать данн...
Консультация для родителей «Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса к математике».
Предложенный материал способствует развитию познавательного интереса, умения искать творческие решения поставленных задач....
Консультация для родителей. ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра &nda...
Выступление на педагогическом совете "Детское экспериментирование - средство познавательного и интеллектуального развития дошкольников"
Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников (из опыта работы) Выполнила:воспитатель Арестова Н.В. Слайд 1.«Лучше один раз увидеть, чем сто раз ...
Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников
мастер-класс для педагогов ДОУ...
Консультация для родителей: «Игровая деятельность, как оптимальное средство в решении задач экологического образования дошкольников»
По средствам игровых технологий можно решать самые разные педагогическиезадачи, в частности формировать экологическое мышление у дошкольников. Например,достаточно серьёзную проблему для детей дошкольн...
Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий....